По данным аналитической компании ITReserach российский рынок планшетных ПК 2014 г. впервые показал отрицательную динамику. В натуральном выражении падение составило символические 0,5%, а в рублевом же эквиваленте рынок сократился на 17%.*
Годовая динамика российского рынка планшетов по кварталам в 2013-14 гг.
А ведь совсем недавно все было совсем не так, рынок рос как на дрожжах. Динамика развития рынка была чрезвычайно бурной. Кажется, еще ни один рынок не показывал столь трамплинных скоростей снижения динамики: за два последних года она скатилась с трехзначных положительных до двузначных отрицательных величин.
Насыщение рынка произошло в начале 2014 г., когда продажи зафиксировались на некотором уровне. Планшеты столь бодро начали осваивать потребительский сектор, что сумели за очень короткий срок удовлетворить весь первичный спрос. При этом драйверов, способных сформировать вторичный спрос, т. е. стимулировать замену уже имеющегося парка, создано не было.
Дело, видимо, в том, что планшеты фактически сразу оказались в зоне сверхконкуренции, стимулировавшей ценовой спад и борьбу за торговые полки между десятками производителей, как локальных, так и международных. Особенно это касается единственной на сегодня точки роста рынка – младших планшетов с 7-дюймовым экраном. Стоимость резко упала, и потребитель фактически стал приходить уже просто на цену – еще бы нет, когда 7-8-дюймовое устройство стало стоить как бюджетный смартфон.
Посмотрим внимательнее на динамику развития российского рынка планшетов в 2014 г. ( см рис.) Упав до нуля в начале года, она медленно, но поступательно уходила в отрицательную область, а в конце года как будто выправилась – в четвертом квартале впервые за год был показан небольшой рост, на 4% годовых в штуках. На самом деле ситуация была очень рискованная, но, как ни странно это прозвучит, помог кризис.
Несмотря на явно просевший в начале года спрос, сразу откорректировать товарную политику в отношении планшетов смогли не все вендоры. После печального первого полугодия поставки были возобновлены, несмотря на скопившиеся нераспроданные запасы. К высокому сезону в конце года в канале продаж скопился приличный «навес» продукции. Причем, что особенно важно, продукции, уже загруженной в розницу по старой цене. Резкий обвал рубля в четвертом квартале привел к тому, что население побежало скупать товар по старым ценам. Сметали все. И именно это и позволило успешно распродать опасные стоки.
Можно сказать, рынку планшетов, резко впавшему в системную рецессию, связанную с насыщением потребительского спроса, чудом удалось не попасть на проблемы с критическим затовариванием, как это произошло, например, с ноутбуками в конце 2012 г. Тогда вендоры, активно боровшиеся за долю рынка, не прочувствовали провал спроса. Отношение к продукту уже изменилось, а ноуты все продолжали грузить привычными объемами. Результат был закономерен – товар застрял в канале, рынок обрушился. С планшетами могло произойти то же самое, но девальвация национальной валюты подоспела как раз вовремя.
Что же дальше? Как мы уже отмечали, рост наблюдался лишь по самым дешевым 7-дюймовым устройствам. То, что единственной точкой роста оказывается именно сверхдешевое направление – самый явный показатель общего насыщения первичного спроса, при отсутствии должных поводов для формирования рынка замены. В сфере low-end всегда есть новый пользователь, впервые приходящий на рынок с минимальными требованиями – юношество, главным образом. Это поддерживает нижний ценовой подсегмент в тонусе, и он начинает превалировать над другими, где такой поддержки нет. Общий рынок начинает деградировать по ассортименту, так как все усилия отбирает на себя единственный растущий сверхбюджетный сектор.
Более дорогие устройства (от 9,7 дюйма) сейчас вообще оказались товаром с ограниченным потенциалом роста. Этот подсегмент пришел к насыщению еще раньше. Хотя он вроде бы имел шансы обновиться и освоить новые ниши, например, уйти в область бизнес-применений. Заявка была в появлении моделей на Windows 8, ориентированных на рабочие сценарии. Мягко скажем: не получилось. Лишь 6% устройств старших типоразмеров, проданных за 2014 г., было на платформе Microsoft. В начале года тут еще был заметен рост, так как формировались соответствующие модельные ряды, но тиражей они набрать не смогли, и доля Windows-устройств зафиксировалась на этом уровне. (Ну, а от рынка планшетов в целом Win-платформа так и вовсе составила 2% продаж, причем с явной тенденцией к снижению этой доли – ведь сам целевой сегмент, напомним, падает.) И уж тем более нельзя говорить о том, что выпуск Tablet PC на платформе ПК стал локомотивом для подсегмента.
Но и сегмент «семерок» также очевидно близок к насыщению. Его сегодня еще несколько спасает тот факт, что более миниатюрные устройства, фаблеты, вполне способные взять на себя функционал «семерок», по-прежнему стоят значительно дороже. Эти сегменты, хоть и имеют частичное сходство по сценариям использования, на сегодня по факту неконкурентны друг другу. Производители пытаются сохранить маржинальность фаблетов, отстраивая их от подешевевших до минимальных величин «семерок» с их сонмом производителей no-name. В ином случае мы, похоже, и здесь имели бы если не падение, то по крайней мере существенное сокращение динамики.
А что же у нас с конкуренцией ? При всех своих проблемах рынок планшетов остается сверхконкурентным. Доля ведущей пятерки брендов падает (по итогам 2014 г. она составила 48% против 54% в 2013 г.). Доля зарубежных brandname тоже падает (45% в 2014 г. против 52% в 2013 г.)*.
Все это следствие вышеупомянутого усиления 7-дюймового сегмента. Но и здесь конкуренция продолжает нарастать. Число игроков огромно, концентрация рынка находится на крайне низком уровне. При этом перспектив продолжения роста нет, а уровень прибыли крайне низкий. Так что в будущем кто-то будет вынужден покинуть сегмент.
Подробнее о конъюнктуре российского рынка планшетов см. в статье «Могло быть и хуже», «Бестселлеры IT-рынка», 2015, №2
*Данные ITResearch