Структура продаж на российском рынке настольных ПК

Дмитрий Шульгин,

старший эксперт ITResearch

Первое полугодие 2015 г. на российском рынке настольных ПК было предсказуемо негативным. Общий объем продаж по данным ITResearch составил всего 830 тыс. устройств. Темпы годового падения составили почти 40%. (-39,8%, если быть точным.)

1.jpg

Рис. 1. Годовая динамика российского рынка настольных ПК по полугодиям. 2011-2015 гг.

Правда, рыночная для десктопов очередной раз подросла и составила 43%: последний раз такое значение соотношения стационарной и мобильной техники было отмечено аж в 2010 г. Но это псевдо-позитив, основанный просто на том, что ситуация в сегменте ноутбуков еще хуже: там падение составило 48%.

Сейчас все принято списывать на кризис, но в случае с десктопами это будет несколько упрощенный подход.

Экономика и Windows

Экономический кризис в России сейчас, конечно, значимая вещь в динамике рыночных процессов, но негативные сигналы в этот период приходили по всему мировому рынку. Темпы падения там, понятно, другие – не превышают 10%, но это все равно четкий минус. Тем более что сегодня и динамические характеристики-то рассчитываются от периодов уже глубоко упадочных. На рынке ПК в целом как товарной категории имеет место явная рецессия.

В общемировом масштабе это выглядит следующим образом. В 2014 г. негативный тренд был, казалось бы, приостановлен – ситуация в сфере ПК начала улучшаться. Основной вклад в этот процесс вносила тогда программа отказа Microsoft от дальнейшей поддержки Windows XP. Программа эта явно подтянула мировой рынок, но ресурс ее был конечен. На 2015 г. был назначен старт продаж Windows 10 и соответственно программа миграции на нее. В ожидании этого события рынок в начале года скатился в период ожидания. Ко второму кварталу положение несколько улучшилось за счет расчистки складов перед запуском новой ОС и соответствующими обновлениями модельных рядов. Это не дало мировому рынку уж совсем обвалиться, но позитивный тренд прошлого года был все равно сломлен.

Вдобавок к этому с конца 2014 г. в минус стала работать и негативная экономическая ситуация. Подорожал доллар, это приподняло цены на компьютерную продукцию во всех развивающихся странах. (Отечественная мысль патриотично считает высокий доллар какой-то специально контрроссийской, чисто рублевой бедой. Но вообще-то это не только наша проблема, на дешевой нефти доллар вырос ко всем мировым валютам. У нас это просто ярче выражено за счет политического противостояния с Западом.)

Собственно, как видно на рис. 1, на российском рынке ситуация выглядела совершенно также, если говорить о направленности кривых. Просто, в силу более сильного воздействия макроэкономичских и политических факторов, волатильность у нас была в абсолютном выражении выше. На падающем рубле корпоративный рынок и госсектор в конце 2014 г. еще как-то обновляли устаревший парк. Но потом они резко приостановили это движение. Рынок по итогам первого квартала буквально встал, упав до всего лишь 370 тыс. устройств. (Таких показателей в натуральном исчислении он не демонстрировал с 90-х годов.) Во втором квартале рынок чуть подрос на распродажах складских остатков до уровня 470 тыс. юнитов, но и это нельзя назвать выправлением ситуации.

Теперь перейдем от макроэкономических факторов к внутриотраслевым. Летом 2015 г. стартовала Windows 10. Повлечет ли этот момент за собой значимый отскок? Некоторое оживление, конечно, присутствовать будет. Однако есть и тормозящие моменты. Как известно, компания предложила бесплатный апгрейд с Windows 7 и 8 до «десятки». Это сокращает потенциал обновления железа, приобретенного в последние годы. Пользователи просто обновят ОС, нажав иконку «получить Windows 10», безо всяких закупок новых системных блоков.

Intel спешно выпускает 6-е поколение чипов Core Skylake, хотя и пятое Broadwell еще не набрало оборотов. И активно говорит именно об обновлении новыми компьютерами парка пятилетней и более давности. Именно на этот процесс возлагается основная надежда, как по ноутбукам, так и по десктопам. Новые чипы гораздо производительней и экономичней, чем старые решения, они позволяют создавать более эргономичные системы. «Да, старый парк вроде бы работает, но рано или поздно надо будет обновляться. И сейчас как раз оптимальный момент для этого», – как бы намекают Intel и Microsoft.

Что-то явно получится, но не следует ожидать критического отскока. «Десятка», скорее всего, и правда будет принята позитивно, но ею просто обновят устаревший парк.

Таким образом, потенциал первичных закупок сильно ограничен. Ведь ввиду стагнации экономики значимого появления новых рабочих мест также не ожидается. Процесс импортозамещения в промышленности может и начинает постепенно развиваться, но темпами, явно недостаточными, чтобы скомпенсировать кризисные потери.

Не стоит также питать иллюзий с новым витком ажиотажного спроса у корпоративного и частного потребителя в виду того, что рубль в третьем квартале снова начал агрессивно падать. Процесс секвестра бюджетов уже произошел. И фактор девальвации перестает работать на спрос. Скорее наоборот.

И ценового меценатства, вероятно, ждать не стоит. Зарубежные вендоры, ранее пытавшиеся поддерживать долларовые стоки в российском канале, ресурс доброты исчерпали. Запасы комплектующих, закупленные российскими компаниями осенью прошлого года перед обвалом национальной валюты в старой системе цен, тоже уже выработаны. Придется повышать цены и российским производителям.

В результате в этих условиях многие потребители могут отказаться от массового обновления железа, предпочтя программное обновление старого.

Все это в равной мере касается всех подсегментов рынка десктопов. В частности, спасительная палочка-выручалочка в виде компьютеров-моноблоков также перестает действовать. AIO, так же, как и прочие категории ПК, снижают объемы. Темпы их снижения в рассматриваемый период возросли до -27% годовых. Хотя в завершающем квартале 2014 г. сегмент был единственным сектором ПК, в котором был показан рост больше нуля.

Вендоры

Тяжелая ситуация на десктопном рынке, как и ожидалось, привела к увеличению его концентрации. У малых компаний нет сил справляться с кризисом. Рынок «самосбора» вообще заглох довольно давно, локальные сборщики все последние годы отдавали свою долю крупным брендам. И с наступлением кризиса этот процесс явно усилился.

2.jpg

Рис. 2. Суммарные доли лидирующей десятки зарубежных брендов на российском рынке десктопов в 2013-15 гг.

На рис. 2. приведены показатели лидирующей десятки игроков, а также суммарные показатели всех компаний-импортеров настольных ПК. Видно, что в обоих случаях суммарная доля и той и другой выборки нарастала. А доля «хвоста» снизилась уже до совсем критического уровня в 30%.

Как видно, красная кривая продолжает расти – импортерам в сложившихся условиях удалось продолжить поступательную экспансию, отбирая долю у noname-сборщиков. У них в целом хватило ресурсов, чтобы сдемпфировать валютные колебания. Но синяя кривая растет резче: иностранцам не удалось отобрать у россиян больше положенного, если говорить именно о крупнейших российских компаниях DNS с брендом DEXP, Depo, Aquarius, iRu, Кraftway. Обладая либо сильным сбытовым ресурсом, либо контрактами с госсектором и крупным отечественным корпоративом, отечественные лидеры смогли продержаться лучше прочих. А вот средний бизнес в этой сфере оказался в положении почти безвыходном.

В лидирующей группе также сложился определенный паритет россиян и иностранцев. В нее по итогам полугодия вошли Aquarius, Depo, DNS/DEXP, HP и Lenovo. Вместе они поставили 54% настольных ПК.