Для печатающих устройств 2015 г. был крайне неблагоприятным как по абсолютным цифрам продаж, так и по темпам их снижения. Всего за год было продано 2,5 млн принтеров и настольных МФУ, что на 30,7% меньше, чем в 2014 г., а денежный объем рынка сократился на 44.2%, составив 391.6 млн долл. Это был самый глубокий спад за последние годы, который был вызван не столько снижением потребности в печатающих устройствах, сколько значительным ослаблением рубля и, как следствие, падением платежеспособного спроса в основных потребительских сегментах.

В то же время положительная динамика продаж от квартала к кварталу в течение 2015 года говорит о постепенной адаптации участников рынка к изменившимся внешним условиям (рис. 1).

1.gif

Рис.1 Динамика квартальных продаж принтеров и настольных МФУ

Источник: ITResearch

Опустевшие склады после периода ажиотажного спроса в конце 2014 г. и «ценовой шок» в начале 2015 г. привели к значительному падению продаж в первом квартале. Но уже во втором квартале, нарушив сезонную динамику, показатели оказались лучше, и в дальнейшем продажи возрастали и в лазерном и в струйном сегментах рынка. Этому способствовали приобретение участниками рынка опыта работы в условиях нестабильного курса рубля, а в дальнейшем и нарастающее давление отложенного спроса. К тому же некоторые вендоры стремились сдержать цены в рублях от слишком быстрого роста и в ряде случаев прибегали к их «замораживанию» на отдельные периоды времени.

Некоторую особенность сезонной динамики можно отметить и в конце года. Хотя показатели четвертого квартала, лучшие в году, и соответствовали традиционному в этот период увеличению спроса на печатающие устройства и в корпоративном, и в потребительском сегментах, все же подъем активности покупателей оказался значительно меньшим, чем раньше. Вместо обычных в предыдущие годы 25–30% роста относительно третьего квартала продажи увеличились всего на 12%, и в результате показатель динамики “год к году” для четвертого квартала оказался одним из худших за 2015 г. Судя по тому, что менее выраженный рост продаж наблюдался в струйном сегменте и в младших категориях лазерных устройств (продукты, значительная часть которых приобретается в рознице), можно говорить об ухудшении ситуации с платежеспособным спросом прежде всего у массового потребителя.

Традиционно ситуация в струйном и лазерном подсегментах российского рынка печатающих устройств несколько различаются.

Лазерные принтеры и МФУ

В лазерном сегменте в целом за год было продано 1.83 млн принтеров и настольных МФУ, что на 29% меньше, чем в 2014 г., причем наибольший спад был отмечен в первом квартале. В дальнейшем продажи от квартала к кварталу росли, причем положительная динамика наблюдалась во всех основных категориях устройств. При этом сохранялась и основная тенденция к смещению спроса в пользу более производительных устройств. Если в начальной категории монохромных устройств производительностью до 20 стр./мин продажи в течение года выросли на 75%, то в более скоростных подсегментах – больше чем вдвое. Тем не менее показатели «год к году» из-за слабой первой его половины оказались отрицательными для всех скоростных категорий, кроме настольных МФУ производительностью свыше 30 стр./мин.

Во втором полугодии продажи высокопроизводительных моделей и принтеров и настольных МФУ показали абсолютный рост относительно второй половины 2014 г., что привело к дальнейшему увеличению их рыночной доли. В этих же скоростных подсегментах монохромных принтеров и МФУ наблюдалась и наиболее интенсивная эрозия цен, особенно в конце 2014 г. и в первой половине 2015 г. (рис.2). Темпы снижения средних розничных цен на оба типа устройств достигали 30%.

Цветные лазерные устройства печати

Начавшееся еще в 2014 г. сокращение рыночной доли цветных принтеров и МФУ ускорилось, и за прошлый год в штучном выражении она вернулась на несколько лет назад. Основное падение спроса затронуло категории цветных принтеров и МФУ формата А4 нижнего уровня производительности, т. е. как раз те модели, за счет которых увеличивалось число домашних и офисных пользователей цветных устройств и соответственно происходил рост цветного сегмента.

2.gif

Рис. 2 Динамика средних розничных цен монохромных принтеров и МФУ с производительностью выше 30 стр./мин.

Источник: ITResearch

По сравнению с 2014 г. устройств со скоростью цветной печати до 20 стр./мин было продано значительно меньше, причем динамика и в сегменте принтеров, и в сегменте МФУ была практически одинаковой. За этот же период средние розничные цены в долларах на такие модели снизились больше чем на четверть, что означает относительно небольшое их увеличение в рублях.

В то же время в сегменте более производительных цветных принтеров и МФУ, ориентированных на организации с высокой потребностью в печати цветных документов, падение продаж было минимальным. По сравнению с 2014 г. цветных устройств со скоростью цветной печати свыше 20 стр./мин было продано всего на 3% меньше, причем более значительное падение в сегменте принтеров было почти полностью скомпенсировано ростом продаж скоростных цветных настольных МФУ, оказавшихся единственной категорией лазерных устройств с положительной динамикой. В ней же отмечен и наибольший уровень ценовой эрозии, что также способствовало повышению спроса. Происходивший в этой категории цветных МФУ процесс интенсивного обновления линеек вендоров моделями нового поколения с более привлекательной ценой при закупке и экономичных в эксплуатации, привел почти к двукратному снижению средней цены в долларах (рис 3). В нижних категориях цветных принтеров и МФУ, как отмечалось выше, ценовая эрозия составила около 25%.

3.gif

Рис. 3 Динамика средних розничных цен в сегменте цветных настольных МФУ

Источник: ITResearch

В наиболее консервативном сегменте цветных принтеров формата А3, несмотря на значительное падение цен, темпы снижения продаж были немного выше, чем в целом по цветному сегменту, и они уступили часть рынка офисным моделям А4.

В целом денежный объем рынка лазерных устройств сократился в 2015 г. на 44%, составив 323 млн долл.

Тройку лидеров цветного лазерного сегмента, как и в 2014 г., составили компании Canon, HP и Samsung*, на продукты которых пришлось около 85% всех проданных устройств.

Струйный сегмент показал самое глубокое падение

В сегменте струйных принтеров и МФУ, востребованность которых среди российских пользователей традиционно отстает от спроса на лазерные устройства, падение продаж оказалось самым глубоким за последние несколько лет. Всего за 2015 г. было продано 658,2 тыс. струйников, что почти на 36% меньше, чем годом раньше. Особенно неблагоприятной была первая его половина, когда продажи и принтеров и МФУ сократились более чем на 40%. Это оказалось следствием затишья потребительской активности после аномально высокого спроса на струйники в конце 2014 г. из-за резкого повышения курса доллара и опасений относительно скорого подорожании устройств в рублях. Во второй половине 2015 г. ситуация с продажами несколько улучшилась, однако сезонное повышение спроса в четвертом квартале оказалось меньше обычного и не смогло заметно повлиять на итоговую годовую динамику.

Здесь можно отметить, что ожидания потребителями относительно большого роста рублевых цен оправдались лишь частично, и главным образом в сегменте принтеров. В отличие от прошлых лет, когда ценовая эрозия и структурные изменения в обеих категориях струйных устройств носили сходный характер, в конце 2014 и в 2015 г. динамика этих показателей в сегментах принтеров и настольных МФУ сильно различалась. Наибольшая эрозия цен наблюдалась в сегменте струйных МФУ. По сравнению с предыдущим годом этот показатель снизился в долларовом выражении почти на 20%. Ситуация с ценами в сегменте струйных принтеров выглядела более консервативной – средняя цена в долларах уменьшилась за год всего на 3%, что означало значительный их рост в рублевом выражении.

Соответственно в принтерном сегменте распределение продаж по ценовым категориям изменилось несущественно, в то время как структура сегмента струйных МФУ значительно сместилась в сторону моделей нижнего ценового диапазона (менее 100 долл.), которые по итогам года заняли львиную долю объема сегмента в штуках.

Как отмечалось в нашем анализе итогов первой половины года , в результате усиления ценовой эрозии сразу несколько популярных семейств струйных МФУ, позиционируемых вендорами на малый и домашний офис, оказались в нижнем ценовом диапазоне. Фактически в нем, помимо моделей для домашних пользователей с базовой функциональностью и с небольшим ресурсом печати, теперь находятся и многие более производительные офисные МФУ с повышенными ресурсными характеристиками, черными пигментными чернилами для более качественной печати документов, а также ряд устройств с проводным факсом. Большинство таких моделей прежде находились в ценовом диапазоне 101–200 долл., а младший ценовой сегмент охватывал преимущественно домашние МФУ.

В результате, если раньше об изменениях спроса на струйники в разных категориях потребителей можно было ориентировочно судить по перераспределению продаж в ценовых диапазонах, то в прошлом году такая связь частично была утеряна, и более информативной оказалась динамика структуры продаж по категориям продуктов, ориентированных преимущественно на те или иные приложения и категории потребителей. Как и в обзоре итогов I полугодия 2015 г., помимо упомянутых выше категорий струйников для дома и сектора SOHO, выделяются многоцветные устройства (6 цветов и более) для приложений цифровой фотографии, а также модели для бизнес-приложений, обладающих повышенными ресурсными характеристиками и запасом чернил (обычно для печати 1000 страниц и выше), а также функциональностью, аналогичной лазерным устройствам (наличие дуплекса, сетевого интерфейса, быстродействующего сканирующего блока и т. д.).

Распределение продаж струйных принтеров и МФУ по этим четырем категориям продуктов оказывается более устойчивым, чем структура сегмента по ценам, и по сравнению с 2014 г. изменилось незначительно. Об этом можно судить по динамике продаж в трех категориях, близкой к темпам снижения продаж в целом на рынке струйников (рис. 4). Исключение составили лишь бизнес-модели, оказавшиеся единственной точкой роста на струйном рынке, однако в силу их совсем небольшой доли они мало повлияли на общее распределение продаж. Можно также отметить небольшой рост доли домашних устройств за счет моделей для сектора SOHO и цифровой фотографии.

5.gif

Рис. 4 Динамика продаж в отдельных категориях струйных устройств (2015/2014, в штуках)

Источник: ITResearch

Отдельно следует отметить категорию так называемых бескартриджных струйных устройств со встроенной системой непрерывной подачи чернил, в которых вместо картриджей на печатающих головках используются неподвижные контейнеры большого объема. Основными достоинствами таких моделей является более низкая, чем у традиционных струйников, стоимость печати и возможность дозаправки контейнеров самими пользователями. Причем необходимость дозаправки возникает гораздо реже из-за увеличенного ресурса контейнеров.

Несмотря на более высокую цену самих устройств, экономичность печати сделала их популярными как среди домашних, так и офисных пользователей. В последние годы некоторые бескартриджные модели неизменно входят в число наиболее продаваемых продуктов. Что явно показало чувствительность массового пользователя к «послепродажным» затратам.

По итогам 2015 г. лидерство по объему продаж в деньгах сохранила компания Epson, во многом благодаря своей безкартриджной серии «фабрика печати». В то же время по количеству проданных струйных устройств доминировали компании Canon и HP, придерживающиеся традиционной модели продаж, когда низкая стоимость устройств компенсируется продажей более дорогих расходных материалов.

Тем не менее, в ближайшее время ситуация, похоже, изменится, и «монополия фвбрики печати» может быть нарушена. В конце 2015 г. струйные МФУ с перезаправляемыми емкостями для чернил с увеличенным ресурсом печати выпустила на рынок компания Brother, а уже в текущем году такие модели появились в линейке Canon. Скорее всего, в дальнейшем не обойдут российский рынок и новые бескартриджные струйные МФУ компании HP с перезаправляемыми резервуарами большой емкости, которые вендор уже анонсировал в некоторых странах Юго-Восточной Азии. Таким образом, все основные производители струйных устройств теперь имеют в своих портфелях продукты на основе бескартриджной технологии, и в дальнейшем можно ожидать роста конкуренции в этой категории струйников.

*Компании перечислены в алфавитном порядке

Вернуться к началу обзора «Рынок устройств печати в новых условиях»

Подробнее о ситуации на российском рынке печатающих устройств. см. «Бестселлеры IT-рынка», 2016, №1