После нескольких лет непрерывного падения российский рынок ИБП в 2016 г. наконец показал рост. Динамика, конечно, не впечатляет, однако она все же оказалась положительной, хотя в начале года, на фоне обрушения цен на нефть, говорить о возможном росте рынка было весьма рискованно.
Всего за 2016 г. в России было продано 1,08 млн ИБП переменного тока на сумму в 292,6 млн долл. По сравнению с 2015 г. рынок вырос на 4,5% в штуках и на 9,2% в деньгах. ( данные ITResearch).
Денежные показатели обычно растут быстрее натуральных при увеличении доли сегмента on-line-ИБП, и в 2016 г. действительно наблюдался опережающий рост относительно дешевых решений, причем как за счет усиления производителей с традиционно более низкими ценами, так и благодаря росту спроса на более доступные модели у остальных производителей. В результате средний on-line-ИБП к концу года подешевел без малого на 20%. И это не очень хороший признак, означающий, что назревшее обновление и расширение инфраструктуры во многих случаях происходит за счет самых доступных по цене решений.
В целом прошлый год был довольно нервным и неровным. В I квартале 2016 г. по сравнению с I кварталом 2015 г. в натуральном выражении показатели увеличились на 17,7%, а в денежном − почти на 16%. Незначительно − на 1,5% − снизилась только средневзвешенная стоимость. Но такой резкий рост пока еще рано было считать началом уверенного восходящего тренда, поскольку сравнение шло с чрезвычайно низкой базой начала 2015 г. (тогда, напомним, рынок обрушился на 50%).
Во втором квартале успехи были существенно скромнее. Хотя по сравнению с I кварталом 2016 г. рынок увеличился примерно на 32% в штуках и 19% в деньгах, в годовом исчислении рост составил соответственно 7,6% и 5,7%. Более слабая динамика денежных показателей во втором квартале (обычно бывает наоборот) связана с локальным снижением средневзвешенной стоимости ИБП, которая была обусловлена масштабным тендером на массовые интерактивные устройства одной из государственных структур. Объем поставок ИБП Powercom тогда составил без малого 15% от регулярного рынка, что не могло не перекосить ценовую структуру рынка.
Отсутствие в дальнейшем сопоставимых по объему тендеров привело к тому, что в 3 квартале в формате год/год рынок вырос в натуральном выражении всего лишь на 2%, зато в деньгах рост составил серьезные 16%.
Однако, в 4 квартале динамика рынка несколько ухудшилась: в годовом выражении было зафиксировано снижение продаж в штуках (около 1,4%) и небольшой (2,5%) рост в деньгах.
Итак, даже с учетом положительной динамики, уверенного восстановления российского рынка ИБП пока не видно.
Долговременная динамика рынка
С 2000 г. российский рынок ИБП испытал уже две волны серьезного роста и снижения (см. рис. 1), причем они существенно отличались по своей интенсивности и длительности. При этом, вторая волна снижения, достигшая своего максимума в 2015 г., в 2016 г. не просто выдохлась, но даже наметился осторожный тренд к изменению направления — к росту. Несмотря на весь негатив прошлого года, значительный потенциал рынка, видимо, начал реализовываться. И есть надежда, что в 2017 г. этот тренд только укрепится.
Рис. 1. Динамика российского рынка ИБП в натуральном выражении.
Нижняя точка рынка была в 2015 г. И хотя в 2016 г. рынок ИБП немного подрос, в натуральном выражении он пока еле-еле превысил уровни 2002 г. По сравнению же с максимумом 2007 г. объем рынка сейчас меньше почти в три раза. Весьма вероятно, что такой обвал уже никогда не сможет быть ликвидирован.
В деньгах сокращение было менее драматичное, и рынок уже превысил уровни 2009 г. за счет наблюдавшегося почти все последние годы существенного сдвига в инфраструктурные решения. По сравнению с вершиной, которая была в 2012 г., рынок в деньгах меньше почти в два раза, но вместе с тем уровни начала тысячелетия превышены более чем в три раза.
Вплоть до 2008 г. российский рынок ИБП уверенно рос, прибавляя за год по 20% и более. Однако первое дуновение кризиса в конце 2008 г. сразу же опустило рынок в отрицательную зону, а 2009 г. кризис продавил его глубоко вниз — более чем на 40% по всем ключевым показателям.
Как показывает практика, чем резче провал, тем активнее проходит восстановление. В 2010 г. рынок ИБП активно рос и в 2011-м по денежным показателям даже вышел «в плюс» по сравнению с докризисными уровнями. 2012 г. показал выход на насыщение, и затем рынок уверенно пошел вниз.
Вторая волна кризиса, в основном обусловленная как снижением цен на нефть (и, как следствие, отсутствием денег в экономике), так и структурными проблемами в экономике, оказалась по воздействию существенно мощнее, причем темпы снижения только возрастали.
Пока на быстрый отскок надеяться не приходится. Производители и канал адаптировались к текущей неблагоприятной рыночной обстановке, и вряд ли у кого есть незагруженные мощности, способные быстро удовлетворить восстановление спроса, который также будет происходить очень осторожно.
Динамика технологической структуры рынка
На рынке ИБП представлено несколько топологий аппаратов: резервные (Off-line); интерактивные (Line-interactive) и двойного преобразования (On-line). При этом вес устройств, их мощность и стоимость могут различаться на три порядка, функционал и целевые рынки также совсем разные. Однако, можно сгруппировать определенным образом различные топологические и мощностные группы так, чтобы они соответствовали определенным целевым рынкам. Такая сегментация весьма показательна с точки зрения позиционирования продукции.
Сегменты ИБП Off-line и line-interactive AS в подавляющем числе случаев ориентированы на рынок массовых приложений, где они в основном применяются для защиты десктопов. Поэтому их можно объединить в сегмент mass.
ИБП line-interactive SIN и on-line легче 3 кВА также имеют сходное между собой применение — в основном они используются для защиты серверов и сетевого оборудования в случае, если не требуются инсталляционные работы, а один ИБП защищает индивидуальную нагрузку или небольшую группу устройств. Соответственно их можно объединить в группу light corporate.
Всё, что «тяжелее», т. е. on-line-ИБП мощностью свыше 3 кВА — это уже инсталлируемые устройства, которые так просто в розетку не подключишь. Их назначение — защита целой группы ИТ-оборудования или же применение в качестве составляющей инженерной инфраструктуры. Их логично отнести к сегменту heavy (или «тяжелое» оборудование).
На рис. 2 представлена динамика соотношения этих целевых сегментов в общей структуре рынка ИБП.
Рис. 2. Динамика структуры рынка по различным классам ИБП (в деньгах).
Массовый сегмент непрерывно уменьшается, и тренд к его сокращению очевиден. В наибольшей степени усилился сегмент light corporate. Причем во многом это происходит за счет нарастания выпуска стоечных RM- и RT-устройств, более высокотехнологичных и дорогих. То есть, несмотря на рост популярности ЦОДов, огромным и все растущим спросом пользуются решения, где необходимо быстро и легко запитать одну или несколько критичных нагрузок, без построения или кардинального апгрейда большой системы.
Доля тяжелого инфраструктурного сегмента подвержена существенным колебаниям вследствие сильной зависимости от больших тендеров. Но все же она продолжает немного расти, подбираясь к 40% всего рынка ИБП в деньгах. Прогнозировалось что уже в 2015 г. данный сегмент преодолеет эту отметку, и в начале года это даже происходило (массовый рынок чувствовал себя хуже корпоративного). Однако затем его доля опять опустилась ниже, но по итогам 2016 г. это все же произошло, и отметка в 40% уже уверенно зафиксирована. О половине рынка говорить еще очень рано: в лучшем случае к 2020 г. этот показатель приблизится к уровню 45%.
Важным интегральным показателем рынка служит динамика средневзвешенной стоимости ИБП. Мы уже раньше обсуждали этот вопрос, поэтому сейчас ограничимся лишь констатацией того факта, что , благодаря увеличению средневзвешенной стоимости устройств и наблюдается все последние годы относительно неплохая динамика денежных показателей на депрессивном (в натуральном выражении) рынке.
Конкурентная среда
Российский рынок ИБП сильно сегментирован, что создает возможности даже относительно небольшим компаниям успешно работать в своих нишах. Благодаря этому на российском рынке ИБП сейчас свыше 20 активно работающих игроков, и тенденции к сокращению этого уровня, несмотря на все кризисы, не наблюдается. Более того, в 2016 г. ITResearch расширила список брендов в своих отчетах, добавив SIpower (Связь-Инжиниринг), Riello и Bennings.
А негативный пример стоит отметить только один. Компания Emerson Network Power еще недавно была представлена на российском рынке ИБП двумя независимыми брендами — Chloride и Liebert и контролировала очень значительную долю рынка. Однако после кризиса 2008 г. ее присутствие на нашем рынке начало сокращаться. Да, и на международном тоже. Дело закончилось продажей Emerson NP независимому фонду Platinum Equity и перестройкой в самостоятельную компанию Vertiv. Однако, дальнейшие перспективы пока не понятны. По крайней мере, на российском рынке активность компании Vertiv малозаметна.
В течение 2016 г. конъюнктура в конкурентной среде постоянно менялась. В I квартале очень удачно сработала Delta Electronics, занявшая по итогам квартала общее второе место в денежном выражении. Во втором квартале основным «бенефициаром» была компания Powercom, которая благодаря большому тендеру без малого не вырвалась на первое место в натуральном выражении, а в денежном выражении вышла на второе место. Во втором полугодии таких резких всплесков было меньше, но все же следует отметить, что во втором эшелоне наблюдалась значительная «турбулентность» и изменения рейтингов компаний. Всё более усиливаются игроки, которых пару лет назад еще никто не принимал во внимание или считал уже потерявшими рынок. Но наверху рейтинга особых перемен не наблюдалось. В абсолютном выражении продолжает доминировать компания Schneider Electric, даже несколько усилившая свои позиции. За нею все так же следовали Ippon и Eaton. Такая конфигурация сохранилась и по итогам всего года.
Если же выделить основные сегменты, то здесь также пока без кардинальных изменений. На массовом рынке традиционная тройка лидеров по итогам года — Schneider Electric, Ippon и Powercom. На корпоративном направлении — Schneider Electric, Eaton и Delta Electronics.
Что же касается интенсивности конкуренции, то здесь сохраняется выраженный растущий тренд. Соответствующий индекс Герфиндаля (сумма квадратов долей вендоров; в случае рынка ИБП рыночные доли берутся в деньгах для корректной сопоставимости) снижался, показывая уменьшение консолидации рынка (см. рис. 3). Соответственно интенсивность конкуренции росла.
В различных рыночных сегментах интенсивность конкуренции заметно отличается от интегрального показателя. Обусловлено это как различным оборудованием, так и разными наборами конкурирующих компаний.
На массовом рынке основную конкуренцию Schneider Electric составляют CyberPower, Ippon и Powercom, но в целом эта группа обеспечивает львиную долю продаж, соответственно индекс конкуренции довольно высок (а интенсивность конкуренции невысока).
Рис. 3. Динамика индекса интенсивности конкуренции (Герфиндаля).
В сегментах Line-interactive Sin и легком On-line традиционно доминирует Schneider Electric, и, даже несмотря постепенное усиление Ippon, Eaton, Delta Electronics и др., этот сегмент остается наиболее монополизированным.
В сегментах Off-line и Line-interactive Sin традиционно сильны позиции APC by Schneider Electric, и интенсивность конкуренции минимальная, хотя и здесь все активнее заявляют о себе другие игроки массового рынка, например CyberPower, Ippon и Powercom. В сегменте Line-interactive, AS конкуренция намного интенсивнее, поскольку тут доли APC by Schneider Electric и Ippon сопоставимы.
В инфраструктурном сегменте традиционно наиболее сильны позиции компаний Schneider Electric, Eaton, Delta Electronics и General Electric. Активно работает Tripp Lite. Останется ли на рынке Liebert пока под вопросом.
Большинство компаний инфраструктурного сегмента обладают высочайшими технологическими компетенциями и развитым профессиональным каналом сбыта. В результате здесь максимальные предпосылки к высокой конкуренции, и чем больше мощности ИБП, тем интенсивность конкуренции выше.
Вернуться к началу обзора «На рынке ИБП перелом нисходящего тренда?»