Еще в начале 2013 г. в обзоре о перспективных технологиях на рынке LFD[1], опубликованном в журнале «Бестселлеры IT-рынка», теме 4К был посвящен всего один абзац: «Наиболее очевидны перспективы у панелей со сверхвысоким разрешением (3840х2160 и более). Анонсированы такие решения уже достаточно давно, но фактически начали формировать рынок только в прошлом году. На данный момент такие дисплеи реально продаются только у Mitsubishi и Panasonic, но скоро, думаем, присоединятся и другие».
Однако быстрого развития казалось бы очень перспективного сегмента не получилось. Настоящего прорыва по-прежнему не наблюдалось и через три года, но в очередном обзоре уже отмечалось, что «…хотя популярность сверхвысокого разрешения (UHD, 4К) растет, оно в первую очередь появляется в больших диагоналях, причем чаще всего в мультисенсорных моделях. При этом относительно небольшие (55 дюймов и менее) не интерактивные панели пока только в считанном числе случаев (на фоне всего рынка) оснащаются такими экранами. Безусловно, это очевидный шаг развития для будущих поколений LFD, но пока это все же экзотика, и сам факт такого разрешения позволяет относить подобные панели к сегменту специальных решений».
И вот буквально совсем недавно рынок таких дисплеев стал реально значимым. К середине 2017 г. рыночная доля дисплеев с разрешением 4К составила 4% в штуках и 11,5% в деньгах, а это уже более чем серьезно. В натуральном выражении динамика роста начинает напоминать экспоненциальный характер, но за счет быстрого удешевления таких матриц в денежном выражении рост сегмента ближе к линейному (см. рис. 1).
Рис.1. Динамика рыночной доли UHD-панелей.
Всё это указывает на то, что время теоретических построений закончилась, и теперь о данном сегменте уже следует говорить как о значимой и, естественно, самой перспективной части российского рынка LFD. Причем, хотя UHD-дисплеи на текущий момент выглядят избыточно, для многих заказчиков имеет смысл приглядеться к технологии 4К уже сейчас, поскольку серьезные визуальные системы реализуются на долгие годы.
Текущий профиль продуктового предложения
На российском рынке LFD представлено около 50 моделей дисплеев с разрешением UHD (см. таблицу моделей в материале «Развитие сегмента 4К на российском рынке LFD» ).
При этом динамика доли 4К-дисплеев в общем продуктовом предложении рынка LFD носит практически степенной характер. В 2013 и 2014 гг. это были мизерные величины (порядка лишь 1%), но затем уже 5 и 9%. А к середине 2017 г. модели со сверхвысоким разрешением составляли уже свыше 16% всего продуктового предложения. Пока это в четыре раза больше, чем их доля в продажах (см. рис. 1), но это всегда так бывает на начальном этапе внедрения нового продукта на рынке: обычно это дорогие и нишевые решения, которые просто не могут продаваться массово.
Рис. 2. Динамика усреднённой стоимости 4К-моделей.
Если лет пять назад средняя 4К-панель стоила более 50 тыс. долл., то сейчас этот показатель уже снизился в зону около 10 тыс. долл. ( см. рис. 2). Это пока заметно выше, чем средневзвешенная стоимость в целом по рынку LFD (порядка 3 тыс. долл.), но ценовой разрыв стал уже заметно меньше, чем прежне, что заметно снижает барьеры по переходу на такие модели.
Еще более очевидным это удешевление становится, если разложить FHD- и UHD-модели по основным диагональным сегментам и сравнить их среднюю стоимость.
В первую очередь обращает на себя внимание, что средняя UHD-модель в сегментах 46–50 и 55 дюймов, получается, стоит даже меньше, чем FHD. Этому много причин, но мы отметим только самую главную. Дело в том, что именно в данных сегментах широко представлены бесшовные модели для построения видеостен, и все они довольно дорогие, существенно повышая средний показатель. При этом все они имеют разрешение FHD – больше просто не нужно, учитывая, что итоговая видеостена и так будет с запредельным разрешением, и переход на UHD только кратно повысит технические и визуальные требования, сделав их зачастую неподъемными или слишком дорогим. Поэтому, как уже было сказано, мы ожидаем, что здесь эра 4К будет наступать в последнюю очередь.
Средняя стоимость самых больших UHD-панелей доходит до 20 тыс. долл., что заметно выше, чем у их FHD-собратьев. Но здесь совсем другая история (как, впрочем, и в сегменте от 70 дюймов). Дело в том, что при таких размерах дисплеев использование «старого» разрешения FHD превращается в попытку получить большой экран при минимальной стоимости, дешево и сердито. Возможно, кому-то это нужно сейчас и будет нужно в дальнейшем, но всё же это паллиатив, и мы уверены: пройдет еще совсем немного времени (буквально год-два), и мы уже не встретим ни одной модели с диагональю от 75 дюймов (а вскоре и 65 дюймов) с разрешением не 4К.
Интерес представляет также распределение моделей по диагональным сегментам, показывающее, какие направления в первую очередь охватываются UHD решениями (см. рис. 3).
Рис. 3. Распределение по диагоналям товарного предложения FHD- и UHD-моделей.
Распределение внутри FHD в целом традиционно: более 80% всех таких моделей рынка имеют диагональ 55 дюймов и менее. При этом сегменты 46–50 и 55 дюймов максимально насыщены FHD-моделями, поскольку здесь охвачены как массовые и различные нишевые направления, так и сегмент видеостен, а бесшовные дисплеи стоят относительно особняком, поскольку сверхвысокое разрешение здесь не приветствуется.
В сегменте 4К картина абсолютно другая: здесь только около 20% моделей с диагональю 55 дюймов и менее. Очень много (около 21%) с диагональю 60–65 дюймов и на треть меньше приходится на типоразмер 70–75 дюймов. Но основной сегмент – это аппараты с диагональю 80 дюймов и более, на которые приходится около половины всего продуктового предложения UHD-дисплеев. Но есть основания полагать, что с развитием 4К данное распределение будет заметно меняться и двигаться в направлении, близком к текущей структуре в сегменте FHD.
Наконец, важно представлять ключевые целевые группы для современных UHD-аппаратов (см. рис. 4). В случае FHD-дисплеев, можно отметить, что все направления (Special, Standard, Touch и Wall) ими охвачены практически равноценно, т. е. в них есть сопоставимое число моделей, обеспечивающих полноценную представленность и конкурентную среду.
Рис. 4. Распределение FHD- и UHD-моделей по целевым рынкам.
В случае UHD картина кардинально иная. Дело в том, что стандартная (Standard) модель просто не может иметь разрешение 4К. Это значит, что если и встречается такая линейка, то, вне зависимости от ее иных параметров и стоимости, она автоматом определяется в группу специальных устройств (Special). Еще недавно это был отличный и однозначный сегментирующий параметр, однако с развитием и удешевлением технологий он начал видимо размываться. И совсем немного времени осталось до того момента, когда данное требование (наличие разрешения 4К) перестанет считаться определяющим признаком немассовых решений.
В сегменте Wall тема сверхвысокого разрешения также еще не получает развитие, поэтому UHD-дисплеи пока могут быть определены только в один из двух сегментов: Special или Touch. Причем, как показывает текущая ситуация, на данный момент между ними пока наблюдается примерный паритет по представленности. И хотя в сегменте Touch в наибольшей степени востребовано разрешение 4К, со временем эта пропорция будет смещаться не в их пользу – соразмерно их рыночной доле.
Подводя итоги, можно отметить следующее: начиная с 2017 г., с полной ответственностью можно говорить, что сегмент UHD-дисплеев на рынке LFD состоялся, и это уже далеко не экзотика. Он уже сегментируется, модели продаются во все больших количествах, и очень скоро это будет вполне стандартное оборудование.
Вернуться к началу обзора Перспективы 4К-дисплеев на рынке LFD