С проблемой выбора источника бесперебойного питания сталкиваются самые разные потребители, от частных владельцев ПК и видеопанелей, нуждающихся в стабильном электропитании, до заводчиков ЦОДов всех уровней, вплоть до гиперскейлеров. В зависимости от своих потребностей и от осознания того, какие параметры ИБП оптимальны для решения данной задачи, потребители и делают свой выбор.

Выбор, конечно, происходит из реального товарного предложения, которое состоит из модельных рядов работающих на рынке компаний. При этом модельные ряды вендоров, особенно у лидеров рынка, весьма обширны, а потребительские и технологические параметры отдельных моделей могут, и должны, в силу широкого круга потребительских задач, существенно отличаться

Формирование любого продуктового ряда любого вендора происходит не случайным образом; каждая новая серия и каждая модель в этой серии появляется на свет для решения определённой задачи. И это в конечном итоге выливается в успех или неуспех моделей на рынке

При этом у самой компании — производителя ИБП имеется понятная сверхзадача: максимально плотно охватить важнейшие для себя целевые рынки. А дальше уже начинаются тонкие различия: ценовое позиционирование, ТСО, дополнительная функциональность и т. п. В результате глазами компании общий рынок естественным образом сегментируется на целевые рынки и технологические подсегменты.

Однако взгляды разных компаний на сегментацию рынка могут отличаться. Поэтому задача независимых аналитиков состоит в формировании некоего общего для анализа товарных рядов всех игроков подхода.

Общая сегментация рынка

ITResearch уделяет большое внимание вопросам корректной сегментации ИТ-рынков, и рынка ИБП в частности, и постоянно совершенствует эту методологию. Например, в нашем обзоре «Многомерная система»[1] мы подробно рассматривали, как сегментирован товарный ассортимент рынка ИБП по таким классифицирующим параметрам, как топология ИБП, мощностные диапазоны, фазность, форм-фактор, потребительские классы, и давали подробное разъяснение их потребительской значимости.

В следующем обзоре товарного предложения на рынке ИБП[2] была представлена новая система сегментации данного рынка. Точнее, новизна была в том, что впервые удалось сформировать сводную матрицу товарного ассортимента на рынке ИБП (Таблица 1), с помощью которой всё множество классифицирующих параметров удается увязать в единую систему. В результате можно вычленить небольшую группу требуемых потребителю устройств, и становятся понятны ключевые атрибуты выбора этого оборудования. Таким образом, как домашние, так и корпоративные клиенты могут намного легче осуществлять подбор необходимого им оборудования. Имеется в виду, что, вне зависимости, от какого атрибута начинает отталкиваться заказчик, он сразу получает возможность буквально несколькими операциями получить ожидаемый профиль ИБП, а также увидеть, кто из вендоров здесь работает.

Без-имени-2.gif

Как видно из матрицы, рынок ИБП делится на три потребительских класса: массовый (mass), легкий корпоративный (light corporate) и тяжелый (heavy). При этом достаточно однозначно определяется основная сфера применения (тип защищаемого оборудования) входящих в них устройств. То есть далее можно рассматривать только одну из трех частей таблицы (для удобства они выделены разными цветами).

Внутри каждого класса выбор оборудования осуществляется исходя из особенностей используемой базовой технологии (топологии) построения ИБП (off-line, line-interactive AS, line-interactive Sin, On-line), которая влияет на основные качественные и количественные характеристики ИБП, и механизмы этого влияния подробно описывались в первом обзоре.

На следующем уровне указаны примерные мощностные диапазоны устройств с разной топологией (в соответствии с классификацией ITResearch по данному параметру выделяется семь групп). При этом в следующей строке для справки приводится усредненное значение мощности устройств в каждом диапазоне в текущий момент (в данном случае - по итогам реальных продаж в 2018 г.)

Ну, и наконец, определившись с мощностью, есть возможность выбрать наиболее подходящий форм-фактор исполнения источника (Tower, RT, RM и пр.). Это может быть важно исходя из эргономических и общеконструкторских задач использования ИБП.

В результате получилось 18 групп ИБП различного класса, топологии, мощности и форм-фактора, в которые укладывается все модельное предложение на рынке. Несмотря на то что общее число представленных на рынке моделей очень велико (порядка 1000), в рамках каждой группы сосредоточено вполне компактное множество вариантов.

А в самом низу матрицы приводится список ведущих вендоров, предлагающих продукцию в определенном классе устройств. Бренд – это тоже очень важный параметр выбора, поскольку имеет свой уровень качества и надежности устройств, сервиса и технической поддержки, финансовой логистики и логистики поставок.

Конечно, остается еще задача выбора конкретной модели ИБП. И для этого существуют специальные ассортиментные таблицы, в которых сгруппированы модели выбранного класса от различных производителей с указанием основных технических характеристик устройств, включая ценовые параметры. Этот продукт распространяется компанией ITResearch по подписке.

Copy of DIGITAL CHANNEL SUMMIT EMEA Banner 540x340.png

«Лучшие из лучших»

В нынешнем обзоре мы решили пойти еще дальше: не просто просегментировать товарный ассортимент рынка ИБП, но и провести рейтингование моделей по потребительской популярности. Общее товарное предложение на рынке - это то лучшее, что предлагают вендоры в виде своих модельных рядов, а рейтингование моделей – это выбор из него «лучшего» по мнению потребителя, то есть продукты, пользующиеся максимальным реальным спросом. Вот это и есть интегральное описание нашего рейтинга «Лучшие из лучших».

Таким образом, в рейтинговании участвуют практически все модели ИБП, представленные на российском рынке (такая база у ITResearch поддерживается в режиме on-line), а номинанты и победители определяются по другой базе ITResearch – данных о помодельных продажах.

Естественно, рейтингование проводится отдельно в основных потребительских сегментах.

С учетом новой задачи – рейтингования моделей – в этот раз для сегментирования рынка мы несколько модифицировали прошлогоднюю матрицу, уточнив и немного упростив ряд моментов, но сохраняя неизменным принципиальный подход к стратификации рынка.

Главная отличительная особенность нынешнего алгоритма стратификации рынка — одновременный учёт сразу двух подходов к формированию категорийных групп: со стороны целевых рынков и со стороны исходной (вендорской) классификации продуктовых предложений. Сторона целевых рынков более важна, поскольку она подразумевает формирование критериев отбора на базе совокупности атрибутов. Идя от целевых рынков, мы накладываем намечающуюся стратификацию спроса на разграничиваемые вендорами зоны рынка — и тем самым выделяем ключевые кластеры. В принципе, таким образом можно дробить рынок бесконечно, однако с практической точки зрения это не имеет смысла.

В каждом случае следует находить компромисс таким образом, чтобы получающиеся кластеры были достаточно велики, но притом вполне однородны, а также, чтобы количество кластеров не было чрезмерно большим. Как показывает практика, для любого рынка деление на 10-12 кластеров вполне компромиссно и достаточно исчерпывающе. Кроме того, если дробить рынок дальше, одно и то же устройство более или менее универсального предназначения может начать появляться сразу во множестве кластеров, что с методической точки зрения вполне допустимо, но затрудняет определение лидеров внутри отдельного кластера.

Ещё один момент – технический: при сегментации рынка незачем стремиться охватить абсолютно все проданные за некий период устройства. Всегда будут оставаться узкие ниши, в которых за год реализуется два-три особенно специфических продуктовых предложения, и для рынка в целом это чаще всего малозаметная величина. В общем случае, если, скажем, 10 выделенных кластеров охватывают не менее 80% всего рынка, с точки зрения описательного отчёта о его состоянии за конкретный год этого вполне достаточно.

Powercom banner-2 for ITBest_540х340 px.jpg

Сегменты рейтингования

С учетом сформулированных изменений структура рынка ИБП выглядит следующим образом. Весь рынок распределяется на три класса: Mass (массовые), Light corporate (легкий корпоратив) и Heavy (тяжелые). Различие между этими группами чрезвычайно велико. Например, если модели массового сегмента в среднем имеют мощность 1 кВА, то для следующего класса это уже около 2 кВА, а у моделей ИБП тяжелого класса – около 50 кВА.

Эти показатели в целом стабильны. Стоит также отметить, что каждая из данных категорий состоит примерно из трети всех моделей рынка, причем эта пропорция очень стабильна, что дает серьезную представленность в каждом классе.

Каждый из этих трех классов на самом деле не монолитный и предполагает, с подключением дополнительных атрибутов, выделение нескольких основных подклассов. Данная сегментация осуществляется таким образом, чтобы количество подклассов было не избыточным (около 10), но при этом покрывало не менее 90% рынка.

Группу Mass составляют ИБП Off-line и line-interactive AS, которые в подавляющем числе случаев ориентированы на рынок массовых приложений, где они пока в основном применяются для защиты десктопов. Данные аппараты находят свое применение как в домах, так и в организациях, и их продажи на два целевых рынка соотносятся, по оценке ITResearch, примерно как 40 к 60. Стоит отметить, что эта категория очень часто так и называется: «ИБП для дома и офиса».

ИБП line-interactive SIN и on-line легче 3 кВА составляют группу Light corporate и в основном используются для защиты серверов и сетевого оборудования в случае, если не требуются инсталляционные работы, а один ИБП защищает индивидуальную нагрузку или небольшую группу устройств. Часть таких устройств уходит и в домашний сектор (особенно в форм-факторе tower (башня)), но их доля крайне незначительна, что в целом оставляет название группы справедливым.

Всё, что тяжелее, т. е. ИБП on-line мощностью свыше 3 кВА, а также все модульные устройства (среди них есть несколько моделей легче 3 кВА) относятся к сегменту Heavy (тяжелые) или «инфраструктурые ИБП». Это сугубо корпоративный рынок, за исключением единичных продаж в домашний сектор, для самых дорогих коттеджей и квартир.

Обычное назначение таких ИБП – защита группы ИТ-оборудования или же применение в качестве составляющей инженерной инфраструктуры. Поэтому тут также часто используются такие термины, как «ИБП для ЦОД», «ИБП для ИТ-систем» и «промышленные ИБП». Зачастую это могут быть те же самые модели, но с несколько различающейся «обвязкой», т. е. подавляющая часть ИБП достаточно универсальна для использования в различных сферах. Есть также случаи изначальной разработки под те или иные цели, но это часто сопровождается существенным удорожанием систем.

В данном рейтинге задача охватить все сегменты не ставилась, тем более что мы ввели в систему ценовые показатели, которые еще больше усложняют сравнение. Мы выделили только 11 основных, которые обеспечивают абсолютно подавляющую часть продаж.

Итоговая стратификация рынка ИБП в рамках сформулированного подхода выглядит следующим образом.

1. Класс «Массовые ИБП»

1.1 Подкласс «Массовые ИБП для домашнего применения»

1.2 Подкласс «Массовые ИБП башенного типа (нижняя ценовая страта)»

1.3 Подкласс «Массовые ИБП башенного типа (верхняя ценовая страта)»

2. Класс «Лёгкие корпоративные ИБП, интерактивные решения»

2.1 Подкласс «Линейно-интерактивные ИБП башенного типа с чистой синусоидой

2.2 Подкласс «Линейно-интерактивные ИБП с чистой синусоидой в форм-факторе RT

3. Класс «Лёгкие корпоративные ИБП, on-line-решения»

3.1 Подкласс «Лёгкий онлайн c двойным преобразованием для монтажа в стойку (on-line RT)»

3.2 Подкласс «Лёгкий онлайн c двойным преобразованием для напольной установки (on-line tower)»

4. Класс «Инфраструктурные ИБП средней и большой мощности»

4.1 Подкласс «ИБП средней мощности для монтажа в стойку (heavy RT)

4.2 Подкласс тяжёлые моноблочные решения средней и большой мощности (до 200 кВА) (heavy tower medium big)

5. Класс «Модульные и сверхтяжелые ИБП»

5.1 Подкласс «Тяжёлые модульные (heavy modular) ИБП»

5.2 Подкласс «Сверхтяжелые (от 200 кВА) (extra heavy 200+) ИБП»

Далее в каждом из выделенных подклассов эксперты ITResearch определяли по итогам 2019 г. лидирующие по объемам продаж модели-бестселлеры, которые, очевидно, помимо производственно-финансовых преимуществ, наилучшим образом отвечали запросам заказчиков.

Но, несмотря на то что на уровень продаваемости моделей обращалось особое внимание, учитывалось также новаторство и общее влияние модели на развитие советующего сегмента. В результате далеко не всегда лидирующая по общему обороту модель признавалась победителем в своем классе. В этом основная интрига проекта. Да, возможно, привнесение человеческого фактора в данный рейтинг может показаться несколько спорным, но эксперты ITResearch, с 20-летним опытом работы по данному направлению, постарались максимально открыто объяснить свои резоны по каждому решению.

Все эти моменты подробно разбираются в следующих пяти обзорах данного проекта, в которых представлен анализ и рейтинг моделей в обозначенных выше основных продуктовых классах. Причем рейтингование проводится не в рамках всего класса, а в более узких стратах – одиннадцати выделенных подсегментах, где сосредоточены близкие по функциональным и техническим характеристикам модели.



[1] См. «Бестселлеры IT-рынка», №1, 2018, с.50-64.

[2] «Удовлетворяя любые запросы», «Бестселлеры IT-рынка», №1, 2019, с.68-83.