Василий Мочар, Аналитическая компания ITResearch
Сегмент мониторов занимает особое место в структуре российского рынка средств визуализации. Он самый большой как в денежном, так и особенно в натуральном выражении. И с этим связаны некоторые особенности в его количественной и структурной динамике.
Ряд базовых показателей рынка мониторов мы уже осветили в обзоре всего рынка средств визуализации. В данном материале рассматриваются более глубокие тренды и срезы этого сегмента, ключевые структурные сдвиги и изменения в конкурентной среде.
Все цифры и выводы базируются на регулярных исследованиях компании ITResearch, которые по данной отрасли проводятся уже более 20 лет в ежемесячном и ежеквартальном режиме.
Общие итоги и прогнозы
В последние годы, описывая процессы, происходящие на российском рынке мониторов, мы всегда упирали на то, что основой всех происходящих здесь процессов является установленная база компьютеров. Ее обновление обеспечивает абсолютно подавляющую часть продаж, т. е. рынок мониторов является «вторичным», и у него есть заметная «поддержка», не дающая снижаться ниже текущих уровней продаж, обеспечивающих физически выбывающие мониторы.
Исходя из этого, мы в прогнозе на 2020 г. ждали продолжения умеренного роста: «Спрос есть, а активная конкурентная среда стимулирует продажи. Наша целевая отметка – 3,7-3,8 млн мониторов и рост на 10%».
Во втором квартале, с началом локдауна, казалось, что данный прогноз не будет исполнен даже близко. Однако на рынке мониторов разворачивалась история, совсем отличная от других отраслей рынка визуальных средств.
В марте 2020 г. начался рост спроса на рынке ПК, связанный с попыткой людей оборудовать удаленные рабочие места во время изоляции. Правда, основным бенефициаром данного процесса оказались ноутбуки, а не стационарные решения. Но кое-что, на фоне дефицита ноутбуков, перепало и десктопам, и, соответственно, мониторам, как связанному оборудованию. В результате необходимость в домашних компьютерах заметно стимулировала продажи мониторов, компенсируя провал в коммерческом секторе.
По итогам всего 2020 г. рынок мониторов практически достиг внушительной цифры в 4 млн аппаратов. Соответственно в годовом исчислении рост составил 13,1%, что даже несколько превысило нашу прогнозную цифру (+10%). В деньгах рынок достиг 667,5 млн долл., и рост здесь был таким же – на 13,2%.
Активные продажи игровых мониторов и сдвиг в 24 дюйм (выраженный мейнстрим года) позволили удержать средневзвешенную стоимость аппаратов на высоком уровне.
Но на 2021 г. наши ожидания, к сожалению, скорее негативные. Повышенный спрос из-за удалённой работы уже во многом удовлетворен. А офисный сегмент очевидно и далее будет сокращаться, и мы опасаемся, что это сильный долговременный тренд (уход на удаленку, зачастую безвозвратный), который не может не снижать установленную базу.
Также нельзя забывать и глобальные проблемы в производстве мониторов (точнее, комплектующих к ним), а также в логистике, с которыми столкнулись все крупнейшие мировые производители. В результате далеко не факт, что, даже если улучшится спрос, он сможет быть удовлетворен.
Поэтому наш прогноз на текущий год таков: текущая волна роста на рынке мониторов, скорее всего, исчерпала себя, и положительным итогом для 2021 г. мы видим повторение результатов 2020 г.. Больше – вряд ли, меньше – очень вероятно.
Динамика рынка
Хотя в 2020 г. российский рынок мониторов составил 4 млн штук, это всего лишь половина тех уровней, которые достигались в рекордном 2007 г. (см. рис. 1 а.). В деньгах же снижение за этот период и вовсе было трехкратным (рис. 1 б.).
Мы не зря приводим столь длинную ретроспективу. Если ранее мы думали, что на российском рынке мониторов сейчас идет третья волна роста-падения, то сейчас отчетливо видно, что на самом деле она только лишь вторая. А первая, самая большая, имеет излом, связанный с мировым финансовым кризисом 2008 г.
Рис. 1 а. Динамика продаж мониторов, в штуках
Рис. 1 б. Динамика продаж мониторов, в деньгах
Текущая волна роста в целом связана с обновления установленных в предыдущем цикле мониторов (которые оказались довольно живучими). И именно это обеспечивало более чем +10% темпы роста рынка в последние годы (см. рис. 2).
Рис. 2. Динамика годовых темпов роста российского рынка мониторов
Сейчас главный вопрос заключается в том, что же окажется сильнее из двух противоположно направленных процессов: старение установленной базы (поддерживающее текущие продажи) или уход на удаленную работу (собственно уменьшающий установленную базу в офисах)?
На 2021-й год мы, скорее, ставим на второй процесс. Но дальше есть надежда на восстановление офисов и на продолжение цикла роста.
В целом 2020 г. был крайне нервным, и в конце первого квартала было отчетливое ощущение, что всё пропало. Но потихоньку рынок выправился и достиг новой локальной вершины.
По итогам 1-го квартала в России было продано 844,2 тыс. мониторов на сумму в 143,5 млн долл. Год к году рынок вырос на почти рекордные 30%, как в шутках, так и в деньгах. Это превысило все самые позитивные прогнозы, но при этом данный рост не был обусловлен органическим повышением спроса или улучшением экономической ситуации. Как раз, к сожалению, наоборот.
Здесь сошлись три фактора, и все, увы, нехорошие. Во-первых, произошел взлет курса доллара, а это традиционно очень стимулирует покупателей, спешащих поймать старые цены и потратить быстро дешевеющие рубли. Во-вторых, в феврале уже начала прорисовываться возможность того, что коронавирус – это серьезно. Еще никто не мог предвидеть, что это перерастёт в пандемию, но знающие игроки уже понимали, что в Ухане всё плохо. А это было чревато проблемами с доступностью мониторов в скором будущем, поэтому многие начали скупать мониторы, пока они еще были на складах у дистрибьюторов. И наконец, в марте начался рост спроса на рынке ПК, вызванный попытками людей оборудовать удаленные рабочие места во время изоляции. А это, естественно, потянуло за собой вверх и продажи мониторов.
Однако в апреле произошел тотальный обвал (минус 40%), с некоторым восстановлением в мае-июне. В целом за 2-й квартал 2020 г. в России было продано всего 692 тыс. мониторов. Снижение год к году составило порядка 9%. Это немало, но у всех, включая нас, в начале квартала были намного более апокалиптические ожидания. В деньгах рынок составил около 121 млн долл., что всего на 1,8% меньше 2-го квартала 2019 г.
За разной динамикой штучных и денежных показателей стоит множество факторов. В качестве основного мы выделили бы серьезный сдвиг рынка (в апреле и мае) в домашний сектор, который ориентируется на большие диагонали и на игровые мониторы. Стоит отметить, в июне восстановление продаж уже, наоборот, сопровождалось снижением средней стоимости устройств, что было связано с началом возвращения на рынок массовых позиций и являлось индикатором восстановления рынка.
За 3-й квартал 2020 г. было продано 1,062 млн мониторов, что на 14,7% больше показателей аналогичного периода 2019 г. В деньгах рынок составил 170 млн долл. Динамика год к году была около 11% -- чуть меньше, чем в штуках. И это нормально, поскольку рост рынка всегда сопровождается восстановлением массовых позиций, включая корпоративные отгрузки.
В целом отличный результат, но нужно понимать, что это был не органический рост, а коррекция после провала в апреле-мае. Для сравнения: если годом ранее третий квартал вырос ко второму на 21,5% (нормальный сезонный фактор), то в 2020 г. разница между этими кварталами была более 53%.
Ну и, собственно конец 2020 г. был завершен на ударной ноте. Всего за четвёртый квартал было продано 1,395 млн мониторов, что на 16,7% больше показателей завершающего квартала 2019 г. В деньгах рынок составил 231 млн долл. при росте на 14,4%. Достойное завершение непредсказуемого года.
Стоит добавить, что в 1-м квартале 2021 г. российский рынок мониторов пошёл вниз, однако темпы снижения в целом пока умеренные. Также нужно помнить, что сравнение идет с высокой базой (начало 2020 г. было периодом бурного роста).
Структурные сдвиги
Несмотря на выделение различных сценариев применения мониторов, например домашних или офисных, особо высококачественных для работы с изображением, 4К, изогнутых, игровых…, базовым критерием выбора на рынке мониторов все равно остается диагональ устройства. И интересы потребителей уверенно смещаются в сторону аппаратов с бОльшим экраном (см. рис. 3).
Мейнистрим 2020 г. – 24-дюймовые аппараты, их продажи составили уже около половины рынка. Малые размеры быстро исчезают, и даже 21,5 дюйма останется лишь как самое бюджетное решение, в первую очередь для тендеров. Да и последнее не факт: мы уже видим, как крупные организации всё чаще для комплектации массовых рабочих мест выбирают именно 24-дюймовки.
Одно время казалось, что 27-дюймовые модели остаются не у дел, а интерес более обеспеченных розничных покупателей перейдет сразу на 31,5- и 34-дюймовые модели, особенно с изогнутым экраном. Однако последние пока ещё не формируют массовый рынок, и в ближайшие годы мы ждем за 27-ым дюймом повторения цикла 24 дюйма, и только лишь затем прогнозируем переход пользователей на 32-35 дюймов. Вместе с тем есть и отрицательный фактор больших физических размеров мониторов – проблема размещения на рабочем столе. Поэтому можно ожидать, что в течение ближайшего десятилетия гонка типоразмеров подойдет к своему логическому завершению. На передний план выходят параметры качества изображения, в первую очередь связанные с разрешением экрана.
Рис. 3. Диагональный сдвиг на рынке мониторов (в натуральном выражении)
Всё чаще мониторы выпускаются с разрешением 2К (2560x1080, 2560x1440, 2560x1600), а также 4К (UHD, здесь примерно 10 вариантов, самыми популярными из которых являются 3440x1440 и 3840x2160). И хотя аппараты Full HD (FHD, 1920x1080, 1920x1200) по-прежнему остаются доминирующим вариантом, 2К и 4К уверенно наращивают продажи (см. 4 а и 4 б). Причем, с какой скоростью в верхнем сегменте FHD уступает свою долю более высоким разрешениям, примерно с такой же скоростью он «съедает» HD-мониторы (1366x768), на чью долю приходится уже менее 4% рынка.
По итогам 2020 г. 2К-мониторы стали вполне массовым сегментом с продажами более 7%. 4К-аппараты еще заметно уступают, но и здесь рынок вышел на отметку 2,5% всех отгрузок (см. рис. 4 а). Еще внушительнее смотрится рынок 4К-мониторов в деньгах (см. рис. 4 б), где они суммарно превысили 20% рынка.
Рис. 4. а. Динамика рабочих разрешений мониторов (кроме FHD), в штуках
Рис. 4 б. Динамика рабочих разрешений мониторов (кроме FHD), в деньгах
Важные маржинальные направления – игровые (геймерские) мониторы, а также устройства с вогнутым экраном, который, по задумке производителей, при больших диагоналях обеспечивает отсутствие искажений.
В 2019 г. на игровые устройства пришлось около 20% рынка в деньгах, а к концу 2020 г. их доля уже приблизилась к 30% (см. рис. 5). Такой рост во многом является аномальным и обусловлен ростом доли домашних устройств и падением офисных. Если с рынком в целом всё будет нормально, то не исключено, что эта доля может даже еще немножко откатиться.
Что же касается вогнутых мониторов, которые так выигрышно смотрятся на полках магазинов, то их вклад в рынок не достиг еще и 10% в штуках и 15% в деньгах (см. рис. 5). Это, безусловно, уже очень важный сегмент, но здесь также рано ждать скорого доминирования.
Кстати, стоит заметить, что между этими двумя типами есть очень сильная кросс-зависимость. То есть среди игровых аппаратов доля вогнутых намного выше, чем доля вогнутых в целом по рынку. Соответственно среди вогнутых повышена доля игровых устройств.
Рис. 5. Доля игровых и вогнутых мониторов в 4-м квартале 2020 г.
Однако, при столь внушительной технологической динамике сами мониторы (в перерасчете на площадь экрана) заметно дешевеют. В результате средневзвешенная стоимость устройств, несмотря на увеличение диагонали и повышение доли 2К, 4К, геймерских, вогнутых и т. д моделей, в последние несколько лет хотя и растет, но не сверхинтенсивно (см. рис. 6).
Рис. 6. Динамика средневзвешенной стоимости мониторов (в USD)
Вместе с тем в определенных каналах, например на полках магазинов, где активно продаются большие и игровые мониторы, вполне могут наблюдаться всплески средней стоимости. Но для рынка в целом это не подтверждается.
Конкурентная среда
Последние лет пять на российском рынке мониторов основную роль играет квартет компаний: Acer и Samsung, а также AOC и Philips (оба бренда принадлежат одной компании MMD). Разница в продажах между ними зачастую отличается на несколько сот устройств, что и обеспечивает хоть какую-то изменяемость мест на пьедестале почета.
Также на российском рынке мониторов очень сильный второй эшелон: это компании Dell, HP, LG, которые также стабильно конкурируют за выход в тройку лидеров (а иногда, по некоторым месяцам, им даже удается подобраться к первому месту). Да и игроки третьего эшелона (Asus, BenQ и ViewSonic) нельзя сказать, что в загоне.
По итогам 2020 г. первое-второе место оказалось за AOC и Philips. На третьем Acer и затем Samsung. Всего на группу этих четырёх компаний пришлось 50,7% продаж (примерно столько же, как и в 2019 г.), что на самом деле достаточно немного: интенсивность конкуренции на рынке мониторов (который сейчас очень привлекательный) в последние годы очень высока.
Вернуться к началу обзора «Рынку визуализации нипочем даже COVID»