Анализ российского рынка электросамокатов, электровелосипедов и гироскутеров
Василий Мочар, аналитическая компания ITResearch
В последнее время в профессиональной среде одной из наиболее популярных тем является «цифровая экономика». Однако мы хотели бы посмотреть на эту проблематику шире и трактовать ее, скорее, как «цифровой социум». Дело в том, что меняется не только экономический уклад общества, но кардинально меняются и привычки, и образ жизни людей. Прошло не так много лет от появления первого iPhone, а теперь практически 100% людей не смыслят свою жизнь без смартфона, а подавляющая часть из них – и без социальных сетей. Интернет прочно вошел в число первичных потребностей людей (наряду с водой, едой, местом для сна и отдыха, безопасностью).
Но помимо этого остается важная проблема живой социализации (тусовки), активного отдыха, легкого передвижения по городу и окрестностям, индивидуализации, «выпендрежа», адреналина. И всё это у текущего поколения удивительным образом объединяется в электрических средствах индивидуальной мобильности (СИМ): электросамокатах, электровелосипедах и самобалансирующихся гироскутерах.
Все эти устройства – продукт цифровой эпохи. Теоретически ничего не мешало выпустить их массово на рынок еще лет 50-100 назад (прототипам даже больше 100 лет), но только с новыми цифровыми технологиями, а также развернутым производством литий-ионных батарей эти устройства стали действительно удобными в производстве и использовании, а также доступными по стоимости.
Сейчас многие считают, что это самый горячий товар c отличными перспективами, да и мы сами видим, как многие традиционные ИТ-дистрибьюторы и федеральные сети ускоренными темпами развивают поставки и продажи таких устройств. Поэтому, когда один из наших хороших традиционных клиентов попросил нас поисследовать данный рынок, мы совсем не удивились. Даже были морально готовы включиться, поскольку считали электросамокаты чем-то близким к компьютерам и периферии, которыми занимаемся более 20 лет.
В данном обзоре даны краткие итоги нашего исследования рынка электрических средств индивидуальной мобильности в России в 2020-м и первой половине 2021 года.
Все подобное оборудование мы поделили на три категории. Категория электровелосипеды включает собственно велосипеды с моторчиком, а также электротрициклы(велосипеды с тремя колесами) и электромопеды, и, чтобы не было скучно, детские беговелы.
Электросамокаты включают собственно электросамокаты, а также устройства с таким же дизайном, но оборудованные съемным или несъемным сидением.
Гироскутеры – это все самобалансирующееся устройства: моноколеса и сегвеи. Также сюда мы отнесли экзотичные роликовые коньки с моторчиком. Оказывается, есть даже такие! Но их мало, и не открывать же ради них отдельную категорию?
Основной упор делался на наиболее значимую составляющую – электросамокаты. Отчет получился, и мы довольны качеством и полнотой данных Естественно, многое мы не можем открывать в публичной сфере. За более подробной информацией обращайтесь в компанию ITResearch.
Digma AllRoad MAX – оптимальный электросамокат для города и дачи
Рынок электросамокатов развивается взрывными темпами: по данным аналитической компании ITResearch, первое полугодие 2021 года по продажам было на 52% больше всего 2020 г. При этом ведущие производители активно экспериментируют с конструктивами и техническими параметрами, пытаясь выбрать оптимальное сочетание потребительских характеристик. Безусловно, можно собрать в одном устройстве всё самое лучшее, однако аппарат получится перетяжелённым, а цена взлетит до небес. Да и, скорее всего, такой электросамокат не сможет удовлетворять ограничениям Минтранса и ГИБДД.
Компания Digma в своем флагмане AllRoad MAX пошла по пути поиска наилучшего баланса между дизайном, мощностью и проходимостью, с тем, чтобы получить доступный электросамокат для максимального охвата потребителей. AllRoad MAX получился действительно удачным: красивым, удобным и универсальным.Он подойдет даже для дальних загородных прогулок, где нет сплошного асфальтового покрытия. А его стоимость (27499 руб. в Ситилинке, и около 33 тыс. руб. у других продавцов) делает его одним из самых доступных электросамокатов в своем классе.
Общие итоги
Хотя на самом деле электросамокаты и моноколеса начали поступать на рынок еще около 10 лет назад, серьезный рынок насчитывает всего несколько лет. У нас нет данных по 2019 году, но, скорее всего, он был сопоставим с цифрами 2020 года. В прошлом году все ждали бурного взлета, но локдаун 2020 г. привел к тому, что, несмотря на высокие ожидания, рынок фактически не вырос по сравнению с 2019-м.
В результате рост перенесся на 2021 г., в первом полугодии которого продажи были почти в полтора раза больше, чем за весь 2020 год. Всего за 1-е полугодие в России было продано более 300 тыс. устройств, из которых 85%, т.е. 260 тыс. были электросамокаты (см. рис. 1).
Рис. 1. Динамика российского рынка (в штуках).
Доля самокатов выросла на 5%. Велосипеды тоже подросли, а вот гироскутеры заметно снизились. Последнее мы связываем с тем, что суперноваторы уже купили себе моноколеса, а на их смену большинство не приходит, поскольку самокаты оказались более безопасными и удобными.
Мы считаем, что значительные объемы продукции потребили прокатные организации, в которых сейчас насчитывается около 130-150 тыс. самокатов по всей стране. Также большие объемы (как самокатов, так и велосипедов) были закуплены курьерами. Суммарно, около 30% установленной базы используется для зарабатывания денег.
Стоит отметить, что локдаун также существенно перекосил временные ряды. Можно предположить, что основные отгрузки должны приходиться на первое полугодие (перед летом). Но возможно также, что самокаты и велосипеды будут популярны как подарки на новый год.
Поскольку в данном исследовании упор делался на электросамокаты, в деньгах рынок электросамокатов оценен довольно точно, так как мы подсчитали продажи практически всех значимых моделей.Для удобства,все электровелосипеды и гироскутеры мы посчитали по цене 60 и 10 тыс. руб. соответственно.
В целом российский рынок электрических средств персональной мобильности оценивается в 5,8 млрд. руб. в 2020 г. и 9,1 млрд. руб. в 1-м полугодии 2021.Самокаты составляют в 1-м полугодии 2021 около 80% рынка (7,25 млрд. руб.,т. е. около 100 млн долл.).
Рис. 2. Динамика рынка (в млн руб.).
В целом прорисовывается уже довольно немалый рынок. И, самое главное, быстрорастущий! Однако сейчас главный вопрос вот в чём: это еще первичный взлет, связанный с новаторами, после чего часто случается спад и/или достаточно длительный период стагнации, когда эта страта насытится, или это уже раннее большинство, начало реального рынка? Ответа на этот вопрос у нас пока нет.
Вместе с тем есть еще более важный вопрос: о емкости потенциального рынка. Лично наше мнение – исходя из размера страны, количества домохозяйств, активности покупателей, климата, состояния дорог, моды… – это примерно 10 млн устройств. Речь идет именно о потенциальной установленной базе. И рынку еще предстоит столько продать, чтобы выйти на данный уровень. Это означает экспоненциальный рост на протяжении нескольких ближайших лет.
Кроме того, установленная база в 10 млн единиц при сроке жизни примерно в три года способна обеспечивать продажи порядка 3,5 млн самокатов/велосипедов за год. Это «вторичные закупки», но это очень сильная поддержка рынка.
Так что, если мы не ошибаемся с определением потенциала рынка, перспективы у него самые радужные. И это подтверждает активность грандов со смежных рынков. Например, совсем недавно на этот рынок вышел один из лидеров компьютерного рынка, компания Acer, которой вполне по силам потеснить множество китайских noname-игроков, которые зачинали рынок.
Сегментация рынка электросамокатов
Общепринятой сегментации электросамокатов не существует,поэтому мы разрабатывали свою. Нами были введены градации (диапазоны) по цене, по весу и по типу (детский, тинейджерский, взрослый легкий, взрослый средний, взрослый тяжелый) в зависимости, в основном, от веса), по мощности батареи, Также самокаты можно сегментировать по размеру колеса, по аккумуляторной батарее и расстоянию, которое устройство может проехать на одной зарядке.
Сегментация по весу, пожалуй, наиболее естественный подход. При этом с весовыми категориями напрямую, что интуитивно понятно, смыкаются типы. Например, все менее 7 кг – это детские, тинейджерские – это от 7 до 10 кг, взрослый легкий – от 10 до 15 кг, взрослый средний – от 15 до 20 кг и взрослый тяжелый – все от 20 кг.
Очевидно, что наиболее популярны три категории: 7-9,9 кг (23% продаж), 12-14.9 кг (27%) и наиболее выросшая в текущем году категория 15-19,9 кг (29%), мы ее связываем с прокатами и курьерами.
Рис. 3. Динамика рынка по весовым категориям.
При делении рынка на ценовые диапазоны (см. рис. 4) выделяются три основные. Около 22% приходится на диапазон 15-20 тыс. руб. Объем продаж здесь в первом полугодии текущего года почти удвоился. Однако еще больше выросли продажи в диапазонах 30-40 и 40-50 тыс. руб. Так что продажи дорогих самокатов стали почти вровень с дешевыми моделями.
Мы не знаем, связано ли это только с изменениями структуры спроса, или и с производственными проблемами, тянущими за собой удорожание продукции. В частности, очень подорожали commodities. Думаем, это один из самых угрожающих факторов, препятствующий росту рынка в следующем году: самокаты могут стать слишком дорогими для большинства потенциальных покупателей.
Рис. 4. Динамика рынка по ценовым диапазонам.
Наиболее типичными мощностями электросамокатов являются 150, 250, 350, 500 Ватт. В целом наблюдается рост средней мощности, но на исследуемом временном промежутке он был довольно скромным.
Довольно высокий объем продаж показали мощные самокаты 300-500 Ватт, обеспечившие почти 45% всего рынка. Мы предполагаем, что их потребители –это курьеры и прокатные организации. На средние мощности (150-290) пришлось чуть более трети всех продаж, причем их доля снизилась за год на 5%. Весомые 15% составляли самые мощные электросамокаты.
Очевидно, что особых производственных проблем тут нет, и производители с легкостью могли бы оснащать свои массовые модели моторами мощностью 500 Ватт, достаточной для того, чтобы даже самый крупный мальчик весом заметно больше 100 кг «летал». И цена при этом оставалась бы доступной.
Но есть очень значимый момент, связанный с позицией Минтранса и ГИБДД. Уже более двух лет эти ведомства пытаются ввести нужные законы и правила, регулирующие новый вид транспорта, и, как у нас обычно водится, ситуация близка к зарегулированию и избыточному давлению на рынок. В рамках данного обзора мы не хотим глубоко влезать в эту тему, отметим только, что сейчас электросамокаты мощностью более 250 Ватт приравниваются к мопедам, и для их использования требуются права категории М. Для понимания, значительная часть прокатных самокатов имеет мощность 350 Ватт, но это пока никого не беспокоит.
За разъяснениями мы обратились к Александру Курило, главе представительства Iconbit в России. Он подтвердил, что процессы законотворчества пока еще идут, и он очень надеется, что наши законодатели возьмут пример с Запада и сделают допустимой без ограничений планку в 500 Ватт. Кроме того, Александр уточнил, что устройства мощностью ровно 250 Ватт пока не попадают под ограничения, и их пользователи приравнены к пешеходам. И это очень хорошо, поскольку это самая массовая и сбалансированная категория.
Основные бренды
К сожалению, в открытой печати мы не может привести в явном виде показатели ведущих брендов. Поэтому ограничимся общей информацией.
Количество брендов на рынке электровелосипедов превышает 150. При этом рейтинг неустойчив и очень сильно поменялся за эти два года. Целый ряд заметных игроков 2020 г. в текущем году уже прекратил поставки.
В целом можно отметить, что однозначным лидером данного сегмента является бренд Kingbon. Также в лидирующую группу входят компании Hiper, Iconbit и Xiaomi/MI. Суммарно на озвученную группу компаний приходится 58% всех продаж. То есть консолидация довольно невысокая.
На рынке самобалансирующихся гироскутеров мы насчитали 24 бренда. Здесь также рейтинг очень сильно поменялся за эти два года. В частности, многие лидеры прошлого года в этом году уже фактически гироскутеров не поставляли, но их продукция еще активно представлена в рознице.
Здесь доминируют Rush Hour и Mizar, также неплохие результаты у Ninebot by Segway. Суммарно эти три бренда контролируют 90% всего рынка. Это очень и очень высокий уровень консолидации рынка.
Количество брендов на рынке электросамокатов превышает 115. В отличие от велосипедов и моноколёс, здесь позиции игроков более стабильны, и многие компании, будучи лидерами в прошлом году,являются, таковыми и теперь.
Однозначный лидер в общем рейтинге –это бренд Ninebot by Segway, позиции которого особенно сильны в сегменте мощных самокатов. Также в лидирующую группу входят бренды Hiper, Iconbit и Kugoo. Суммарно на них приходится почти 60% рынка. Также есть целый ряд более-менее заметных игроков второго-третьего эшелона, например Digma, Xiaomi/MI, Dexp, Halten, Tribe, Okai и т.д.