Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2009 г.
Компьютеры
По данным ITResearch, в 2009 г. было продано чуть более 7280 тыс. компьютеров: 3960 тыс. десктопов с учетом «самосбора» и 3320 мобильных ПК (включая нетбуки).
По отношению к 2008 г. рынок компьютеров в целом показал снижение на 26%. При этом настольный сегмент упал на 33%, а мобильный — на 16%. Доля категории нетбуков среди мобильных ПК составила почти 18%.
Мобильные компьютеры вплотную приблизились к показателям настольных собратьев, уже в завершающем, IV квартале года их доля в общих продажах превысила 48%. И в этом году мобильный сегмент, очевидно, обгонит настольный в натуральном выражении (а в денежном это произошло уже давно.)
Лидерами по итогам года в сегменте настольных ПК стали компании* Acer, Depo, HP, K-Systems и Kraftway. Суммарная доля Top5 составила 23,4%.
Среди производителей ноутбуков лидировала Acer, кроме нее в ведущую пятерку компаний* вошли Asus, HP, Samsung и Toshiba. В сумме эти компании продали 80,1% от всех ноутбуков.
Устройства визуализации
Мониторы. Объем российского рынка мониторов по итогам 2009 г. составил 4,75 млн шт. на сумму 0,95 млрд долл. По сравнению с 2008 г. рынок показал падение на 35% в натуральных и на 52% — в денежных показателях. Это уже второй год падения, и одним кризисом данный тренд объяснить нельзя. Скорее всего, продажи ноутбуков начинают уже реально вытеснять десктопы (и мониторы), и отрасли необходимо искать новые пути к интенсификации продаж. Установленная база ЭЛТ-мониторов практически исчерпана, новые решения с «телевизионным» форматом (16:9) быстро увеличивают свою долю, но не дают поддержки продажам. Остается надежда на решения со светодиодной подсветкой, которые выходят на широкий рынок.
Следует отметить, что в 2009 г. «уровень поддержки» на рынке мониторов составлял 4,5 млн устройств. Именно столько, по нашим расчетам, нужно было поставить мониторов, чтобы возместить естественно выбывающее оборудование. То, что рынок несколько превысил минимально необходимые объемы, вселяет осторожный оптимизм.
В ведущую группу по итогам года входят * Acer, BenQ, LG, Samsung и ViewSonic. На долю данной группы компаний пришлось более 90% рынка, и этот показатель постоянно растет, увеличившись за последний год еще на 4%.
Информационные панели. Рынок информационных панелей (профессиональные ЖК и плазма с диагональю свыше 32 дюймов) в 2009 г. составил 7,3 тыс. устройств на сумму около 26 млн долл. Это на 38% меньше натуральных показателей 2008 г. и на 30% — меньше денежных.
Как и в остальных отраслях, годовые показатели были несколько улучшены благодаря ударному IV кварталу. Всего было продано 3,5 тыс. устройств, что почти на 17% лучше аналогичного показателя 2008 г.
В последнем квартале 2009 г. наблюдалось значительное повышение средневзвешенной стоимости панелей. Технически оно было обусловлено двумя факторами: резким ростом доли ЖК-аппаратов (они обычно дороже) и ростом продаж устройств с диагональю выше 42 дюймов. Последнее мы расцениваем как не самый положительный индикатор. Дело в том, что только начало массовых поставок в тендеры (а это обычно 42 дюйма) означает начало выздоровления рынка, пока же мы этого не видим. Более того, до сих пор в тендеры зачастую идут телевизоры, имеющие более привлекательную стоимость.
Количество игроков сегмента довольно невелико. «Основную скрипку» играют* LG, NEC, Panasonic и Samsung, которые в сумме контролируют 84% продаж в штучном выражении.
Мультимедийные проекторы. Продажи мультимедийных проекторов в 2009 г. составили всего 92,9 тыс. устройств, что на 36% меньше, чем годом ранее. В денежном исчислении рынок составил 103,7 млн долл., показав падение на 44%. Опережающая динамика падения денежных показателей в основном связана с традиционно высокой ценовой эрозией на рынке проекторов.
На последний квартал пришлась ровно половина годовых продаж, что было практически равно аналогичному периоду 2008 г. Учитывая, что во все предыдущие кварталы на рынке проекторов было значительное падение, резкая смена тенденции не может не радовать. При этом необходимо помнить, что последний квартал 2008 г. был уже кризисным, поэтому вывод о начале «светлых времен» не совсем корректен. Вместе с тем сегмент проекторов оказался одним из очень немногих на ИТ-рынке, практически сравнявшихся с уровнями конца 2008 г. Так же, как и на рынке информационных панелей, этот мощный отскок был во многом обусловлен реализацией ряда тендеров, замороженных в первые три квартала года.
Прошедший год ознаменовался серьезным ростом предложения в сегменте Full HD-проекторов. Здесь мы видим точку роста данного рынка.
Во многом положительные итоги конца года обусловлены достаточно агрессивной политикой компаний* Acer, BenQ, Epson, которые начали вкачивать в рынок «докризисные» объемы оборудования. Хорошие объемы показали также NEC, Sanyo, Optoma.
Главное разочарование года — компания Toshiba, которая внезапно закрыла тему проекторов.
Жидкокристаллические телевизоры. Российский рынок ЖК-телевизоров в 2009 г. пострадал чуть меньше большинства отраслей. По итогам года продажи составили 3,96 млн устройств, что лишь на 9% меньше уровней 2008 г. Однако такой уровень удалось удержать во многом за счет почти 26%-ного падения средневзвешенной стоимости устройств. В результате в денежном выражении рынок составил 2,7 млрд долл., что на 32% ниже показателей 2008 г.
Безусловными фаворитами рынка остались
Лидером этого сегмента стала компания Samsung, в ведущую группу поставщиков ЖК-ТВ входят компании* BBK, LG, Philips, Sharp, Sony и Toshiba.
Плазменные телевизоры. За год было продано ровно 550 тыс. плазменных телевизоров на сумму свыше 610 млн долл. В штучном выражении рынок за год снизился на малозаметные 3,7%, но в деньгах падение было более значительным: почти на 33%. Такое различие связано с 30%-ным падением средневзвешенной стоимости «плазм»: почти до уровня 1,1 тыс. долл. За счет такого опережающего (по отношению к ЖК) падения одновременно поддерживалась конкурентоспособность продукции и стимулировались продажи.
Хорошие в целом показатели года в основном были обусловлены ударным четвертым кварталом, который был лучше третьего на 92%. И к концу года рынок даже вышел в плюс, превысив уровень IV квартала 2008 г. на 23% в штучном исчислении.
На рынке плазмы, в отличие от ЖК, наблюдается выраженный триумвират компаний* LG, Panasonic и Samsung с соизмеримыми долями. Такая ситуация стабильна достаточно давно, и их суммарная доля планомерно растет.
Устройства hardcopy
Принтеры и МФУ. Общий объем продаж принтеров и настольных МФУ в 2009 г. составил 3.2 млн штук, что почти на треть меньше, чем в 2008 г. При этом динамика рынка в начале и в конце года существенно различалась — если в первой его половине спад достигал 45%, то во второй — только 20%. В денежном выражении объем рынка сократился по сравнению с 2008 г. почти на 40%, составив 632 млн долл. Хотя в целом по рынкам принтеров и настольных МФУ динамика оказалась почти одинаковой, в отдельных категориях устройств она различалась. Так, в лазерном сегменте продажи многофункциональных устройств сократились сильнее, чем принтеров, в то время как в струйном сегменте картина обратная — принтеры «пострадали» больше, чем МФУ. Единственными категориями устройств, продажи которых по сравнению с 2008 г. несколько возросли, оказались высокопроизводительные монохромные лазерные принтеры и МФУ.
По общему объему продаж лидировали компании* Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox.
Сканеры. Спад в сегменте планшетных сканеров оказался одним из наиболее высоких на рынке устройств hardcopy. В 2009 г. объем продаж планшетников составил 225 тыс. шт. (и около 26 млн долл. в денежном выражении), т. е. в натуральном выражении они сократились почти вдвое по сравнению с предыдущим годом. Причем в первом полугодии падение было еще большим, и ситуация начала улучшаться только с третьего квартала. Как и в предыдущем году, рынок планшетных сканеров оказался почти полностью поделенным между четырьмя производителями* — Canon, Epson, Hewlett-Packard и Mustek.
Объем рынка документ-сканеров в 2009 г. составил 15.9 тыс. шт., при этом более половины всех проданных устройств составили модели нижнего уровня производительностью до 30 стр./мин. Как и в других сегментах, наименее благоприятным периодом для документ-сканеров было начало года, когда их продажи достигли минимума, однако в дальнейшем динамика этого рынка стала положительной и в последнем квартале было продано уже вдвое больше устройств, чем в первом. Лидерами рынка документ-сканеров стали компании* Epson, Fujitsu и Hewlett-Packard.
Картриджи. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 17 млн штук в натуральном выражении и 852 млн долл. — в денежном. По сравнению с 2008 г. рынок уменьшился более чем на 37% и 36% соответственно. Все кварталы прошедшего года показывали отрицательную динамику относительно аналогичных периодов 2008 г.
Совместимых струйных картриджей для принтеров Canon и Epson было продано 4,2 млн шт. на сумму 19,6 млн долл.
Цифровые фотокамеры. На рынке цифровых фотокамер в 2009 г. было продано 3,7 млн устройств на сумму 860 млн долл. Продажи в натуральном исчислении снизились почти на 26%, в деньгах рынок просел на 38%. Лидером продаж по разрешению светочувствительной матрицы стали
По количеству проданных устройств в лидирующую пятерку входят* Canon, Kodak, Panasonic, Samsung, Sony, на их долю пришлось чуть менее 84%.
Цифровые фоторамки. В 2009 г. было продано 358 тыс. устройств на сумму 48 млн долл. Самым популярным стал сегмент фоторамок с размером диагонали 7 дюймов и разрешением 480×234.
По количеству проданных устройств в лидирующую пятерку входят* Kodak, Philips, Rekam, Samsung и Sony — на их долю пришлось 68% данного рынка.
ИБП
На российском рынке ИБП в 2009 г. было продано более 1,58 млн устройств на сумму около 281 млн долл. Это меньше показателей 2008 г. на 40,7% и 40,5% соответственно. Столь сильные темпы падения в отрасли обусловлены высоким уровнем «корпоративной ориентированности», и в прошедшем году данный целевой рынок чувствовал себя ощутимо хуже розничного сектора. К концу года, правда, рынок несколько восстановился и IV квартал в годовом исчислении был уже только примерно на 10% хуже 2008 г. Инсталляционный сектор пока отстает: многие крупные клиенты восстанавливаются медленнее, чем розница и мелкие компании.
Основными конкурентами на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* APC, CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman. В конце года структура рынка по производителям стала больше походить на докризисную: ряд вендоров, несколько отстававших в предыдущие периоды, сумел восстановиться и начал показывать более типичные для себя объемы. Соответственно, доли вендоров-"тяжеловесов" несколько подравнялись. На рынке инфраструктурных решений наряду с APC ощутимы позиции компаний* Chloride, Eaton, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Inelt, Newave и Socomec UPS.
* Компании перечислены в алфавитном порядке.
Полностью итоговые оценки ITResearch показателей различных сегментов российского ИТ-рынка в 2009 г. опубликованы в «Бестселлеры IT-рынка, №1 2010».