Рынок веб-разработок является достаточно молодым «экономическим организмом» в современной России. При немалом количестве участников рынка (4000-7000 веб-студий), он все еще слабо развит относительно качества и прозрачности предоставляемых услуг, что наглядно показало недавнее исследование данного сегмента, организованного WebProfessionals.ru, "Интернет в цифрах", Proactivity Group и rocID при поддержке РАЭК. В исследовании приняли участие 1486 веб-разработчиков из различных регионов России и 553 компании - заказчики веб-услуг.

Для начала стоит отметить, что денежный оборот рынка разработки и поддержки веб-сайтов составляет $270 млн в год. Это небольшой оборот относительно смежных рынков, таких, как электронная торговля ($4840 млн) и рынок рекламы в рунете ($670 млн), хотя, скажем, оборот рынка SEO в $200 даже меньше, а рынки игр ($300 млн, что практически совпадает с другими независимыми оценками) и платных сервисов ($350 млн) находятся примерно на равном уровне, однако высокие темпы роста (+70% по отношению к 2009 г.) говорят о том, что рынок достаточно быстро развивается.

Исследование показало, что рынок веб-разработок еще не только небольшой по объему, но и находится на начальном этапе формирования. Об этом говорит хотя бы оценка уровня цивилизованности (см. рис. 1).

Рис. 1. Оценка цивилизованности рынка

 

Хотя респонденты по-разному и довольно своеобразно определяли понятие слова «цивилизованный», которое, обобщая, можно раскрыть как подходящий лично для респондента, больше половины и клиентов и разработчиков считают рынок нецивилизованным, то есть неподходящим лично им. Причем и клиенты и разработчики весьма близки в своих оценках. Это говорит о слабой правовой поддержке рынка, и самое главное, о чем сейчас говорят все участники рынка, - это о стандартизации взаимодействия на данном рынке, в первую очередь, для установления понимания между заказчиком и исполнителем. Ведь именно из-за отсутствия оного респонденты в целом негативно оценили процесс согласования ТЗ на разработку сайтов (см. рис. 2). 

Рис. 2. Оценка уровня взаимопонимания между заказчиком и клиентом

Почти половина (42%) опрошенных считают, что ТЗ меняет каждый клиент, и всего лишь 9% ответили, что никто из клиентов никогда не менял ТЗ в процессе работы. В результате падает качество выполняемой работы, заказчик меняет ТЗ, а исполнитель, в свою очередь, не успевает по срокам (см. рис. 3).

Рис. 3. Оценка срыва сроков сдачи проектов

Всего лишь 7% респондентов ответили, что веб-студии практически успевают по срокам с задержкой на 1-3 дня, но также 7% ответили, что веб-студии задерживают сдачу проекта на целых 3 месяца. Таким образом, по ответам большинства диапазон срыва сроков сдачи проекта составляет от 8 до 30 дней.

Безусловно, задержка с выполнением работ связана еще и с непрофессионализмом самой фирмы-исполнителя, что является еще одним острым моментом на развивающемся рынке. Так, на вопрос «Является ли рынок веб-разработок профессиональным? (хорошее качество специалистов?)» большинство респондентов (87,5%) ответило «Нет». В добавок к этому,  94% опрашиваемых считают рынок непрозрачным, то есть не понимают ценообразования на рынке. Только 42% респондентов считают рынок конкурентным, и очень значительная часть допускает наличие ценовых сговоров.

В исследовании также даются некоторые относительные прогнозы по рынку на 2011 год. Кардинальные изменения на рынке не предвидятся, его объем  рынка вырастет, но уже не на 70%, как в предыдущем году. Предполагается возможность выхода крупных региональных студий на московский рынок и рост сегментации по специализациям рынка в целом. Вектор развития рынка направлен на рост цивилизованности. Судя по всему, можно будет говорить о некоей стандартизации на рынке в будущем.