Рынок веб-разработок является достаточно молодым «экономическим организмом» в современной России. При немалом количестве участников рынка (4000-7000 веб-студий), он все еще слабо развит относительно качества и прозрачности предоставляемых услуг, что наглядно показало недавнее исследование данного сегмента, организованного WebProfessionals.ru, "Интернет в цифрах", Proactivity Group и rocID при поддержке РАЭК. В исследовании приняли участие 1486 веб-разработчиков из различных регионов России и 553 компании - заказчики веб-услуг.
Для начала стоит
отметить, что денежный оборот рынка разработки и поддержки веб-сайтов
составляет $270 млн в год. Это небольшой оборот относительно смежных рынков,
таких, как электронная торговля ($4840 млн) и рынок рекламы в рунете ($670 млн),
хотя, скажем, оборот рынка SEO в $200 даже меньше, а рынки игр ($300 млн, что практически
совпадает с другими независимыми оценками) и платных сервисов ($350 млн) находятся примерно на равном уровне, однако
высокие темпы роста (+70% по отношению к
Исследование показало, что рынок веб-разработок еще не только небольшой по объему, но и находится на начальном этапе формирования. Об этом говорит хотя бы оценка уровня цивилизованности (см. рис. 1).
Рис. 1. Оценка цивилизованности рынка
Хотя респонденты
по-разному и довольно своеобразно определяли понятие слова «цивилизованный»,
которое, обобщая, можно раскрыть как подходящий лично для респондента, больше
половины и клиентов и разработчиков считают рынок нецивилизованным, то есть
неподходящим лично им. Причем и клиенты и разработчики весьма близки в своих
оценках. Это говорит о слабой правовой поддержке рынка, и самое главное, о чем
сейчас говорят все участники рынка, - это о стандартизации взаимодействия на
данном рынке, в первую очередь, для установления понимания между заказчиком и
исполнителем. Ведь именно из-за отсутствия оного респонденты в целом негативно
оценили процесс согласования ТЗ на разработку сайтов (см. рис. 2).
Рис. 2. Оценка уровня взаимопонимания между заказчиком и клиентом
Почти половина (42%) опрошенных считают, что ТЗ меняет каждый клиент, и всего лишь 9% ответили, что никто из клиентов никогда не менял ТЗ в процессе работы. В результате падает качество выполняемой работы, заказчик меняет ТЗ, а исполнитель, в свою очередь, не успевает по срокам (см. рис. 3).
Рис. 3. Оценка срыва сроков сдачи проектов
Всего лишь 7%
респондентов ответили, что веб-студии практически успевают по срокам с задержкой
на 1-3 дня, но также 7% ответили, что веб-студии задерживают сдачу проекта на
целых 3 месяца. Таким образом, по ответам большинства диапазон срыва сроков
сдачи проекта составляет от 8 до 30 дней.
Безусловно, задержка с
выполнением работ связана еще и с непрофессионализмом самой фирмы-исполнителя,
что является еще одним острым моментом на развивающемся рынке. Так, на вопрос
«Является ли рынок веб-разработок профессиональным? (хорошее качество
специалистов?)» большинство респондентов (87,5%) ответило «Нет». В добавок к
этому, 94% опрашиваемых считают рынок
непрозрачным, то есть не понимают ценообразования на рынке. Только 42%
респондентов считают рынок конкурентным, и очень значительная часть допускает
наличие ценовых сговоров.
В исследовании также даются некоторые относительные прогнозы по рынку на 2011 год. Кардинальные изменения на рынке не предвидятся, его объем рынка вырастет, но уже не на 70%, как в предыдущем году. Предполагается возможность выхода крупных региональных студий на московский рынок и рост сегментации по специализациям рынка в целом. Вектор развития рынка направлен на рост цивилизованности. Судя по всему, можно будет говорить о некоей стандартизации на рынке в будущем.