По данным аналитической компании ITResearch за 2014 г. на российском рынке было продано 34 тыс. информационных дисплеев. В деньгах продажи составили почти 140 млн долл. По отношению к 2013 г. рынок вырос на 4% в штуках и на 14,7% в деньгах. По сравнению с показателями многих других сегментов российского ИТ-рынка это выглядит несомненным позитивом.
Чтобы понять данный «феномен», интересно проследить развитие данного сегмента за последние несколько лет, включая и предыдущий кризис 2009 г. Тогда рынок больших профессиональных дисплеев (LFD – Large Format Displays, 32 дюйма и более) подчинялся общим законам, падая как бы не больше всех других сегментов. А в 2014 г. он пошел наперекор рынку. Вместо того чтобы активно снижаться вследствие падения активности бизнес-среды и секвестра государственных бюджетов, продажи LFD даже выросли. Пусть ненамного, но главное, что они смогли удержаться в положительной зоне.
Динамика российского рынка LFD в натуральном выражении
Начиная с 2011 г. российский рынок LFD вышел на определенный уровень, на котором (плюс/минус) находится и сейчас (см. рис. 1 и 2). В 2009 г. рынок рухнул почти на 40% в штуках и на 30% в деньгах. Однако уже в следующем году он отскочил на 59% в штуках и на 92% в деньгах, разом перекрыв все потери. 2011-й был еще удачнее: когда темпы роста составляют почти 150%, иначе как эйфорией это назвать нельзя. Справедливости ради следует отметить, что здесь на органичный рост рынка наложилась мощная атака компании Samsung, сделавшей ставку на эту отрасль и начавшей инвестировать значительные средства в развитие панельного бизнеса в России.
Но 2012 г. уже был не столь радужный. Рост явно поубавился, рынок показал «всего лишь» около 15% прироста. Первое время казалось, что это досадное недоразумение, пока не наступил 2013 г. и темпы роста не стали отрицательными. Снижение пока крайне незначительное и сопоставимое с ошибкой измерения: около 2% в штуках и 3% в деньгах. Однако, несмотря на ожидавшееся продолжение падения, рынок все же нашел в себе силы в 2014 г. пойти вверх.
Довольно интересно проанализировать темпы абсолютного изменения рынка. Несмотря на обвал 2009 г., рынок недосчитался всего лишь 4,5 тыс. аппаратов, что в целом не столь уж значительная цифра, показывающая, что реальные убытки были все же относительно небольшими. В 2010 г. эти «выпавшие» объемы уже были скомпенсированы, а в 2011 г. был зафиксирован мощный «гэп» вверх, позволивший рынку совершить качественное изменение – стать большим. Прошедший 2014 г. прибавил еще 1,3 тыс. аппаратов к уровням 2013 г.
Стоит отметить, что в течение двух последних лет динамика внутри года очень различалась. Первый квартал 2013 г. показывал минимальный рост, второй – примерно 5%-ный рост, третий вышел «в ноль», а четвертый уже демонстрировал почти 10%-ное падение. В течение первого полугодия 2014 г. ситуация вслед за ухудшением макроэкономических показателей развивалась в негативном ключе. В частности, I квартал 2014 г. на российском рынке LFD был достаточно хорош: было продано 6,72 тыс. устройств на сумму 26,6 млн долл. В годовом исчислении рынок снизился всего на 1% в штуках, но в деньгах вырос на 9%. Частично рынок был поддержан закупками панелей для Олимпиады в Сочи. Кстати, многие панели были установлены только временно, затем их надо было куда-то девать, что создавало вторичные продажи и во втором квартале уже давило дополнительным грузом на рынок, блокируя закупки нового оборудования.
Второй квартал года показал, что даже отрасль LFD не способна бесконечно сопротивляться негативу, связанному как с внешними, так и с внутренними факторами. Всего было продано 5,76 тыс. устройств на сумму 25,6 млн долл. В годовом исчислении рынок показал штучное снижение почти на 20%, но в деньгах практически не уменьшился благодаря значительному росту средней стоимости панелей.
Однако в III квартале 2014 г. было продано 9,57 тыс. панелей на сумму 38 млн долл. В натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. рынок вырос на значимые 10%, а в деньгах – почти на 16%. Средневзвешенная стоимость увеличилась на 5%.
Четвертый квартал оказался даже лучше: 12,03 тыс. дисплеев на 49,27 млн долл. Средневзвешенная стоимость одного устройства достигла почти 4,1 тыс. долл. Динамика роста составила 18,5% в штуках, а в деньгах – 27,4%. Фантастично по сравнению с другими отраслями! Получается, что в 2014 г. только один второй квартал был провальным, а остальные оказались вполне удачными.
Более того, итоги I квартала 2015 г. на рынке LFD тоже оказались довольно неожиданными. Было продано 6,76 тыс. панелей, что на 0,8% выше показателей аналогичного периода 2014 г. Учитывая, что тогда рынку поддержку оказывала Олимпиада, а сейчас разворачивается кризис, эта цифра представляется просто фантастической. Тем более что по всем без исключения ИТ-отраслям в I квартале 2015 г. наблюдалось падение, зачастую на 50% и более.
Вместе с тем в денежном выражении итоги первого квартала выглядят далеко не столь оптимистично. В долларовом эквиваленте рынок снизился на 36%, что уже, к сожалению, находится в общем фарватере. В данном случае основных причин две. Во-первых, резкая девальвация рубля: LFD это не биржевой товар, и переоценка здесь сильно отстает от курсовых колебаний. В проектах прописаны определенные рублевые цены, и отступать компаниям зачастую некуда. Кроме того, очень значительные тендерные объемы (в штучном исчислении) были исполнены базовыми аппаратами лидера рынка (Samsung). Соответственно доля аппаратов для видеостен и интерактивных дисплеев резко снизилась, что не могло не отразиться негативно на средневзвешенной стоимости LFD.
Прогноз на год 2015 г. остается довольно неопределенным. С одной стороны, основной пик выплат внешних долгов прошел, и рубль начал стабилизироваться на уровне около 50 р. за долл. Снижается инфляция. Открываются новые производства: за первые четыре месяца 2015 г. в стране появилось 38 новых производств с капиталом от 500 млн руб. Это не считая развития уже существующих проектов, введения новых мощностей или модернизации устаревшего производства. Основной упор закономерно пришелся на пищевую промышленность, но также развивалось производство строительных материалов, бумажных изделий, волоконно-оптического кабеля и радиоэлектронной аппаратуры.
С другой стороны, бюджеты «режутся», а внешнеполитическая обстановка не располагает к оптимизму. Поэтому наш прогноз на II квартал 2015 г. остается негативным, а на вторую половину года – нейтральным. Но все же пока у нас нет уверенности, что рынок по итогам года сможет закрыться в «плюсе». Наиболее вероятный прогноз – минус 10% в штуках, т. е. около 30 тыс. аппаратов. Вероятность роста остается, но мы ее оцениваем не больше, чем в 10%.
Хотя рынок далек от насыщения, и ему еще есть куда расти. Ведь установленную базу LFD в России можно оценить всего в 150 тыс. устройств: примерно по одному на тысячу жителей. Что, откровенно говоря, немного.
Подробнее о ситуации на российском рынке информационных панелей см. в статье «Кризису вопреки», «Бестселлеры IT-рынка», 2015, №2, с. 12