Согласно предварительным данным компании IDC, за 4-й квартал 2016 г. (4Q16) на мировой рынок было отгружено 428.5 млн смартфонов, что на 6.9% больше, чем 400.7 млн штук, поставленных в 4Q15 (см. табл. 1).
Табл. 1. Показатели топ-5 вендоров смартфонов на мировом рынке в период Q4 2016 (в млн штук)
Вендор |
Объем поставок в 4Q16 |
Доля рынка в 4Q16 |
Объем поставок в 4Q15 |
Доля рынка в 4Q15 |
Годовая динамика |
1. Apple |
78.3 |
18.3% |
74.8 |
18.7% |
4.7% |
2. Samsung |
77.5 |
18.1% |
81.7 |
20.4% |
-5.2% |
3. Huawei |
45.4 |
10.6% |
32.7 |
8.2% |
38.6% |
4. OPPO |
31.2 |
7.3% |
14.4 |
3.6% |
116.6% |
5. vivo |
24.7 |
5.8% |
12.1 |
3.0% |
104.7% |
Прочие |
171.4 |
40.0% |
185.0 |
46.2% |
-7.3% |
Всего |
428.5 |
100.0% |
400.7 |
100.0% |
6.9% |
Источник: IDC, февраль 2017 г.
За год в целом отгрузки достигли 1.47 млрд смартфонов, показав рост лишь на 2.3% против 10.4% в 2015 г. (в 2015 г. продажи составили 1.44 млрд штук). По данным Strategy Analytics, рост в 2016 г. составил 3%.
Глобальный рынок закрылся «в плюсе» благодаря успехам на таких крупных региональных рынках, как Китай, США и Бразилия. В то же время в нескольких развивающихся регионах, в том числе на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, где ожидался большой рост, в итоге отмечено снижение.
Однако в 2017 г. эксперты IDC ожидают некоторого разворота в динамике. Во-первых, прогнозируется восстановление продаж iPhone’ов. Во-вторых, в 2017-м ожидается возврат к росту в регионах Ближнего Востока и Африки (MEA) и Латинской Америки. В итоге результаты 2017 г. предположительно будут немного лучше, чем 2016-го.
Тройка китайских вендоров (Huawei, OPPO, and vivo) постоянно оказывают давление на Samsung на рынке Китая в связи с большей доступностью цен у них, причем не только в сегменте low-end, но и в high-end. Но на остальных рынках им еще много предстоит сделать, чтобы составить какую-то угрозу и Samsung, и Apple.
Итоги по вендорам:
Четвертый квартал у Apple был успешным в основном благодаря новым iPhone 7 и 7 Plus, однако 2016 г. в целом стал первым полным годом, когда продажи iPhone снизились на 7% в годовом исчислении (табл. 2). Теперь, так же, как и в случае с Samsung, все будет зависеть от новой флагманской модели Apple, все ожидают чего-то необычного — ведь это будет 10-я годовщина линейки iPhone.
Samsung в четвертом квартале откатилась на второе место, отгрузки в годовом исчислении сократились (!) на 5.2%. Впервые за четыре последних года доля компании упала ниже 20%. Результаты Samsung по году в целом также ухудшились на 3%, однако несмотря на рост конкуренции со стороны китайских вендоров компания сумела удержаться на первом месте благодаря хорошим продажам моделей линеек S7 и J-серии. Так что появление в этом году флагманского Galaxy S8 будет как никогда кстати.
Компания Huawei сохранила позицию № 3 и увеличила свою долю на мировом рынке в период 4Q16, она впервые выражается двузначным числом. Huawei сумела в 4-м квартале 2016 г. нарастить продажи на 38.6%, а за год в целом — на 30.2%. Модели серий P и Honor успешно продавались как в Китае, так и в других странах Азии, да и в некоторых других регионах тоже. Теперь компания нацелилась на США. Пока неясно, каковы будут ее успехи на этом рынке, но недавний релиз модели Mate 9 в США составит сильную конкуренцию Apple и Samsung в классе high-end, а бренд Honor продолжит борьбу в mid-классе.
Китайская OPPO продолжила отчаянную борьбу, четвертый квартал подряд демонстрируя годовой рост выше 100%. В прошедшем году OPPO успешно вышла на рынки за пределами Китая — главным образом в Индию и южно-азиатские страны благодаря активному маркетингу и выпуску новых продуктов. Ожидается, что 2017 г. будет для OPPO также сильным, теперь компания планирует атаковать Ближний Восток.
Компания vivo сохранила пятую позицию, также показав по году прекрасный рост — на 103%, но у нее поставки в основном сосредоточены на рынке Китая.
Табл. 2. Показатели топ-5 вендоров смартфонов на мировом рынке в 2016 г. (в млн штук)
Вендор |
Объем поставок в 2016 г. |
Доля рынка в 2016 г. |
Объем поставок в 2015 г. |
Доля рынка в 2015 г. |
Годовая динамика |
1. Samsung |
311.4 |
21.2% |
320.9 |
22.3% |
-3.0% |
2. Apple |
215.4 |
14.6% |
231.5 |
16.1% |
-7.0% |
3. Huawei |
139.3 |
9.5% |
107.0 |
7.4% |
30.2% |
4. OPPO |
99.4 |
6.8% |
42.7 |
3.0% |
132.9% |
5. vivo |
77.3 |
5.3% |
38.0 |
2.6% |
103.2% |
Прочие |
627.8 |
42.7% |
697.1 |
48.5% |
-9.9% |
Всего |
1470.6 |
100.0% |
1437.2 |
100.0% |
2.3% |
Источник: IDC, февраль 2017 г.