Компания IDC представила результаты своего отчета по мировому рынку носимых устройств, согласно данным которого за 4-й квартал 2016 (4Q16) поставки выросли в годовом исчислении на 16.9% и составили 33.9 млн штук. За прошедший год в целом рост рынка составил 25%. Такой значительный рост аналитики объясняют и тем, что на рынке появились новые игроки, и тем, что традиционные участники рынка обновили свои продуктовые линейки. Всего за год было в мире вендорами было продано почти 102.4 млн устройств.
При своем становлении рынок разделился на два направления: smart-устройств, которые способны выполнять приложения сторонних фирм (third party), и базовых носимых устройств, которые лишены такой возможности. Интересно, что, несмотря на дополнительные возможности smart-устройств, их польза и необходимость была под большим вопросом. Однако и сегмент smart-устройств будет постепенно развиваться, полагают аналитики компании. Главный фокус для них — это гаджеты для фитнеса и контроля здоровья, и, при условии способности их подключения к сотовым сетям, они могут предоставить уникальные возможности. Такие устройства также смогут решить такую ключевую задачу, как освобождение от необходимости работать в связке со смартфоном, это будут standalone-продукты.
В свою очередь, базовые носимые устройства начинали с одной функции, а сейчас становятся многофункциональными, и постепенно их отличие от smart-устройств размывается.
Помимо топ-5 вендоров на рынок пришло много новых компаний, включая икону стиля моды Fossil с ее суббрендами, а также компании BBK и Li-Ning, которые захватывают нишевые сегменты рынка. В случае Fossil это модная продукция класса luxury, в то время как BBK сфокусировалась на устройствах мониторинга детей, а Li-Ning — на обуви со счетчиком шагов.
Приход множества новых вендоров, которые сильны в своих нишах, даст импульс развитию рынку носимых устройств, хотя многие из новинок просто предлагаются вендорами, а не обусловлены спросом потребителей. Но все они помогают создать необходимую экосистему, полагают в IDC.
В 2016 г. на рынке стало больше действительно «носимых» устройств, а не просто браслетов. В четвертом квартале впервые планку в 1% всего рынка преодолели устройства, носимые на ухе (hearables), а в 2016 г. в целом также 1%-ный барьер всего рынка преодолел сегмент одежды со встроенными сенсорами. Конечно, пока их доли мизерные, но это говорит о тенденции, и в 2017 г. здесь ожидается много новинок от известных вендоров.
Ведущие вендоры
Компания Fitbit сохранила лидерство на рынке как за квартал, та и за год. Однако у нее зафиксировано самой большое падение, поскольку компания фокусируется в основном на рынок США, который быстро приближается к насыщению. Кроме того, у Fitbit появились конкуренты, предлагающие продукцию по более низкой цене, которые и отъедают у нее долю рынка.
Компания Xiaomi продемонстрировала бурный рост, что помогло ей в четвертом квартале обойти Apple и занять вторую строчку рейтинга (см. табл. 1). Стратегия компании, как и в других сегментах, − работать в нижнем ценовом диапазоне, лишь постепенно поднимая цены при запуске новых продуктов, например, для мониторинга частоты сердечных сокращений. Однако пока бренд Xiaomi на этом рынке пользуется спросом только в Китае.
Несмотря на большой успех Apple с моделями Watch Series 1 и Series 2 и росту объема поставок компания под натиском Xiaomi отодвинулась на третье место. Особенно успешна была серия Series 2 благодаря более низкой цене, интегрированию в часы GPS-модуля и полностью измененному интерфейсу устройства. Apple одна из немногих компаний продвигает свои устройства не только в потребительском, но и в корпоративном сегменте.
У Garmin в период 4Q16 доля немного снизилась. Однако компания значительно повысила цену на свои устройства (ASP=$258), тогда в ранее она была ниже 200 долл. Garmin фокусируется на более «серьезную» аудиторию и многие ее пользователи начали переходить от простейших фитнес-устройств вендора к более сложным и к дорогим спортивным часам линейки Fenix line.
Samsung замыкает первую пятерку, запустив в последнем квартале две новые модели(Gear S3 Classic и Frontier). Корейская компания остается единственной среди ведущих брендов, предлагающей устройства, связанные с сотовой сетью, причем стандарта LTE. Это основное дифференцирующее свойство для умных часов Samsung, поскольку они могут работать без связки со смартфоном. Кроме того, теперь телеком-провайдеры могут также продвигать эту продукцию Samsung.
Таблица 1.
Топ-5 вендоров на мировом рынке носимых устройств в период 4Q 2016 (в млн штук)
Вендор |
Поставки в 4Q16 |
Доля рынка в 4Q16 |
Поставки в 4Q15 |
Доля рынка 4Q15 |
Year-Over-Year Growth |
1. Fitbit* |
6.5 |
19.2% |
8.4 |
29.0% |
-22.7% |
2. Xiaomi |
5.2 |
15.2% |
2.6 |
9.1% |
96.2% |
3. Apple |
4.6 |
13.6% |
4.1 |
14.1% |
13.0% |
4. Garmin |
2.1 |
6.2% |
2.2 |
7.6% |
-4.0% |
5. Samsung |
1.9 |
5.6% |
1.4 |
4.7% |
37.9% |
Прочие |
13.6 |
40.1% |
10.3 |
35.5% |
32.1% |
Итого |
33.9 |
100.0% |
29.0 |
100.0% |
16.9% |
Источник: IDC, март 2017 г.
Таблица 2.
Топ-5 вендоров на мировом рынке носимых устройств в 2016 г. (в млн штук)
Вендор |
2016 Unit Shipments |
2016 Market Share |
2015 Unit Shipments |
2015 Market Share |
Year-Over-Year Growth |
1. Fitbit* |
22.5 |
22.0% |
22.0 |
26.8% |
2.4% |
2. Xiaomi |
15.7 |
15.4% |
12.0 |
14.7% |
31.0% |
3. Apple |
10.7 |
10.5% |
11.6 |
14.2% |
-7.9% |
4. Garmin |
6.1 |
5.9% |
5.8 |
7.0% |
5.4% |
5. Samsung |
4.4 |
4.3% |
3.2 |
3.9% |
38.6% |
Прочие |
43.0 |
42.0% |
27.4 |
33.4% |
57.1% |
Всего |
102.4 |
100.0% |
81.9 |
100.0% |
25.0% |
Источник: IDC, март 2017 г.
Примечание к таблицам:
* включая умные часы брендов Pebble и Vector