Компания IDC представила результаты своего отчета по мировому рынку носимых устройств, согласно данным которого за 4-й квартал 2016 (4Q16) поставки выросли в годовом исчислении на 16.9% и составили 33.9 млн штук. За прошедший год в целом рост рынка составил 25%. Такой значительный рост аналитики объясняют и тем, что на рынке появились новые игроки, и тем, что традиционные участники рынка обновили свои продуктовые линейки. Всего за год было в мире вендорами было продано почти 102.4 млн устройств.

При своем становлении рынок разделился на два направления: smart-устройств, которые способны выполнять приложения сторонних фирм (third party), и базовых носимых устройств, которые лишены такой возможности. Интересно, что, несмотря на дополнительные возможности smart-устройств, их польза и необходимость была под большим вопросом. Однако и сегмент smart-устройств будет постепенно развиваться, полагают аналитики компании. Главный фокус для них — это гаджеты для фитнеса и контроля здоровья, и, при условии способности их подключения к сотовым сетям, они могут предоставить уникальные возможности. Такие устройства также смогут решить такую ключевую задачу, как освобождение от необходимости работать в связке со смартфоном, это будут standalone-продукты.

В свою очередь, базовые носимые устройства начинали с одной функции, а сейчас становятся многофункциональными, и постепенно их отличие от smart-устройств размывается.

Помимо топ-5 вендоров на рынок пришло много новых компаний, включая икону стиля моды Fossil с ее суббрендами, а также компании BBK и Li-Ning, которые захватывают нишевые сегменты рынка. В случае Fossil это модная продукция класса luxury, в то время как BBK сфокусировалась на устройствах мониторинга детей, а Li-Ning — на обуви со счетчиком шагов.

Приход множества новых вендоров, которые сильны в своих нишах, даст импульс развитию рынку носимых устройств, хотя многие из новинок просто предлагаются вендорами, а не обусловлены спросом потребителей. Но все они помогают создать необходимую экосистему, полагают в IDC.

В 2016 г. на рынке стало больше действительно «носимых» устройств, а не просто браслетов. В четвертом квартале впервые планку в 1% всего рынка преодолели устройства, носимые на ухе (hearables), а в 2016 г. в целом также 1%-ный барьер всего рынка преодолел сегмент одежды со встроенными сенсорами. Конечно, пока их доли мизерные, но это говорит о тенденции, и в 2017 г. здесь ожидается много новинок от известных вендоров.

Ведущие вендоры

Компания Fitbit сохранила лидерство на рынке как за квартал, та и за год. Однако у нее зафиксировано самой большое падение, поскольку компания фокусируется в основном на рынок США, который быстро приближается к насыщению. Кроме того, у Fitbit появились конкуренты, предлагающие продукцию по более низкой цене, которые и отъедают у нее долю рынка.

Компания Xiaomi продемонстрировала бурный рост, что помогло ей в четвертом квартале обойти Apple и занять вторую строчку рейтинга (см. табл. 1). Стратегия компании, как и в других сегментах, − работать в нижнем ценовом диапазоне, лишь постепенно поднимая цены при запуске новых продуктов, например, для мониторинга частоты сердечных сокращений. Однако пока бренд Xiaomi на этом рынке пользуется спросом только в Китае.

Несмотря на большой успех Apple с моделями Watch Series 1 и Series 2 и росту объема поставок компания под натиском Xiaomi отодвинулась на третье место. Особенно успешна была серия Series 2 благодаря более низкой цене, интегрированию в часы GPS-модуля и полностью измененному интерфейсу устройства. Apple одна из немногих компаний продвигает свои устройства не только в потребительском, но и в корпоративном сегменте.

У Garmin в период 4Q16 доля немного снизилась. Однако компания значительно повысила цену на свои устройства (ASP=$258), тогда в ранее она была ниже 200 долл. Garmin фокусируется на более «серьезную» аудиторию и многие ее пользователи начали переходить от простейших фитнес-устройств вендора к более сложным и к дорогим спортивным часам линейки Fenix line.

Samsung замыкает первую пятерку, запустив в последнем квартале две новые модели(Gear S3 Classic и Frontier). Корейская компания остается единственной среди ведущих брендов, предлагающей устройства, связанные с сотовой сетью, причем стандарта LTE. Это основное дифференцирующее свойство для умных часов Samsung, поскольку они могут работать без связки со смартфоном. Кроме того, теперь телеком-провайдеры могут также продвигать эту продукцию Samsung.

Таблица 1.

Топ-5 вендоров на мировом рынке носимых устройств в период 4Q 2016 (в млн штук)

Вендор

Поставки в 4Q16

Доля рынка в 4Q16

Поставки в 4Q15

Доля рынка 4Q15

Year-Over-Year Growth

1. Fitbit*

6.5

19.2%

8.4

29.0%

-22.7%

2. Xiaomi

5.2

15.2%

2.6

9.1%

96.2%

3. Apple

4.6

13.6%

4.1

14.1%

13.0%

4. Garmin

2.1

6.2%

2.2

7.6%

-4.0%

5. Samsung

1.9

5.6%

1.4

4.7%

37.9%

Прочие

13.6

40.1%

10.3

35.5%

32.1%

Итого

33.9

100.0%

29.0

100.0%

16.9%

Источник: IDC, март 2017 г.

Таблица 2.

Топ-5 вендоров на мировом рынке носимых устройств в 2016 г. (в млн штук)

Вендор

2016 Unit Shipments

2016 Market Share

2015 Unit Shipments

2015 Market Share

Year-Over-Year Growth

1. Fitbit*

22.5

22.0%

22.0

26.8%

2.4%

2. Xiaomi

15.7

15.4%

12.0

14.7%

31.0%

3. Apple

10.7

10.5%

11.6

14.2%

-7.9%

4. Garmin

6.1

5.9%

5.8

7.0%

5.4%

5. Samsung

4.4

4.3%

3.2

3.9%

38.6%

Прочие

43.0

42.0%

27.4

33.4%

57.1%

Всего

102.4

100.0%

81.9

100.0%

25.0%

Источник: IDC, март 2017 г.

Примечание к таблицам:

* включая умные часы брендов Pebble и Vector