По данным ITResearch, в 1-м квартале 2017 г. на российском рынке принтеров и настольных МФУ было продано 421 тыс. устройств, что на 11.4% меньше, чем за такой же период годом раньше. То есть если судить по количественным показателям, то в текущем году рынок продолжил свое падение.
С другой стороны, на приобретение печатающих устройств потребители затратили свыше 98 млн долл., что почти на 39% больше, чем за первые три месяца 2016 г. Поэтому, с точки зрения денежного оборота (а объективно судить о потенциале платежеспособного спроса следует по финансовым показателям) российский рынок печатающих устройств не сократился, а значительно вырос.
Одной из особенностей первого квартала стала разнонаправленная динамика количественных продаж в струйном и лазерном сегментах. В первом из них продажи возросли на 13.4%, в то время как в лазерном сегменте они сократились на 20%. В денежном выражении оба сегмента демонстрировали уверенный рост, на 63 и 33.7 %. Соответственно.
Основное влияние на увеличение денежной составляющей рынка оказали рост цен на модели и изменение структуры продаж. Суммарное действие этих двух факторов привело к росту за год средней цены устройства (в долларах) в лазерном сегменте на 68%, а в струйном – на 44%. Подорожание моделей было вызвано повышением рублевых цен на некоторые модели на фоне укреплением рубля по отношению к доллару, а о структурных изменениях лучше всего судить по лазерному сегменту.
Одной из наиболее устойчивых тенденций в лазерном сегменте является изменение его структуры в пользу более производительных и функциональных моделей. На такой передел рынка влияет не только (и не столько) потеря интереса пользователей к устройствам начального уровня производительности, но и продуктовая политика вендоров, которые в условиях насыщенного спроса ищут способы поддержать его и повысить прибыльность бизнеса.
Обновляя продуктовые линейки, в последнее время большинство вендоров основное внимание уделяют выпуску более производительным и функциональных моделей принтеров и настольных МФУ, в ряде случаев в ущерб сегменту устройств нижнего уровня.
Довольно наглядно ведущая роль продуктовой политики вендоров в изменении структуры спроса проявилась и в первом квартале. Так, по сравнению с 1-м кварталом 2016 г., в начальном подсегменте монохромных моделей (до 20 стр./мин) продажи упали вдвое, в то время как в следующей скоростной категории (21–30 стр./мин) они вдвое возросли. В результате доля первого сократилась с 55 до 30%, в то время как второй – выросла с 15 до 37% (см. диаграммы).
Основной причиной такого «передела» рынка стал уход целого ряда вендоров из начального подсегмента (Kyocera, Oki, Panasonic и Ricoh), однако в наибольшей степени сказалось прекращение продаж многолетних бестселлеров лазерного рынка семейства HP LaserJet Pro – принтера P1102 и МФУ M125, на смену которым пришли более производительные устройства. В какой-то мере это «освободило» место для low-end-продуктов других вендоров (Brother, Canon, Samsung), хотя последним полностью его заполнить не удалось.
По сравнению с предыдущим годом немного увеличились доли старшего сегмента монохромных, а также цветных устройств.
Источник: ITResearch Newsletter, май 2017 (выпуск № 141)