Согласно данным CNews Analytics, совокупная выручка топ-50 поставщиков ИКТ для госсектора по итогам 2016 г. увеличилась на 3,5% и составила 129,8 млрд руб. Темпы роста этого показателя, которые два предыдущих года измерялись двузначными цифрами из-за резкого удорожания госконтрактов благодаря их значительной долларовой составляющей, наконец-то максимально приблизились к динамике российского рынка ИТ в целом.

В 2016 г. совокупная выручка 50 участников ежегодного рейтинга крупнейших поставщиков решений для госсектора CNews составила 129,8 млрд руб., что на 3,5% больше, чем в 2015 г. (125,4 млрд руб.).

Лидером рейтинга уже на протяжении многих лет является «Техносерв». После ощутимого роста выручки от проектов в госсекторе в 2014 г. (на 63%) и 2015 г. (на 37%), в 2016 г. компания сбавила обороты. Ее выручка от проектов в госсекторе по сравнению с предыдущим годом сократилась на 7% до показателя 14,5 млрд руб. Тем не менее первое место в рейтинге «Техносерв» покидать явно не собирается (см. таблицу).

Его ближайшим конкурентом в 2016 г. стала компания «Воентелеком» с показателем 12,7 млрд руб. На третьем месте ITG (Inline Technologies Group) с показателями выручки и ее роста 8,8 млрд руб. и 2,7% соответственно. На четвертом, как и в прошлом году, Softline. Из-за снижения выручки на 5,7% по сравнению с 2015 г. до 8,5 млрд руб. компания пропустила вперед ITG, ранее занимавшую пятую строчку. В 2016 г. в достаточно стабильную на протяжении нескольких лет пятерку лидеров рейтинга вошла, потеснив «Систематику», компания «Форс» – ее выручка от проектов в госсекторе увеличилась по сравнению с прошлым годом на 27,6% и достигла 7,2 млрд руб.

Динамика выручки

По сравнению с 2008 г. суммарная выручка 50 крупнейших ИТ-поставщиков для госсектора в 2016 г. выросла на 31% в рублях. Таким образом, среднегодовой рост этого показателя за указанный период составил 3,9%.

После кризисного 2009 г., когда суммарная выручка участников рейтинга упала почти на 5%, темпы ее восстановления были достаточно скромными и не превысили 6%. Экономические катаклизмы 2012 г. и последующие санкции вкупе с серьезным падением курса рубля привели сначала к почти 10%-ному сокращению выручки топ-50, а затем стремительному ее восстановлению (см. рисунок), обусловленному в первую очередь резким удорожанием госконтрактов из-за их значительной долларовой составляющей. В 2016 г. ситуация на валютном рынке стабилизировалась, и показатель роста совокупной выручки топ-50 максимально приблизился к показателю роста российского рынка ИТ в целом.

Выручка топ-50 поставщиков ИТ для госсектора

Источник: CNews Analytics, 2017

В ближайшие 2 года, при условии отсутствия очередных экономических или политических встрясок, можно ожидать дальнейшего роста выручки участников рейтинга на текущем (3,9% в год) или даже более высоком уровне – с учетом стартующих инициатив по развитию цифровой экономики и общего тренда на огосударствление российского ИТ-рынка.

Основные события

Среди основных событий на рынке ИТ в госсекторе участники рейтинга выделяют консолидацию ИТ-бюджетов различных региональных министерств и ведомств. Реализация концепции построения и развития АПК «Безопасный город» и подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г. существенно увеличили число проектов в городах и муниципальных образованиях регионов России, усилили проникновение ИТ в удаленные районы, повысили необходимость увеличения мощностей вычислительных ресурсов и систем хранения данных.

По мнению руководства компании «Техносерв», главным драйвером развития ИТ в госсекторе по-прежнему является создание федеральных государственных информационных систем (ФГИС) – их количество в настоящее время составляет 438 единиц. Несмотря на то что в 2016 г. был упразднен ряд ведомств – ФСКН, ФМС, Росграница, Росфиннадзор и Спецстрой – часть других ведомств-правопреемников унаследовали информационные системы и, соответственно, ИТ-бюджеты упраздненных ведомств.

Существенное влияние на вектор развития рынка ИТ в госсекторе оказали также меры государственного регулирования в сфере импортозамещения программного и аппаратного обеспечения, в том числе средств шифрования, используемого и закупаемого федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами.

Крупнейшие поставщики решений для госсектора 2017

№ 2016

№ 2015

Название компании

Город

Выручка от проектов в госсекторе в 2016 г., с НДС, ₽тыс.

Выручка от проектов в госсекторе в 2015г.,с НДС, ₽тыс.

Рост, %

Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2016, %

Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2015, %

Крупнейшие заказчики

1

1

Техносерв

Москва

14 545 661

15 639 427

-7%

н/д

н/д

Федеральное казначейство, ФМС, ФТС, Росфинмониторинг, ПФР, Росгидромет, ГЛОНАСС, ЗащитаИнфоТранс, Росгранстрой, Россия cегодня

2


Воентелеком

Москва

12 691 487

13 926 172

-9%

100%

100%

н/д

3

5

ITG (Inline Technologies Group)

Москва

8 756 160

8 528 880

2,7%

24%

24%

МВД, Минкомсвязи, Ростехнадзор, ФССП, ФТС

4

4

Softline

Москва

8 511 467

9 023 067

-5,7%

н/д

19%

н/д

5

7

Форс

Москва

7 202 312

5 646 066

27,6%

70%

65%

н/д

6

3

Систематика

Москва

6 875 903

9 489 214

-27,6%

н/д

н/д

н/д

7

9

Крок

Москва

5 729 476

5 196 161

10,3%

20,1%

18,9%

н/д

8

6

Ай-Теко

Москва

5 278 047

7 972 577

-33,8%

14%

25%

н/д

9

8

Ланит

Москва

5 027 811

5 235 363

-4%

23%

26,7%

н/д

10

10

Компьюлинк

Москва

4 828 548

4 489 550

7,6%

21,5%

23%

н/д

Источник: CNews Analytics, 2017

Проблемы и решения

В условиях курса на импортозамещение поставщики решений для госсектора при построении сложных информационных систем вынуждены тщательно исследовать и анализировать, в каких случаях и в каком объеме импортное ПО может быть заменено на отечественное или продукты с открытым программным кодом. Проверенным в крупных, в том числе, государственных информационных системах решениям теперь приходится искать адекватную замену, и в каких-то случаях это оказывается невозможным. Но некоторые госзаказчики настаивают, и это очень серьезный риск, последствия которого могут проявить себя спустя 2–3 года, когда системы выйдут на проектную мощность. Все эти проблемы требуют очень высокой квалификации специалистов, и этот опыт собирается по крупицам.

Явно недостаточно также финансирование ИТ-проектов на региональном и муниципальном уровнях, а бюджеты регионов-лидеров и дотационных регионов отличаются порой на порядок.

Кроме того, тот факт, что на сегодняшний день более 75% ИТ-бюджетов ведомств расходуется на обслуживание и администрирование уже имеющихся решений, может привести к серьезным проблемам в будущем. А собственный центр обработки данных, считают отраслевые эксперты, необходим лишь небольшому числу госзаказчиков – признанным технологическим лидерам, таким как ФНС, ПФР и др. Все остальные должны стремительно уходить в получение ИТ как услуги от профессионалов рынка, например, в гособлако с гибридной моделью коммерческих ЦОДов и ИТ-коллективов. Это естественный процесс, который позволит сократить расходы государства на ИТ на миллиарды рублей здесь и сейчас, и на десятки миллионов в перспективе 3–5 лет.

Остается только надеяться, что курс на создание цифровой экономики в стране приведет, с одной стороны, к росту финансирования ИТ-отрасли со стороны государства как крупнейшего заказчика ИТ-проектов, а, с другой, - к более взвешенному и экономически обоснованному расходованию средств.

Источник: по материалам CNews Analytics