Согласно данным CNews Analytics, совокупная выручка топ-50 поставщиков ИКТ для госсектора по итогам 2016 г. увеличилась на 3,5% и составила 129,8 млрд руб. Темпы роста этого показателя, которые два предыдущих года измерялись двузначными цифрами из-за резкого удорожания госконтрактов благодаря их значительной долларовой составляющей, наконец-то максимально приблизились к динамике российского рынка ИТ в целом.
В 2016 г. совокупная выручка 50 участников ежегодного рейтинга крупнейших поставщиков решений для госсектора CNews составила 129,8 млрд руб., что на 3,5% больше, чем в 2015 г. (125,4 млрд руб.).
Лидером рейтинга уже на протяжении многих лет является «Техносерв». После ощутимого роста выручки от проектов в госсекторе в 2014 г. (на 63%) и 2015 г. (на 37%), в 2016 г. компания сбавила обороты. Ее выручка от проектов в госсекторе по сравнению с предыдущим годом сократилась на 7% до показателя 14,5 млрд руб. Тем не менее первое место в рейтинге «Техносерв» покидать явно не собирается (см. таблицу).
Его ближайшим конкурентом в 2016 г. стала компания «Воентелеком» с показателем 12,7 млрд руб. На третьем месте ITG (Inline Technologies Group) с показателями выручки и ее роста 8,8 млрд руб. и 2,7% соответственно. На четвертом, как и в прошлом году, Softline. Из-за снижения выручки на 5,7% по сравнению с 2015 г. до 8,5 млрд руб. компания пропустила вперед ITG, ранее занимавшую пятую строчку. В 2016 г. в достаточно стабильную на протяжении нескольких лет пятерку лидеров рейтинга вошла, потеснив «Систематику», компания «Форс» – ее выручка от проектов в госсекторе увеличилась по сравнению с прошлым годом на 27,6% и достигла 7,2 млрд руб.
Динамика выручки
По сравнению с 2008 г. суммарная выручка 50 крупнейших ИТ-поставщиков для госсектора в 2016 г. выросла на 31% в рублях. Таким образом, среднегодовой рост этого показателя за указанный период составил 3,9%.
После кризисного 2009 г., когда суммарная выручка участников рейтинга упала почти на 5%, темпы ее восстановления были достаточно скромными и не превысили 6%. Экономические катаклизмы 2012 г. и последующие санкции вкупе с серьезным падением курса рубля привели сначала к почти 10%-ному сокращению выручки топ-50, а затем стремительному ее восстановлению (см. рисунок), обусловленному в первую очередь резким удорожанием госконтрактов из-за их значительной долларовой составляющей. В 2016 г. ситуация на валютном рынке стабилизировалась, и показатель роста совокупной выручки топ-50 максимально приблизился к показателю роста российского рынка ИТ в целом.
Выручка топ-50 поставщиков ИТ для госсектора
Источник: CNews Analytics, 2017
В ближайшие 2 года, при условии отсутствия очередных экономических или политических встрясок, можно ожидать дальнейшего роста выручки участников рейтинга на текущем (3,9% в год) или даже более высоком уровне – с учетом стартующих инициатив по развитию цифровой экономики и общего тренда на огосударствление российского ИТ-рынка.
Основные события
Среди основных событий на рынке ИТ в госсекторе участники рейтинга выделяют консолидацию ИТ-бюджетов различных региональных министерств и ведомств. Реализация концепции построения и развития АПК «Безопасный город» и подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г. существенно увеличили число проектов в городах и муниципальных образованиях регионов России, усилили проникновение ИТ в удаленные районы, повысили необходимость увеличения мощностей вычислительных ресурсов и систем хранения данных.
По мнению руководства компании «Техносерв», главным драйвером развития ИТ в госсекторе по-прежнему является создание федеральных государственных информационных систем (ФГИС) – их количество в настоящее время составляет 438 единиц. Несмотря на то что в 2016 г. был упразднен ряд ведомств – ФСКН, ФМС, Росграница, Росфиннадзор и Спецстрой – часть других ведомств-правопреемников унаследовали информационные системы и, соответственно, ИТ-бюджеты упраздненных ведомств.
Существенное влияние на вектор развития рынка ИТ в госсекторе оказали также меры государственного регулирования в сфере импортозамещения программного и аппаратного обеспечения, в том числе средств шифрования, используемого и закупаемого федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами.
Крупнейшие поставщики решений для госсектора 2017
№ 2016 |
№ 2015 |
Название компании |
Город |
Выручка от проектов в госсекторе в 2016 г., с НДС, ₽тыс. |
Выручка от проектов в госсекторе в 2015г.,с НДС, ₽тыс. |
Рост, % |
Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2016, % |
Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2015, % |
Крупнейшие заказчики |
1 |
1 |
Техносерв |
Москва |
14 545 661 |
15 639 427 |
-7% |
н/д |
н/д |
Федеральное казначейство, ФМС, ФТС, Росфинмониторинг, ПФР, Росгидромет, ГЛОНАСС, ЗащитаИнфоТранс, Росгранстрой, Россия cегодня |
2 |
|
Воентелеком |
Москва |
12 691 487 |
13 926 172 |
-9% |
100% |
100% |
н/д |
3 |
5 |
ITG (Inline Technologies Group) |
Москва |
8 756 160 |
8 528 880 |
2,7% |
24% |
24% |
МВД, Минкомсвязи, Ростехнадзор, ФССП, ФТС |
4 |
4 |
Softline |
Москва |
8 511 467 |
9 023 067 |
-5,7% |
н/д |
19% |
н/д |
5 |
7 |
Форс |
Москва |
7 202 312 |
5 646 066 |
27,6% |
70% |
65% |
н/д |
6 |
3 |
Систематика |
Москва |
6 875 903 |
9 489 214 |
-27,6% |
н/д |
н/д |
н/д |
7 |
9 |
Крок |
Москва |
5 729 476 |
5 196 161 |
10,3% |
20,1% |
18,9% |
н/д |
8 |
6 |
Ай-Теко |
Москва |
5 278 047 |
7 972 577 |
-33,8% |
14% |
25% |
н/д |
9 |
8 |
Ланит |
Москва |
5 027 811 |
5 235 363 |
-4% |
23% |
26,7% |
н/д |
10 |
10 |
Компьюлинк |
Москва |
4 828 548 |
4 489 550 |
7,6% |
21,5% |
23% |
н/д |
Источник: CNews Analytics, 2017
Проблемы и решения
В условиях курса на импортозамещение поставщики решений для госсектора при построении сложных информационных систем вынуждены тщательно исследовать и анализировать, в каких случаях и в каком объеме импортное ПО может быть заменено на отечественное или продукты с открытым программным кодом. Проверенным в крупных, в том числе, государственных информационных системах решениям теперь приходится искать адекватную замену, и в каких-то случаях это оказывается невозможным. Но некоторые госзаказчики настаивают, и это очень серьезный риск, последствия которого могут проявить себя спустя 2–3 года, когда системы выйдут на проектную мощность. Все эти проблемы требуют очень высокой квалификации специалистов, и этот опыт собирается по крупицам.
Явно недостаточно также финансирование ИТ-проектов на региональном и муниципальном уровнях, а бюджеты регионов-лидеров и дотационных регионов отличаются порой на порядок.
Кроме того, тот факт, что на сегодняшний день более 75% ИТ-бюджетов ведомств расходуется на обслуживание и администрирование уже имеющихся решений, может привести к серьезным проблемам в будущем. А собственный центр обработки данных, считают отраслевые эксперты, необходим лишь небольшому числу госзаказчиков – признанным технологическим лидерам, таким как ФНС, ПФР и др. Все остальные должны стремительно уходить в получение ИТ как услуги от профессионалов рынка, например, в гособлако с гибридной моделью коммерческих ЦОДов и ИТ-коллективов. Это естественный процесс, который позволит сократить расходы государства на ИТ на миллиарды рублей здесь и сейчас, и на десятки миллионов в перспективе 3–5 лет.
Остается только надеяться, что курс на создание цифровой экономики в стране приведет, с одной стороны, к росту финансирования ИТ-отрасли со стороны государства как крупнейшего заказчика ИТ-проектов, а, с другой, - к более взвешенному и экономически обоснованному расходованию средств.
Источник: по материалам CNews Analytics