По данным мониторинга розничных продаж компании GfK*, оборот рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ) в России по итогам первых пяти месяцев вырос на 8,6% в денежном выражении, что обусловлено в первую очередь ростом цен (+6,1% год к году).
По мере того, как рубль снова начал свое укрепление, рост цен замедляется. Эта тенденция может привести к тому, что динамика рынка в денежном выражении во втором полугодии этого года начнет приближаться к темпам роста в штуках.
В свою очередь, продажи в натуральном выражении в целом остаются на уровне прошлого года с тенденцией на увеличение спроса (+2,4%) по итогам совокупного периода с января по май.
В GfK Rus ожидают сохранения позитивной динамики спроса на товары БТиЭ до конца года, несмотря на сокращение реальных доходов населения. Ее поддержит дальнейший рост потребительского кредитования и консолидация спроса в период распродаж и сезонных праздников. Факторы роста, на которые могут рассчитывать производители и ритейлеры, — премиум и дизайн, производительность и многофункциональность, простота и удобство.
Онлайн-сегмент показывает рост +28% год к году, в то время как офлайн-продажи ритейла растут в 10 раз медленнее: +3% по итогам 5 месяцев с начала года.
Предпочтения покупок в интернете также изменяют поведение потребителя в офлайне. Покупатели знают, какую конкретно модель они хотят, поэтому стараются купить ее быстрее, дешевле и рядом. В результате наблюдается перетекание продаж из больших шоппинг-моллов в торговые центры у дома.
по итогам первых пяти месяцев 2019 г., по данным GfK, самые быстрорастущие секторы рынка БТиЭ — это телекоммуникации (13,9%) и малая бытовая техника (10,4%).
Телеком-сектор рос почти в два раза быстрее рынка в целом за счет неугасающего интереса потребителей к смартфонам и носимой электронике.
Сектор Малой бытовой техники прибавил 10,4% в деньгах благодаря новым звездам роста. — сегменты вертикальных и роботов-пылесосов, парогенераторы для ухода за одеждой. Наиболее инновационные группы техники для красоты и здоровья, такие как ирригаторы, аккумуляторные зубные щетки и гибридные триммеры для бороды, по-прежнему являются самыми динамично развивающимися.
В Аудио-видео секторе доминирующие факторы роста — переход с «аналога» и премиальные функции. Сектор вырос на 10% в денежном выражении и впечатляющие 31,5% в штуках. Переход к цифровому вещанию мотивировал россиян либо заменить старый телевизор на новый, либо приобрести ДВБ-Т приемник для поддержки цифрового сигнала. Таким образом, в начале года был стимулирован спрос сразу на две продуктовые группы: телевизоры и ТВ-тюнеры. По итогам первых 5 месяцев 2019 г. спрос на телевизоры вырос на 11% в штуках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, зато на ТВ-тюнеры — почти в 2,5 раза. Подобный взлет во время переходного периода может «украсть» потенциальные продажи второго полугодия. Ожидается, что развитие сектора во втором полугодии смогут поддержать продажи устройств с набирающими популярность характеристиками — с разрешением 4К / 8К и HDR.
Еще один тренд года — «смартификация» домашнего аудио. Так, если в 2017 и 2018 гг. смартификацией считалось использование простого Bluetooth-протокола для передачи музыки на устройство, сейчас в этот сегмент активно проникают системы с собственным приложением для смартфона, с выходом в Интернет, а также голосовые помощники. Подобные устройства занимают уже больше половины рынка в денежном выражении. Более того, продажи моделей, поддерживающих Wi-Fi-соединение, выросли в 2,3 раза, а ежемесячные продажи умных колонок достигли почти 12 тыс. штук.
Для рынка крупной бытовой техники (КБТ) начало 2019 г. было достаточно сдержанным. Сектор КБТ по итогам первых 5 месяцев 2019 года прибавил 4,6%. Апрель был не слишком удачным с точки зрения динамики в денежном выражении.
Рынку информационных технологий (ИТ) и офисной техники не удалось повторить результатов прошлого года. По итогам первых пяти месяцев 2019 г. динамика объема продаж составила всего лишь 1,8% на фоне 3% роста цен и сокращения продаж в натуральном выражении. На замедление темпов роста продаж сильнее всего повлиял начавшийся в конце прошлого года дефицит процессоров для ноутбуков и продолжающееся сокращение спроса на 7-дюймовые планшеты. Хуже всего ИТ-рынок себя чувствовал в апреле этого года, когда обороты просели на 5% ниже прошлогодних. В мае рынок стабилизировался на уровне аналогичного периода годом ранее.
Снижение продаж ноутбуков произошло за счет рынка моделей начального уровня в самых популярных из недорогих конфигураций — оборот этого сегмента был на четверть меньше прошлогоднего. В то же время росли продажи компактных 14-дюймовых моделей и тонких ноутбуков. Объем продаж в обоих случаях был более чем на 60% выше, чем за первые 5 месяцев прошлого года.
Лидером роста в первой половине года был рынок мониторов, увеличившийся в деньгах на 20% в первые пять месяцев года. Драйвером этого рынка остается спрос не только на игры, но и вообще интерес к онлайн развлечениям, мотивирующий покупателей к замене мониторов. В результате растут продажи высокотехнологичных мониторов, таких как 4K+ и с изогнутым экраном. Продажи последних удвоились по сравнению с прошлым годом.
Самыми быстрыми темпами растет сегмент игровых мониторов, — их продажи почти удвоились по сравнению с прошлым годом. Так что теперь на него приходится почти 40% этого рынка по итогам 5 месяцев (почти в 2 раза больше, чем годом ранее). Игровые продукты продолжают наращивать свою долю и в других секторах рынка ИТ. Ноутбуки, настольные компьютеры, клавиатуры и мыши, — все эти категории по-прежнему показывают прирост в игровом сегменте, пускай и не такой значительный, как мониторы.
Розничные продажи офисной техники показывали хорошую динамику и выросли на 5% в деньгах. И динамика была бы выше, но статистику подпортили майские продажи, которые просели на 3%.
* Мониторинг розничных продаж GfK охватывает города России с населением более 20 тыс. чел., все каналы розничной дистрибуции, включая интернет-торговлю. Данное исследование — источник всех цифр, упоминаемых в обзоре.