Аналитический центр GS Group представил очередной отчет об импорте мобильных телефонов в Россию по итогам 2021 года (отчет публикуется ежеквартально).
· По итогам 2021 г. импорт мобильных телефонов в Россию составил 45,2 млн штук (рост 4 %). Рынок продолжает меняться в сторону продвинутых смартфонов, а кнопочные телефоны уходят в прошлое. В 2017 г. смартфоны составляли 65 % рынка (30,3 млн штук), а в 2021 г. их доля выросла до 78 % (35,2 млн штук). В то же время объем кнопочных мобильников упал с 16,7 млн штук в 2017 г. до 10 млн штук в 2021 г. Из-за падения покупательской способности в 2022 году сегмент смартфонов упадет до 34,9 млн штук, а в 2023 г. отыграет падение — до 36,3 млн штук.
· В нижнем сегменте (смартфоны ценой до 10 000 руб.) поставки составили 11,3 млн штук. Сегмент сжался на 2,3 млн штук — до 32 % рынка (с 52 % в 2017 г.). Причина снижения — перестроение лидеров: Huawei, Honor и Samsung уменьшили поставки на 5,3 млн штук, а Xiaomi и Realme, напротив, увеличили поставки на 1,8 млн штук. Итого в 2021 г. нижний сегмент потерял 3,5 млн штук смартфонов от лидеров. Этим воспользовались прочие бренды, в основном ZTE. Они увеличили поставки на 1,2 млн штук. Однако в 2022 году нижний сегмент сожмется еще больше — до 9,6 млн штук.
Средний сегмент (смартфоны от 10 до 30 тыс. руб.) составляет 49 % рынка — 17,2 млн штук по итогам 2021 г. В 2022 году он вырастет на 3 % — до 17,7 млн штук. Верхний сегмент занимает 19 % (6,7 млн штук за 2021 г., рост на 40 %), а в 2022 г. этот сегмент вырастет до 7,6 млн штук, и его доля достигнет 22 %.
· Суммарная доля четырех лидеров российского рынка смартфонов — Samsung, Xiaomi, Apple и Realme — составляет 81,9% (28,8 млн штук), а вместе с Huawei и Honor — 84,9% (29,9 млн штук). На прочие бренды приходится 15,1%, из них 10,7% в нижнем сегменте (3,8 млн штук) и 4,4 % в среднем и верхнем сегментах (1,6 млн штук).
· Samsung завершил 2021 г. на уровне прошлого года: поставки в Россию составили 11,1 млн штук (рост на 1%, 2021 г. к 2020 г.). Таким образом, общий парк смартфонов Samsung в России уже превышает 46 млн штук. И с долей 31,6% компания остается лидером российского рынка смартфонов. При этом 28% смартфонов Samsung сосредоточено в нижнем сегменте (до 10 тыс. руб.), 60% — в среднем (от 10 до 30 тыс. руб.) и 10% — в верхнем. А в 4-м квартале 2021 г. соотношение изменилось на 17/70/13, а доля флагманов подбирается уже к отметке 10% и серьезно угрожает Apple.
· Xiaomi по итогам 2021 г. прочно занимает второе место с объемом 10,3 млн штук и долей рынка 29,4 %. По сравнению с 2020 г. поставки выросли на 75%, а в целом за три года — в 4,5 раза (с 2018 года). Парк Xiaomi в России по итогам 2021 г. можно оценить в 23,5 млн штук. По структуре поставок Xiaomi повторяет сегментацию Samsung: 31% в нижнем сегменте (до 10 тыс. руб.), 64% — в среднем и 5% — в верхнем. При этом компания частично берет дистрибуцию под свой контроль: в 4-м кв. 2021 года «Сяоми» импортировал в Россию четверть смартфонов Xiaomi и это больше, чем кто-либо из трех дистрибьюторов бренда (diHouse, «Марвел» и DNS). По итогам года доля России в мировых поставках Xiaomi поднялась с 3,9% в 2020 г. до 5,4% в 2021 году, в то время как у Samsung, доля России в общемировых продажах, напротив, упала с 4,3 до 4%. В 2022 г. борьба Samsung и Xiaomi продолжится, так как суммарно они занимают 70% рынка в ценовом диапазоне от 10 до 60 тыс. руб. Предполагается, что по итогам 2022 г. Samsung и Xiaomi вновь привезут примерно по 10 млн штук смартфонов, сохраняя интригу борьбы за первое место.
· Импорт iPhone в Россию по итогам 2021 г. составил 5 млн штук (рост на 25%). Это максимальный объем, который Apple когда-либо привозила в Россию за год. Таким образом, общий парк активных iPhone в России превысил 18 млн штук. В 4-м кв. 2021 г. в Россию привезли 61 тыс. штук iPhone индийской сборки (iPhone 11 и 12), остальные 96% собраны в Китае.
· В 2021 г. импорт смартфонов Realme в Россию составил 2,4 млн штук (рост в 3,5 раза, 2021 г. к 2020 г.). По итогам 2021 года Realme уверенно замыкает четверку лидеров с долей 6,9%.
· Доля брендов Китая в сегментах смартфонов от 10 тыс. руб. вернулась к своему естественному уровню — 45%, как в 2019 году. Российский рынок вернулся к своей стандартной схеме «два + два»: два лидера с годовым объемом поставок по 10 млн штук — Samsung и ведущий китайский вендор (был Huawei, теперь Xiaomi) — и во втором эшелоне — Apple и альтернативный китайский вендор (Realme). В границах всего рынка смартфонов доля брендов Китая замерла на отметке 50%, а поставки российских брендов смартфонов упали с 4,8 млн штук в 2018 г. до 0,8 млн штук в 2021 г.
· Оборот российского рынка смартфонов в деньгах по итогам 2021 г. составил 832 млрд руб. (рост на 32%). Причины такого подъема — это рост объема у лидеров, а также рост цен на их смартфоны (Apple — на 22%, Samsung и Xiaomi — на 11%, Huawei и Honor — на 26%) и перестроение модельного ряда Samsung и Xiaomi в пользу верхнего сегмента. Суммарно на смартфоны четырех ведущих брендов россияне за 2021 г. потратили 760 млрд руб., вместе с Huawei и Honor — 775 млрд руб.