Qlever Solutions
Компания Qlever Solutions, российский поставщик услуг в области работы с данными, обобщила основные тенденции на российском рынке бизнес-аналитики, которые стали заметны в 2018 г. и, вероятно, будут определять цифровую трансформацию российских компаний в будущем.
Исторически российский рынок бизнес-аналитики формировался благодаря постоянно растущему спросу на анализ корпоративных данных со стороны крупных компаний и холдингов. Заказчиками услуг в области обработки данных и создания BI-систем обычно были ИТ-подразделения, которые отвечали как за ИТ-инфраструктуру, так и за внедрение и развитие бизнес-приложений. Однако технологические тенденции, получившие развитие в последние годы, способны резко изменить направление развития рынка.
Уже на протяжении нескольких лет как в мире, так и в России быстро происходит процесс демократизации данных. Сегодня даже небольшая компания собирает и обрабатывает много данных о продажах, транзакциях, сотрудниках и клиентах. Применение бизнес-аналитики помогает оптимизировать процессы и резко снизить издержки. Кроме того, анализ данных открывает путь для выявления точек роста и поиска новых бизнес-моделей, что превращает BI в основу для цифровой трансформации предприятий.
1. Дефицит специалистов сдерживает рост рынка.
В 2018 г. расширение использования компаниями бизнес-аналитики сдерживалось дефицитом доступных на рынке специалистов в области работы с данными. Причём недоставало всех типов специалистов, которые обычно составляют проектную команду по созданию BI-системы: разработчиков, администраторов, архитекторов данных. Наиболее вероятная причина резкого дефицита кадров в 2018 г. — это шаги по формированию собственной экспертизы, которые, начиная с 2015 г., предпринимает большинство крупнейших российских предприятий.
В 2019 г. дефицит специалистов по работе с данными сохранится. Рынок будет приспосабливаться, и стоимость часовых ставок квалифицированных разработчиков и архитекторов начнет расти. У поставщиков услуг могут значительно измениться приоритеты в корпоративном управлении. Если сегодня их усилия направлены на поддержание своей технической экспертизы, то в следующем году им придется больше внимания уделять формированию культуры управления проектами. Это позволит поставщикам услуг начать экономить время наиболее квалифицированных разработчиков и включать в проектные команды начинающих специалистов и выпускников ВУЗов.
С другой стороны, инструменты для работы с данными становятся проще, и сегодня уже не требуются какие-то специальные знания для того, чтобы самостоятельно научиться простейшим действиям с любой из популярных BI-платформ. Начнет меняться распространенное в России мнение о том, будто бизнес-аналитика доступна лишь крупным компаниям. В результате интерес к анализу своих данных в 2019 г. появится и у небольшого бизнеса.
Однако потребности со стороны традиционных и наиболее крупных в России заказчиков бизнес-аналитики будут смещаться в сторону сложных услуг — именно в этом сегменте и будет наблюдаться дефицит специалистов.
2. Гибкие методики управления проектами позволяют создавать сложные BI-системы
Тенденцией 2018 г. стало распространение гибких методик (Agile) в управлении BI-проектами. Применение Agile позволяет заказчикам сразу, не дожидаясь окончания проекта, начать пользоваться результатами отдельных этапов.
Такой подход имеет целый ряд преимуществ. В их числе: ниже проектные риски, проще планировать ресурсы, выше предсказуемость хода проекта и инвестиций. Кроме того, если меняются требования, то применение гибких методик позволяет корректировать течение проекта — менять приоритетность задач и подключать нужных специалистов.
В области работы с данными гибкие методики сегодня быстро превращаются в стандартный для индустрии подход к созданию BI-систем. Это уже не просто метод, который позволяет ускорить разработку и сэкономить деньги.
Раньше заказчик точно знал, какой результат ему нужен. Специалист искал ответ на вопрос, как из сырых данных получить требуемый отчёт. Но сегодня всё наоборот. У компании есть данные, причём много данных. Никто не знает, что из них можно извлечь и кому из бизнес-пользователей пригодится тот или иной показатель. Приходится отталкиваться от данных — смотреть на их качество и полноту, на источники, на потребности конкретных бизнес-пользователей и их готовность применять ту или иную информацию. Здесь не работает традиционный подход, где результат известен уже на старте.
3. Вторая волна интереса к BI: решение накопившихся проблем требует экспертизы
Задачи, с которыми заказчики в течение 2018 г. обращались в Qlever Solutions, были сложнее с технической точки зрения, чем раньше. Часть запросов была связана с неудовлетворенностью работой уже созданных BI-систем — заказчиков не устраивала скорость получения отчётов и время отклика BI-приложений. Выросло число запросов на создание BI-систем, разработка которых требует большой проектной команды из разных специалистов — разработчиков, администраторов и специалистов в области Data Science.
Первая проблема, с которой сталкиваются заказчики — это слишком большой промежуток времени от события до отражения его в отчетности. Еще несколько лет назад событие отражалось в отчёте спустя несколько часов после его наступления. Такая скорость формирования отчётности считалась приемлемой. Но сегодня требования меняются. Заказчикам нужно, чтобы загрузка и трансформация данных происходила за несколько минут. Скорость доставки отчетов особенно важна для крупных компаний с географически-распределенными филиалами и многоуровневой структурой управления.
Вторая проблема — быстрый рост сложности структуры хранения и обработки корпоративных данных. У компаний накопилось много данных, которые созданы разными способами, хранятся в разных системах и сильно отличаются с точки зрения качества и пригодности для анализа. Так, количество данных у компаний выросло, а их качество упало.
В результате простое решение, функциональность которого состоит из загрузки данных из нескольких источников и превращения их в таблицы или диаграммы, скорее всего окажется бессмысленным в том случае, если при его проектировании не учитывалось качество данных в разных системах, их полнота и особенности хранения.
Сегодня проекты должны начинаться с данных — с поиска ответов на вопрос о том, достаточно ли их для решения бизнес-задач, как нужные данные получить и интегрировать.
4. Меняется роль ИТ-служб: они теряют инициативу и становятся сервисными
До 2018 г. ИТ-руководители обычно становились инициаторами и ключевыми участниками тех проектов, которые связаны с обработкой данных. В качестве проектной команды со стороны заказчика выступали ИТ-специалисты. Однако уже в 2018 г. число вовлеченных в проекты функциональных менеджеров резко выросло и стало превышать количество ИТ-специалистов. Роль ИТ-подразделений стала превращаться в сервисную — они обеспечивают инфраструктуру для обработки данных и определяют регламенты. Владельцами данных все чаще становятся бизнес-пользователи.
На стороне поставщика услуг всё чаще будут появляться владельцы продукта (product owner). Понимание бизнес-процессов заказчика позволяет владельцу продукта учитывать и объединять запросы менеджеров из разных кросс-функциональных областей. Например, такое понимание значительно упростит разработку в том случае, когда из одних и тех же данных создаются отчеты для разных департаментов.
5. BI для Big Data: использование BI-платформ для анализа больших данных
Традиционно BI-платформы использовались компаниями для анализа внутренних данных — т. е. тех данных, которые создаются и обрабатываются в корпоративных информационных системах. Это данные о продажах, о клиентах, о движении товаров, показатели эффективности процессов (KPIs). Однако, в 2018 г. бизнес-руководители все чаще хотели научиться извлекать пользу из объединения своих внутренних данных с внешними. Это могут быть данные из открытых источников, геоданные, а также данные, которые накапливаются у компаний, собирающих их попутно со своей основной деятельностью.
В 2019 г. к числу поставщиков данных могут добавиться операторы фискальных данных (ОФД). Также оказать влияние на рынок открытых данных может расширение списка товаров, подлежащих обязательной маркировке, которая сделает рынок более прозрачным не только для контролирующих органов, но и для поставщиков.