GS Group
Материал Аналитического центра российского инвестиционно-промышленного холдинга GS Group
В 2021 году рынок смартфонов продолжает расхлебывать кардинальные изменения 2020 г., ключевыми причинами которых послужили пандемия COVID-19 и конфликт между США и Китаем. При этом торговая война изменила пока только расклад среди лидеров, а пандемия и ее следствия резко усилили существующие долгосрочные потребительские тенденции, увеличив спрос на продвинутые смартфоны и похоронив рынок дешевых устройств. Сход Huawei с дистанции открывает дорогу не Samsung или Apple, а другим ведущим брендам Китая, поскольку российские покупатели видят в них высокий уровень технологичности и надежности за умеренные деньги. К концу года долю Huawei полностью заместят Xiaomi, Realme и Honor. Дефицит чипов и давление властей США могут сдержать рост китайских звезд, однако это потребительские бренды, в отличие от Huawei, одного из мировых лидеров технологических решений для бизнеса в телеком-отрасли (отчего к нему и возникли претензии в США).
За первые три месяца 2021 г. в Россию ввезли 10,3 млн мобильных телефонов, импорт снизился год к году всего на 0,4 % . Доля смартфонов с расчетной ценой от 8 000 руб. на полках магазинов продолжает расти (68% или 7 млн штук). Доля мобильных телефонов с ценой ниже 8 000 руб. к концу квартала упала до 32% (3,3 млн штук), при этом еще в 2017 г. она составляла 56%.
Лидер российского рынка по итогам 2019 г. — компания Huawei — временно покидает российский рынок смартфонов. Импорт смартфонов под брендами Huawei и Honor упал с 3 млн штук (в 1 кв. 2020 г.) до 264 тыс. штук в 1 кв. 2021 г. (соответственно 102 тыс. штук у Huawei и 162 тыс. штук у Honor). За 1 кв. 2021 г. три лидера (Samsung, Xiaomi и Apple) привезли 6,1 млн штук смартфонов (вместе с Huawei и Honor — 6,35 млн штук), что значительно выше уровня 2017-2019 гг. и почти на уровне 2020 г. — 6,57 млн штук.
Суммарная доля трех лидеров вернулась к значениям 2019 г. — 75,2 %, вместе с Huawei и Honor — 78,5 % (доля Huawei в 1 кв. 2021 г. — 1,3%, Honor — 2%). На прочие бренды смартфонов стоимостью 8 000 руб. приходится 21,5%, из них 11% в группе от 3 до 8 тыс. руб. (0,9 млн штук за 1 кв. 2021 г.) и 10,5 % в группе от 8 тыс. руб. (0,85 млн штук). Обе группы показали рост в два раза, однако не достигли значений 2018 г. (более 1 млн штук). Нет сомнений, что к концу 2021 г. доля обеих групп вновь упадет до 7%, каждая из-за одного из трех событий: три лидера полностью захватят ушедший объем Huawei, из группы догоняющих резко выдвинется четвертый лидер, например, Realme, или Honor восстановит свои позиции.
В 1 кв. 2021 г. поставки смартфонов Samsung в Россию превысили 2,7 млн штук (рост на 23%, 1 кв. 2021 г. к 1 кв. 2020 г.). В итоге Samsung занимает треть всего российского рынка смартфонов с долей 33,5%. Две трети объема Samsung приходится на средний сегмент — от 8 до 26 тыс. руб. В 2021 г. Samsung собирает основной объем смартфонов — 80% — во Вьетнаме, 5% — в Китае. Из Индии приходят только 15%, хотя в конце 2019 г. Samsung производил там две трети объема смартфонов для России.
Главный герой квартала — Xiaomi. Под этим брендом в 1 кв. 2021 г. в Россию привезли 2,2 млн штук смартфонов, т. е. объем Xiaomi вырос почти в 3 раза (на 179%, 1 кв. 2021 г. к 1 кв. 2020 г.), а доля бренда составила 26,7%. Сегментация импорта Xiaomi не изменилась — 90% приходятся на средний сегмент. Вероятность выхода Xiaomi на первое место в России мала, но не исключена. Дальнейший рост доли Xiaomi во многом зависит от характера взаимоотношений ведущих дистрибьюторов этого бренда в России (diHouse, «Марвел» и DNS), именно они больше всех выиграли от ухода Huawei.
Импорт iPhone в 1 кв. 2021 г. составил 1,2 млн штук, компания показала рост в два раза (на 89%, 1 кв. 2021 г. к 1 кв. 2020 г.). Доля Apple выросла в два раза — до 15%, что немного не дотягивает до уровня 2018 г. (16,4 % в 1 квартале). Половина поставок приходится на прошлогоднюю модель — iPhone 11, в то время как новое семейство iPhone 12 составляет пока только треть объема. Наконец, около 15% поставок — это бюджетные модели (по меркам Apple): iPhone XR и iPhone SE (версия 2020 г.). За последние пять лет компания Apple привезла в Россию 17 млн штук iPhone. Наиболее распространенная сегодня модель iPhone на руках российских пользователей — это iPhone 11 — более 2,8 млн штук. На втором месте iPhone SE 2016 года, на третьем — iPhone 7, который вышел на рынок в конце 2016 г. Если смотреть на целые поколения iPhone, то 11-е поколение вновь на первом месте (3,5 млн штук), далее — 10-е поколение (3,1 млн штук).
Китайский холдинг BBK Electronics наращивает объемы поставок в Россию: суммарно три бренда (Oppo, Vivo и Realme) занимают в 1 кв. 2021 г. 7% российского рынка смартфонов (от 3 000 руб.). В целом поставки трех брендов холдинга выросли на 62% (1 кв. 2021 г. к 1 кв. 2020 г.) — до 0,6 млн штук, в первую очередь, благодаря Realme: поставки под этим брендом в 1 кв. 2021 г. составили 308 тыс. штук, т. е. объем вырос в шесть раз.
Из-за проблем у Huawei доля китайских брендов в сегментах смартфонов от 8 000 руб. пока упала до 45%, год назад она доходила до 55%. Если смотреть все смартфоны (от 3 000 руб.), то доля брендов Поднебесной упала еще больше — с 56% до 44%, поскольку Huawei контролировал бюджетный сегмент.
Доля российских брендов на рынке смартфонов незначительно выросла (с 2,6 до 3,7%) благодаря росту DEXP, BQ и Inoi. Однако это временная ситуация — после окончательного передела доли Huawei доля российских марок вновь начнет снижаться. Оборот российского рынка смартфонов за 1 кв. 2021 г. составил 256 млрд руб. (рыночные цены с учетом всех комиссий и НДС). Расходы на смартфоны в России выросли на 33% (1 кв. 2021 г. к 1 кв. 2019 г.). Основная причина такого взлета — рост объемов Apple и выход еще более дорогого поколения смартфонов iPhone. Если в 1 кв. 2020 г. доля Apple в обороте российского рынка смартфонов составляла 30%, то сегодня она поднялась до 48%, т. е. фактически половина затрат россиян на смартфоны — это деньги в пользу Apple. Вторая причина резкого роста выручки — это снижение объемов Huawei (и Honor) до минимальных значений и замещение их другими лидерами, так как устройства Huawei были в среднем дешевле других лидеров. Суммарная доля оборота лидеров (Samsung, Xiaomi и Apple) составляет 90%, вместе с Huawei (и Honor) — 92%, т. е. без изменений с 2020 г. Перекос выручки в пользу Apple последний раз был в 2018 г., пока Huawei не снизил его до 26%, и в этом году произойдет то же самое. Так, в 1 кв. 2021 г. у всех ключевых брендов, кроме Apple, снизились средние закупочные цены. Это говорит об ужесточении конкуренции, в том числе и в нижнем сегменте, поэтому рост доли Apple в обороте рынка смартфонов — явление временное.