ICT.Moscow
Аналитики ICT.Moscow представили исследование* разработчиков искусственного интеллекта (ИИ). Оно позволило определить профиль российских ИИ-команд: описать, кто занимается ИИ-проектами в России, откуда в них приходят, с какими кадровыми проблемами сталкиваются команды, а также выявить основные барьеры для развития, ключевые рынки сбыта, оценку экспортного потенциала и влияние пандемии на индустрию.
Согласно данным исследования, большинство команд на момент его проведения были старше трех лет. Наиболее популярными сферами внедрения технологии названы медицина, ритейл и e-commerce, транспорт и логистика. Большинство разрабатываемых ИИ-решений (97%) в России ориентированы на бизнес-сегмент. Основным рынком сбыта является Россия, хотя 32% всех опрошенных ИИ-разработчиков отметили, что их продукты не имеют аналогов на международном рынке.
Средний возраст руководителя ИИ-проекта в России составляет от 25 до 44 лет. Чаще всего это менеджеры с техническим образованием, среди них 91% мужчин и 9% женщин. Менеджерами ИИ-проектов становятся преимущественно выходцы из крупных корпораций или частного бизнеса. 69% участников исследования дали позитивную оценку опыту управления проектами в сфере искусственного интеллекта. Большинство ИИ-команд в России старше трех лет, 41% занимались ИИ больше пяти лет. Тех, кто занимается искусственным интеллектом год или меньше, всего 6%.
Более трети (34%) ИИ-проектов базируются только в Москве, еще более четверти (28%) — в Москве и других городах России, и в большинстве случаев (59%) опрошенные ИИ-команды зарегистрированы в столице. Почти половина команд являются резидентами технопарков.
Компании-разработчики ИИ чаще (в 66% случаев) запускаются за счет собственного капитала основателей. При дофинансировании проектов после запуска 58% используют средства от выручки. Внешние инвестиции при запуске получили 30% коммерческих ИИ-проектов, а дофинансируются за счет внешних вложений только 9%.
Одним из заметных барьеров для развития ИИ-проектов российских разработчиков искусственного интеллекта названа нехватка средств: 56% всех респондентов заявили о необходимости дополнительных инвестиций в свои продукты. Тем не менее 92% компаний-разработчиков не планировали брать кредит в 2021 г.
Абсолютное большинство (97%) из числа всех команд-респондентов отметили, что их ИИ-решения предназначены для бизнес-сегмента (B2B), 58% разрабатывают их для государственных проектов (B2G). И только 41% респондентов создают решения для потребительского рынка (B2C). 74% ИИ-команд отметили, что имеют разработки в высокой степени готовности и хотят протестировать их в городских проектах.
Наиболее популярными сферами, для которых осуществляются разработки ИИ-решений, участники опроса назвали медицину, ритейл и e-commerce, транспорт и логистику. Топ наиболее популярных ИИ-продуктов составили рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений (ИСППР), виртуальные помощники и видеоаналитика.
ИИ-компании достаточно высоко оценивают конкурентные характеристики своих решений: 32% всех респондентов отметили, что их разработки не имеют аналогов на международном рынке, а существенную конкуренцию со стороны зарубежных разработчиков видят только 14% коммерческих ИИ-разработчиков. 78% команд-респондентов отметили, что их авторские права на ИИ-разработки защищены.
Среди опрошенных, в чью зону ответственности входят не только разработка, но и продажи, количество ставящих перед собой цель выхода на зарубежные рынки, выросло с 31% в 2020 г. до 60% в 2021-м. При этом 85% менеджеров коммерческих проектов называли основным рынком сбыта Россию, а из этого числа на Москву приходилось 65% продаж. В числе ключевых причин отсутствия реализации за рубежом назывались нехватка средств для продвижения, желание протестировать проект сначала на локальном рынке.
К ключевым направлениям необходимой поддержки развития российской экосистемы ИИ на государственном уровне в 2021 г. разработчики относили: поддержку исследовательских работ в сфере ИИ, финансирование перспективных проектов и применение налоговых льгот. Далее следовали подготовка квалифицированных кадров, реализация ИИ-проектов в рамках государственно-частного партнерства и создание открытых деперсонифицированных наборов данных для обучения моделей.
Наиболее значимыми проблемами респонденты называли нехватку квалифицированных кадров и средств для развития. За ними следуют: текущее состояние экономики, отсутствие постоянного спроса со стороны заказчиков и малая зрелость ИИ-отрасли. Также ИИ-команды отмечали низкий уровень понимания возможностей искусственного интеллекта заказчиками.
К числу ключевых сложностей при найме сотрудников команды отнесли высокие зарплатные ожидания кандидатов, их низкую квалификацию и отсутствие необходимых специалистов на рынке. А самыми сложными позициями для рекрутинга респонденты называли разработчиков и специалистов по данным, менеджеров по продажам, по продукту, маркетологов.
В контексте технологической инфраструктуры и данных для ИИ-команд в 2021 г. наиболее остро стоял вопрос отсутствия необходимых датасетов для обучения алгоритмов ИИ (об этом заявили 40% респондентов) или их низкое качество (32%). Более трети респондентов (35%) наблюдали нехватку вычислительных мощностей и необходимого оборудования для разработки.
* Опрос проводился в 2021 г. среди 106 представителей российских ИИ-разработчиков, крупных компаний с ИИ-подразделениями и некоммерческих организаций. Всего были опрошены 106 команд из разных сфер, занимающихся ИИ-проектами. Исследование проводилось до объявленных ограничений против российских компаний в мире.
Исследование проведено в рамках спецпроекта портала ICT.Moscow «База знаний ИИ», созданного для помощи в поиске новых идей и сценариев применения ИИ, а также партнеров и инвесторов для столичных разработчиков. В базе собрано уже порядка 1 тыс. примеров применения технологии на практике со всего мира, более 400 готовых ИИ-решений от московских разработчиков, а также отраслевая аналитика и другие материалы. За два года базой знаний воспользовались свыше 440 тыс. раз. В мае 2020 г. была запущена англоязычная версия базы знаний ИИ для мирового сообщества. В ней также собрано более 400 ИИ-практик и порядка 200 продуктов от разработчиков из Москвы.