J’son & Partners Consulting
Компания J’son & Partners Consulting опубликовала результаты регулярного исследования* российского рынка офисного ПО за 2023 год.
По итогам 2023 г. объем российского рынка офисного программного обеспечения вырос на 12% и достиг ₽64 млрд, в то время как в 2022 г. этот показатель составлял ₽56,9 млрд. Основная доля рынка пришлась на корпоративный сегмент (B2B) — ₽35,3 млрд. (55% от общего объема рынка). На втором месте, государственный сегмент (B2G) — ₽26,4 млрд. (41% от общего объема рынка), на третьем месте — частные лица (B2C) с ₽2,3 млрд. (4% от общего объема рынка). Для сравнения, в 2022 г. корпоративный сегмент составлял ₽30,4 млрд (53%), государственный сегмент — ₽23,9 млрд (42%), а частные лица — ₽2,6 млрд. (5%). Доля российского ПО в общем объеме рынка в 2023 г. достигла 21% и составила ₽13,5 млрд по сравнению с 15% долей российского ПО в 2022 г. и 12% в 2021-м.
Рис. 1. Прогноз структуры российского рынка офисного ПО, 2023-2030 гг.
Аналитики J’son & Partners Consulting также подтвердили прогноз роста доли рынка российского офисного ПО в общем объеме коммерческого рынка до 80% к 2030 г.
Результаты данного исследования показывают, что при сохранении текущих тенденций, к концу 2030 г. рынок превысит ₽100 млрд и будет иметь следующую структуру: российские платформы офисного ПО займут большую долю рынка — до 80%, доля решений open source составит 10%, зарубежные решения — 10% (см. рис. 1)..
Рис. 2. Прогноз развития российского рынка офисного ПО
Аналитики J’son & Partners Consulting скорректировали прогноз рынка на период 2023–2030 гг. в сторону плавной динамики из-за более длительного, чем ожидалось, технологического процесса импортозамещения и сохранения возможности приобретать зарубежное ПО.
Несмотря на это, в 2023–2025 гг. прогнозируются высокие темпы роста (12%) на фоне продолжающейся цифровизации экономики и импортозамещения. После 2025 г. прогнозируется некоторое замедление темпов роста в связи с приближением рынка к стадии насыщения: к тому моменту большая часть рынка уже будет использовать отечественные программные продукты. Согласно прогнозам, среднегодовой темп роста (CAGR) в период с 2021 по 2030 гг. составит 11%.
Основные драйверы динамики рынка:
● уход с российского рынка зарубежных игроков — в частности, в 2024–2025 гг. закончатся сроки действия трехлетних лицензий на продукты иностранных вендоров;
● повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО и рост его стоимости из-за санкций;
● необходимость обеспечения информационной безопасности и цифрового суверенитета как государственными, так и коммерческими предприятиями;
● активные действия государства по поддержке отечественных производителей и импортозамещения;
● последовательная политика Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций;
● усиление требований государственных и коммерческих организаций по наличию контроля над хранением данных;
● рост лояльности потребителей к российскому ПО, так как в 2023 г. многие из заказчиков уже прошли этап поиска новых решений, провели ИТ-аудиты и пилоты, определились с выбором систем и запустили проекты миграции;
● усилия вендоров по развитию продуктов.
При этом барьером в развитии рынка может стать замедление темпов роста экономики, что влияет на покупательскую способность.
* Информация о методологии исследования
Под офисным программным обеспечением (офисным ПО, офисным пакетом) понимается комплекс программных продуктов, в первую очередь, предназначенных для обработки электронной документации на ПК с возможностью совместной работы. Как правило, в состав пакета входят редакторы текстовых документов, таблиц и презентаций, а также другие компоненты — в зависимости от производителя и модификаций продукта.
В состав рынка не включены антивирусное ПО, мессенджеры, специализированные офисные решения, такие как электронная почта, календари, системы управления задачами и проектами, приложения по обработке изображений и т. п.
Под объемом рынка понимаются расходы пользователей на приобретение коммерческих лицензий офисного ПО. Потенциальная емкость рынка включает в себя, помимо пользователей, приобретающих коммерческое лицензионное ПО, также пользователей, пользующихся альтернативными возможностями: cвободным ПО (open source), условно бесплатными сервисами (в том числе freemium), необновляемым и устаревшим, а также нелицензионным ПО.
Под игроками рынка понимаются разработчики платформ офисного ПО, включая платформы, которые предоставляются для разработки программных продуктов другим производителям.