В открытой части регулярных отчётов о состоянии мирового смартфонного рынка (как недавно у Canalys, например) чаще всего публикуются сведения о первой пятёрке вендоров. Тем интереснее недавнее исследование той же области, проведённое Omdia: эти аналитики обнародовали объёмы поставок десяти крупнейших поставщиков этих гаджетов. И если в общем и по первым пяти позициям серьёзных расхождений с прочими аналогичными отчётами не наблюдается — точнее, все они укладываются в допустимый интервал ошибок измерений с учётом разницы методик подсчёта, — то ситуация во второй пятёрке лидеров явно заслуживает пристального рассмотрения.
Мировые поставки смартфонов в мире за II кв. 2021 г. , млн. шт.
Источник: Omdia
Прежде всего становится гораздо очевиднее, что восторги комментаторов по поводу первого в истории выхода Xiaomi на второе место по мировым поставкам смартфонов несколько чрезмерны. Понятно, что после санкционной атаки на Huawei «вечно второй» китайский бренд моментально заполнил образовавшийся вакуум. Однако на самом деле есть, как выясняется, в КНР компания (точнее, торгово-промышленный конгломерат) поставляет на рынок больше смартфонов, чем и Xiaomi, и даже Samsung. Это мало у кого ассоциирующаяся с сотовыми терминалами BBK Electronics или же Guangzhou Bu Bu Gao Electronics; частный (не акционерный) конгломерат, созданный весьма скрытным, всячески избегающим интервью и какой-либо публичности магнатом Дуаном Юнпином (Duan Yongping).
Именно из обособленных подразделений BBK Electronics вышли такие формально независимые сейчас смартфонные бренды, как OPPO, Vivo, OnePlus, Realme и iQOO. Хотя их дизайнерские и маркетинговые департаменты действительно действуют по отдельности и даже всерьёз конкурируют друг с другом, производственная база и ресурсный пул у всех этих пяти брендов де-факто общий, что даёт им весомое преимущество перед любыми другими участниками смартфонного рынка, особенно в нынешних условиях нехватки ИТ-компонентов. Совокупный квартальный объём поставок прочно утвердившихся в первой десятке OPPO, Vivo и Realme, даже без учёта двух более нишевых брендов BBK Electronics, уже, как можно видеть, превосходит таковой для Samsung.
На седьмой позиции в перечне смартфонных лидеров второго квартала утвердилась Motorola — марка, которой с 2014 г. владеет китайская же компания Lenovo. Квартальная динамика у этого бренда отрицательная, как и у подавляющего большинства первой десятки, зато годовая — положительная и вполне достойная. Девятую строчку в таблице лидеров занимает бренд Tecno, принадлежащий гонконгской компании Transsion Holdings и входящий сегодня в топ-3 поставщиков смартфонов для такого бурно растущего по количеству, хотя и скромного в денежном исчислении, регионального рынка, как Африка.
Однако наибольший интерес в отчёте Omdia представляют восьмая и десятая позиции. Как видно, даже во II кв. 2021-го смартфонов под брендом Huawei продолжает продаваться почти в полтора раза больше, чем под маркой Honor, а год назад соотношение и вовсе было около 2:1. Хотя год к году сокращение отгрузок продемонстрировали обе марки, прежде выступавшие суббрендами «большой Huawei», независимая Honor продемонстрировала самый выдающийся среди всей первой десятки квартальный прирост поставок — на целых 86,1% (у Xiaomi — +0,8%, у Realme — чистый ноль, все прочие — в минусе, как и весь рынок в целом в квартальном выражении).
Впрочем, Huawei не сдаётся: в конце июля она представила, правда, только в КНР, две версии своего очередного флагманского камерафона, P50 и P50 Pro. Да, это весьма спорные по функциональности аппараты: достаточно сказать, что у них нет поддержки сетей 5G, а построены они на платформе Qualcomm SM8350 Snapdragon 888 и работают, разумеется, под управлением HarmonyOS 2.0. Интересно, что, хотя американские рестрикции запрещают сторонним производителям изготавливать для Huawei полупроводниковые микросхемы, почему, собственно, китайский ИТ-гигант лишился возможности заказывать чипы Kirin собственной разработки у TSMC, американским вендорам вроде той же Qualcomm никто не запрещает продавать готовые СБИС (изготовленные, разумеется, никем иным, как TSMC) подсанкционной компании напрямую.
Так что, вполне вероятно, благодаря подобным поставкам и за счёт чисто дизайнерских и не связанных с полупроводниками инженерных разработок, в частности, касающихся камер, Huawei в среднесрочной перспективе удастся сохранить за собой известную долю смартфонного рынка. Скажем, у недавно анонсированной модели P50 три тыльных камеры, включая 50-Мп основную, 40-Мп с монохромным сенсором и 13-Мп суперширокоугольную, а P50 Pro выделяется 64-Мп камерой с объективом, способным к 3,5-кратной оптической и 200-кратной комбинированной (с учётом цифровой) трансфокации. Может статься, что к моменту, когда китайский чипмейкер SMIC освоит, наконец, передовые техпроцессы на полностью автономной основе, именно Huawei воспользуется его наработками для возобновления производства чипов Kirin, успевших зарекомендовать себя, судя по лидирующей её позиции на смартфонном рынке год назад, до первого ощутимого удара санкций, самым положительными образом.