По данным аналитической компании ITResearch, в завершающем четвертом квартале 2023 года в России было продано 1,825 млн настольных и мобильных ПК. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года падение составило 11%. Так что завершение года по сравнению с 2022-м вышло негативным.
В целом же за 2023 г. в РФ было поставлено 6,7 млн ПК, что на 12,5% больше уровня 2022 года.
Сегмент системных блоков в 4-м квартале снизился в годовом исчислении на 10%, — всего было поставлено ~880 тыс. СБ. Причем в этот период системных блоков было продано больше, чем ноутбуков. Как товар, во многом ориентированный на поставки в организации, а не на розничный рынок, настольные ПК более устойчивы к кризису. Характерно, что в топ здесь начинают выходить российские компании, ранее относившиеся ко второму эшелону сборщиков.
Лидерами подсегмента системных блоков ПК стали компании DNS, iRu и ICL с суммарной долей рынка 16%.
Сегмент моноблоков (AIO) оказался самым успешным по динамике: в 4-м квартале поставки AIO выросли на 26%. Причем это произошло за счет мощного усиления именно отечественных брендов: российские компании выросли на 40% год-к-году, тогда как зарубежные поставщики продали на 2% меньше. Дело еще и в том, что многие российские компании поставляли относительно дешевые модели AIO сниженной комплектации терминального плана для комплектации массовых рабочих мест.
Лидеры квартала по ПК-моноблокам: iRu, Lenovo и MSI с суммарной долей 29%.
Сегмент ноутбуков оказался наиболее проседающим на рынке ПК. В 4-м квартале они упали на 16% год-к-году. (За весь 2023 г. рост поставок в этом сегменте составил 11%.)
Ни «черная пятница», ни рождественские распродажи не привели к значимому оживлению продаж мобильных ПК в последнем квартале года.
Продолжается усиление российских производителей и азиатских брендов второго эшелона в сравнении с традиционными лидерами рынка. Но не всегда товарное предложение новых игроков вызывает энтузиазм у покупателя.
Лидерами по ноутбукам стали Asus, Huawei и Lenovo с общей долей — 35%.