Оценка потенциала рынка является сложной, но необходимой задачей в любой отрасли, ведь без этого нельзя ни осуществлять текущее планирование, ни формировать стратегии развития. Однако на рынке массовых ИБП, который в значительной мере является «производным» от рынка компьютеров, данный анализ представляется одним из самых затруднительных. Проблема состоит в том, что здесь нельзя просто взять количество и динамику роста компьютеризированных рабочих мест (которое также оценить очень непросто) и считать это потенциальной емкостью рынка ИБП. Безусловно, участники рынка были бы просто счастливы, если бы каждый пользователь компьютера был «сознательным» и в обязательном порядке устанавливал наилучшую систему защиты от вероятных проблем с электропитанием. В таком случае абсолютный потенциал рынка ИБП мог бы быть даже больше рынка ПК, поскольку срок жизни ИБП в среднем несколько меньше, чем у десктопа (об этом говорят результаты исследования компаний SMB, о котором речь пойдет ниже). Кроме того, не следует забывать, что ИБП все чаще применяются еще и для защиты периферии и бытовой техники, что также повышает потенциал отрасли.
Но, к сожалению, ситуация очень далека от идеальной: слишком много пользователей ПК пренебрегают защитой, даже не рассматривая возможность покупки ИБП. Таким образом, если основываться на определении «потенциальный потребитель» — человек, желающий купить товар и способный за него заплатить, становится ясно, что по потенциальной емкости рынок ИБП существенно ниже рынка ПК. Вопрос в том, насколько ниже и наблюдается ли положительная динамика данного показателя.
Одним из важнейших инструментов, который может дать ответ на эти вопросы, служат опросы потребителей. Компания ITResearch осенью 2008 г. выпустила отчет «Комплектация массовых офисных рабочих мест ИТ-оборудованием», который базируется на результатах опроса ИТ-менеджеров некомпьютерных компаний. В данном отчете значимая часть посвящена анализу уровня защищенности рабочих мест по электропитанию, а также ценовым ожиданиям при приобретении ИБП. Соответственно мы можем понять реальную практику использования различных технологий защиты компьютеров. Кроме того, ITResearch проводила подобный опрос еще и в 2001 г., который был полностью посвящен системам защиты от проблем с электропитанием, так что у нас есть возможность сравнить некоторые показатели и понять динамику процессов. Небольшой частью данных отчетов мы и воспользуемся в этом обзоре.
Как показал последний опрос, текущая ситуация с защищенностью рабочих мест в организациях довольно неблагоприятная. Почти 20% всех компьютеров вообще никак не защищены от перепадов напряжений и отключений (см. рис. 1). В 37% случаев защита в основном организована только с помощью сетевых фильтров (СФ), и меньше 35% компьютеров защищены индивидуальными ИБП. Кстати, такой способ оказывается предпочтительнее централизованной защиты, которую разворачивают только около 12% компаний, очевидно, ввиду сложности установки и высокой стоимости ИБП высокой мощности, что препятствует продвижению таких систем в небольшие организации. Кроме того, благодаря существенно более высокой мобильности индивидуальных ИБП фирмам в случае чего легче менять место своей дислокации.
Рис. 1. Способы защиты офисных рабочих мест от перебоев с электроэнергией.
Данные результаты позволяют ответить на множество важнейших вопросов. В частности, если основываться на величине базы установленных в организациях десктопов (на момент исследования ITResearch оценивала ее примерно в 18 млн), то можно подсчитать, что летом 2008 г. в российских организациях применялось около 6,2 млн индивидуальных ИБП. Если принять среднее время использования ИБП в 5 лет (по результатам того же опроса), то можно прикинуть, что такая установленная база способна обеспечить вторичные закупки (на замену) в размере примерно 1,2 млн устройств ежегодно. Безусловно, оценка достаточно грубая и для расчета базы применяются более сложные модели, но порядок тот.
При сравнении этой цифры с реальной емкостью рынка ИБП (см. статью «Итоги российского ИТ-рынка в 2008 г.», с. 4) становится очевидно, что основной покупатель индивидуальных ИБП — это организации, причем рынок уже довольно насыщенный, поскольку бо'льшая часть оборудования приобретается на замену отработавших свое устройств.
Полученный вывод мы считаем крайне важным, поскольку мы не просто определили основной целевой рынок, но поняли, что его динамика сейчас невысока, а в продвижении необходимо делать акцент на программы лояльности (в данной отрасли это в первую очередь сервис) или предложение «чужим» клиентам более привлекательных условий (все зависит от текущего положения вендора). Кстати, в нынешнем кризисе для компаний, работающих в нижнем ценовом диапазоне, вследствие общего падения покупательной способности появляются новые возможности, ведь программы обновления парка оборудования во многих случаях отменять нельзя, но заказчики будут при этом более прижимисты.
Рис. 2 показывает, что уровень использования индивидуальных ИБП практически не зависит от места расположения организаций. Хотя на уровне отраслевой принадлежности и величины компании различие наблюдается. На первый взгляд в целом меньше всего озабочены безопасностью электропитания московские компании, четверть которых не используют вообще никакой защиты компьютеров. В крупных городах чаще применяют сетевые фильтры, но по уровню использования ИБП они отстают довольно существенно.
Рис. 2. Влияние места расположения компаний на подходы к защите оборудования.
Однако необходимо помнить, что в Москве традиционно меньше перебоев с электричеством. То, что в столице при этом частота использования ИБП не меньше, чем в небольших населенных пунктах, указывает, что там, где нужно, эти устройства применяются, даже несмотря на более высокую общую безопасность. Кстати, это полностью коррелирует с данными более старого исследования: московские компании оценивали свои электросети как самые надежные, но при этом использовали ИБП чаще, чем в крупных городах, и так же активно, как в малых городах. Последние обычно чаще всех сталкиваются с проблемами с электропитанием, поэтому вынуждены быть самыми «сознательными».
Несмотря на то что мы оценили рынок ИБП как достаточно насыщенный (причем высокая доля вторичных продаж традиционно означает, что потенциал расширения в основном исчерпан), мы не считаем, что рынок уже не будет расти. Но где же эти резервы роста?
В первую очередь — это огромное число пользователей сетевых фильтров. В отличие от 19% «пофигистов» (которых, скорее всего, вряд ли чем-нибудь проймешь), все же в два раза чаще пользователи задумываются о защите, но, к сожалению, ограничиваются только начальным уровнем. Для таких клиентов критичной является только сохранность оборудования, с чем качественные фильтры (не подделки, а их, увы, очень много) все же неплохо справляются. Кроме того, СФ почти не имеют ограничений по мощности и во многих случаях играют роль разветвителя, позволяя подключить много оборудования к одной розетке.
Соответственно для массового перехода таких пользователей на ИБП должно произойти одно или несколько из следующих событий: существенное удешевление ИБП; способность ИБП быть одновременно и разветвителем; повышение потребности в сохранности данных и непрерывности бизнес-процессов; существенное повышение мощности ИБП (к рядовому устройству лазерный принтер не подключить); улучшение доступности и сервиса ИБП. Часть из перечисленного или не зависит от игроков ИБП, или стоит слишком дорого, но часть (первое и особенно последнее из перечисленного) вполне им по силам. Также очевидно, что потребности корпоративных пользователей постоянно растут, и многие пользователи СФ когда-нибудь перейдут на более продвинутые способы защиты. Но если предложить им хорошую цену, то это произойдет намного раньше.
В связи с этим довольно большой интерес вызывает анализ ценовых ожиданий, т. е. приемлемых уровней цен, при которых компании в целом готовы закупать ИБП. Летом 2008 г. выраженный максимум ценового ожидания на ИБП находился в диапазоне 50–100 долл. (рис. 3). Почти 60% компаний готовы были приобретать ИБП по такой стоимости, и только для менее 20% организаций «подъемным» является уровень до 50 долл. Кстати, в крупных городах, где, напоминаем, самый низкий уровень использования ИБП, более востребовано самое дешевое оборудование: примерно 30% таких компаний готовы приобретать ИБП только при стоимости ниже 50 долл. Очевидно, что для данного целевого рынка вопрос цены является ключевым, и низкие уровни использования ИБП во многом обусловлены малой покупательской способностью.
Рис. 3, Доли компаний, для которых приемлемы те или иные ценовые уровни на ИБП.
Можно отметить, что этот результат следует признать довольно оптимистичным для компании APC, чья продукция хотя и ощутимо дороже ИБП своих основных конкурентов (Ippon и Powercom), но в целом вписывается в данный ценовой диапазон. Вместе с тем (возвращаясь к началу статьи) напоминаем, что из-за кризиса данный вывод, скорее всего, необходимо скорректировать.
Несмотря на довольно высокий уровень приемлемых цен на ИБП, таким он является только для уже существующих пользователей ИБП. Очевидно, что для «непользователей» ИБП, которые все же входят в группу потенциальных покупателей, приемлемый уровень лежит существенно ниже. Насколько ниже — это, пожалуй, наиболее сложный вопрос, похоже, что необходимый уровень можно нащупать только эмпирически. По крайней мере несколько мощных волн роста на российском рынке ИБП, очевидно, были связаны с выходом на рынок компаний Powercom и Ippon, каждая из которых предлагала новый на тот момент уровень цен.
То, что потенциал рынка может расти, подтверждает и сравнение результатов двух исследований. Если в 2001 г. только 30,6% ПК в организациях было защищено с помощью ИБП, то в 2008 г. этот показатель приблизился к 47%. Кстати, наибольшими темпами рынок рос во второй половине 2005 г. и в 2006 г., после всем памятного майского блэкаута в Москве1. Понятно, что народ «всполошился», и тема ИБП разом стала более актуальной. То есть помимо «ценовых» атак здесь в принципе хорошо работают и «ментальные». Хорошо, если бы игроки рынка научились их организовывать, и вообще усилить промоушн ИБП, которого, очевидно, не хватает.
К сожалению, масштабному снижению цен на ИБП препятствует высокая материалоемкость этих устройств. Однако сейчас, благодаря кризису, стоимость сырья драматически снизилась. У производителей ИБП появилось окно возможностей, причем, вероятно, последнее2. Если они им не воспользуются, можно будет констатировать, что реальная емкость рынка ИБП приблизилась к потенциальной, и темпы роста будут в лучшем случае соизмеримы с темпами роста экономики. (Максимум, на что можно еще надеяться, — всплеск продаж, обусловленный отложенным спросом, при стабилизации ситуации в экономике.)
1 См. статью «Идут перемены», «Бестселлеры IT-рынка», 2005, № 4, с. 75.
2 См. статью «Кризис на руку... пока» в данном разделе.
Какие точки роста рынка ИБП в сегменте SMB вы видите?
«В сегменте SMB потенциал для роста потребления ИБП может быть связан со следующими факторами:
– сдаются в эксплуатацию новые бизнес-центры, далеко не всегда имеющие «встроенные» системы защиты электропитания. Соответственно, арендуя офис, организация вынуждена сама позаботиться о защите компьютеров своих сотрудников, и здесь самый простой путь — купить малые розеточные ИБП для индивидуальной установки;
– при долгосрочной аренде эффективнее (хотя и дороже) может оказаться установка одного относительно небольшого ИБП мощностью 5–20 кВ·А для защиты всех компьютерных потребителей;
– серьезным мотивом для приобретения ИБП послужит очередная неприятность с городскими электросетями. Период зимних пиковых нагрузок уже прошел, однако впереди лето, когда сети могут не справиться с ростом потребления многочисленных систем кондиционирования, включенных на полную мощность», — Константин Соколов, руководитель отдела технической экспертизы компании «Абитех».
«Для домашних и офисных нужд используется дорогая энергоемкая техника, достаточно чувствительная к резким скачкам напряжения и изменениям по частоте. К сожалению, в настоящее время передающие сети не модернизируются, соответственно качество входного напряжения оставляет желать лучшего. В таких условиях мы видим нишу для бытовых line-interactive-ИБП высокой мощности.
Гарантированное питание более крупных объектов, например современных бизнес-центров, ранее обеспечивалось централизованно мощными ИБП для всего центра. В нынешних условиях жесткой экономии каждый арендатор в целях минимизации затрат старается установить свой ИБП для собственных нужд, обычно мощностью 10–30 кВ·А», — Наталья Маркина, коммерческий директор компании Socomec UPS.
«На наш взгляд, точки роста, если их можно так назвать, в этом году будут определяться в сегментах самых дешевых и самых дорогих высококачественных устройств. В условиях, когда средств не хватает и повсюду идут сокращения бюджетов (как личных, «домашних», так и корпоративных), многие люди предпочтут купить необходимую вещь по максимально низкой цене, а более состоятельные пользователи и многие компании, у которых все-таки сохранились бюджеты на покупку оборудования, выберут пусть и дорогое, но максимально надежное, зачастую комплексное решение, чтобы оптимизировать энергопотребление и снизить риск выхода из строя ИТ-оборудования. Компании-производители, чья продукция не относится к упомянутым сегментам, находятся в худшем положении, так как их рынок ждет спад», — Павел Игнатов, реководитель направления по работе с дистрибьюторами APC by Schneider Electric.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.