Как мы уже отмечали в предыдущей статье по данной теме1, продажи копировальных аппаратов даже не думают снижаться, хотя из-за конкуренции с более универсальными МФУ на базе принтеров многие аналитики предвещали сокращение продаж автономных копировальных устройств. В этом обзоре мы подкрепим недавно сделанный нами вывод показателями продаж за год и проанализируем сложившуюся ситуацию на российском рынке копировального оборудования.
Отечественный рынок копиров продолжает уверенно развиваться. Так, за 2007 г. реализовано около 230 тыс. устройств на общую сумму 301 млн долл., и хотя по сравнению с показателями 2006 г. в натуральном выражении произошел спад продаж на 8,4%, денежные показатели рынка выросли на 11,2%. Снижение объемов продаж в штучном выражении в первую очередь обусловлено сокращением поставок аналоговых копиров: за год объем реализованной аналоговой техники сократился более чем на 35% (рис. 1). И если год назад в структуре продаж копировальной техники аналоговые аппараты занимали свыше половины в натуральном выражении, то по итогам 2007 г. на их долю уже приходится менее 35%. Напомним, что единственным поставщиком аналоговых копиров на российском рынке остается компания Canon.
Рис. 1. Динамика продаж аналоговой и цифровой копировальной техники.
Большую часть прироста в натуральном выражении обеспечили цифровые монохромные устройства, объем продаж которых по сравнению с 2006 г. увеличился на 20%.
По итогам рассматриваемого периода в первой тройке игроков рынка произошли изменения: в связи с увеличившимися продажами третье место теперь принадлежит компании Kyocera, тогда как полгода назад на этом месте была Sharp. Лидирующие позиции тут по-прежнему занимают Canon и Xerox. Также стоит отметить, что суммарный объем продаж первой тройки за прошедший год сократился почти на 12,8% в штучном исчислении.
Рынок копировальной техники принято делить на два основных класса: аналоговые и цифровые аппараты. В связи с тем, что товарное предложение аналоговых машин состоит лишь из двух устройств от компании Canon, проводить подробную детализацию этого сегмента мы не будем.
Рынок цифровых аппаратов, в свою очередь, делится на две группы: монохромные и полноцветные. Главным критерием для классификации монохромных устройств служит производительность – в зависимости от скорости печати/копирования все аппараты подразделяются на шесть сегментов: до 20 стр./мин; 21–30 стр./мин; 31–44 стр./мин; 45–69 стр./мин; 70–90 стр./мин и свыше 91 стр./мин. Для более взвешенного анализа монохромных аппаратов мы делим этот рынок на четыре потребительских группы, поскольку такой подход отражает целевые аудитории, на которые направлены рассматриваемые устройства. Группа персональных устройств и для малых рабочих групп включает аппараты первого сегмента (производительностью до 20 стр./мин). К устройствам для малых и средних рабочих групп отнесены аппараты второго и третьего сегментов (производительностью 21–44 стр./мин). Модели для больших рабочих групп представлены устройствами со скоростью копирования 45–69 стр./мин. И наконец, машины для промышленной печати включают устройства пятого и шестого сегментов, производительность которых превышает 70 стр./мин.
Аналоговые копиры
За прошедший год в сегменте аналоговых устройств значимых перемен не произошло. По-прежнему товарное предложение здесь состоит из двух моделей серии FC от компании Canon, спрос на которые пока еще велик. Невысокая цена, простота в эксплуатации и небольшие габариты обеспечивают стабильный спрос на эти устройства уже на протяжении нескольких лет. По итогам продаж на конец 2007 г. на нашем рынке их было реализовано 80,5 тыс., что на одну треть меньше, чем год назад. Вероятно, еще некоторое время они продержатся на рынке, пока не будут полностью заменены копирами на цифровой основе.
Цифровые копиры/МФУ
Общий объем продаж цифровых копиров/МФУ за прошедший год составил 147,7 тыс. штук. В группе монохромных аппаратов основные продажи были сосредоточены в наиболее массовой по товарной номенклатуре группе персональных устройств и для малых рабочих групп (рис. 2), объем которых по сравнению с 2006 г. вырос на 17% в натуральном выражении (рис. 3). Позиции лидирующих по количеству реализованной техники вендоров за прошедшее полугодие здесь несколько изменились. В тройку лидеров по объемам продаж в этой группе теперь входят компании Canon, Kyocera и Xerox2 (ранее – Canon, Sharp и Xerox). В сумме на эту тройку ведущих игроков пришлось около 53% продаж.
Рис. 2. Структура рынка копировальной техники по потребительским группам.
Самый интенсивный рост был отмечен по устройствам для средних рабочих групп: их продажи за год увеличились почти на 44% в натуральном выражении. Однако даже столь значительный рост практически не сильно повлиял на рыночную долю сегмента, она по-прежнему вторая в общей структуре рынка копировальной техники (рис. 2).
Рис. 3. Темпы роста продаж копиров/МФУ (2007/2006).
В сегменте устройств для больших рабочих групп продажи по сравнению с 2006 г. увеличились на 14%, что также практически никак не отразилось на доле этой группы в общей структуре рынка цифровых копиров.
Продажи в группе устройств для промышленной печати выросли на 11%. Тем не менее на сегодняшний день ее рыночная доля остается очень незначительной (не превышает 0,3%).
В сегменте цветных устройств рост продаж оказался совсем незначительным: в 2007 г. было продано всего на 2% больше, чем годом раньше. В тройку лидеров здесь входят Canon, Konica Minolta и Xerox, которые контролируют 77% данного сегмента.
Опциональные устройства
В 2007 г. совместно с копирами и МФУ на российском рынке было реализовано дополнительных устройств общей стоимостью 53,6 млн долл., а суммарный объем продаж копировальной техники вместе с дополнительным оборудованием составил почти 355 млн долл, что на 20% выше данного показателя в 2006 г.
Что касается распределения объемов продаж опций между потребительскими группами, то основная их масса приходится на группу персональных устройств и копиров для малых рабочих групп (около 53% всего рынка опций в денежном выражении). Далее следуют опции для устройств средних рабочих групп, а третье место принадлежит опциональным устройствам для цветных машин. Замыкают список дополнительные устройства для больших рабочих групп и промышленной печати, на долю которых приходится около 10% продаж в деньгах.
Среди опционального оборудования наибольшим спросом пользуются устройства для автоматической подачи оригиналов, входные лотки для бумаги, а также различные модули, например, принтера и сканера. Спрос на сложные финишные устройства меньше, так как они имеют достаточно высокую цену и специфичный набор функций, востребованный далеко не всеми.
1См. статью «Спрос не снижается», «Бестселлеры IT-рынка», 2007, № 4, с. 42.
2Компании перечислены в алфавитном порядке.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.