На протяжении ряда лет формат публикации «Коротко о главном» был практически неизменным. Мы приводили динамику индекса роста рынка и пытались разобраться в причинах происходящих изменений. Это вполне удавалось, поскольку динамика развития ИТ-рынка во многом зависит от происходящих структурно-технологических изменений, которые производители оборудования (да, думается, и других типов продуктов и услуг) достаточно успешно продвигали (а иногда и навязывали) в умы и далее в кошельки потребителей. Если у потребителей есть средства, то почему бы такой концепции не существовать? Ведь глобальная польза от внедрения ИТ очевидна.
Но вот наступил мировой финансово-экономический кризис, у всех возникли колоссальные проблемы с бюджетированием. И тезис о жизненной необходимости массированного внедрения ИТ как юридическими, так и физическими лицами стал звучать, мягко говоря, менее убедительно. Оперативные попытки представителей ИТ-сообщества на разных уровнях убедить потребителя в том, что ИТ в условиях кризиса поможет улучшить структуру расходов, практического эффекта не возымели. Рынок начал стремительно падать.
Многие компании, подводя итоги 2008 г., проявляли оптимизм, подчеркивая, что по итогам года они в плюсе, и как бы невзначай объявляя, что IV квартал испортил им вполне благополучную статистику. При этом показатели этого квартала, как правило, не уточнялись, поскольку они уже были плохими, а признаваться в этом еще было не принято. Некоторые компании вообще предпочли не объявлять итоги года.
Мы все-таки приведем традиционную погодовую динамику развития нашего рынка. Не только истории ради, и не только чтобы была видна отправная точка нашего будущего роста (а он, я уверен, все же не за горами, ну или за не очень высокими горами).
Рисунок. Индекс роста российского ИТ-рынка (сегмент аппаратных средств), 2002-2008 гг.
Уже из этой картинки можно понять, что если темпы роста упали в три раза, и во всем виноват IV квартал, то там уже все было сильно неблагополучно. Первые количественные доказательства появились в начале текущего года. Квартальные отчеты аналитических компаний (ITResearch, IDC) безжалостно констатировали серьезные провалы практически во всех сегментах рынка. Если посмотреть хронику новостей на сайте www.bestsellers.ru, тому найдется множество фактических подтверждений.
По данным ITResearch, последний квартал 2008 г. в полной мере отразил влияние кризиса. Все без исключения сегменты показали падение продаж по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Однако уровень отрицательной динамики сильно разнился от сегмента к сегменту. Некоторые рознично-ориентированные рынки ( ЖК- и плазменные телевизоры, ноутбуки), а также картриджи для печатающих устройств показали сравнительно небольшое падение (12–15%), в то время как средства для массового офисного применения пострадали сильнее (30–40%). В среднем по совокупности всех анализируемых компанией 16 сегментов ИТ-рынка, суммарный объем продаж которых в розничных ценах в 2008 г. составил более 20 млрд долл., падение продаж было 24%.
Итоги I квартала 2009 г. были еще более удручающие. Первые индикаторы появились уже в феврале, когда результаты ежемесячных мониторингов компании ITResearch показали падение в январе таких массовых сегментов, как мониторы и ноутбуки, на 25–30%. В феврале спад еще больше усилился и на рынке мониторов достиг 40%. Март продолжил нарастание негативных тенденций. В конце апреля – мае появились и первые официальные неутешительные показатели рынка в I квартале. По данным ITResearch, спад наблюдался практически во всех сегментах. Если взять динамику суммарного объема продаж в трех массовых сегментах оборудования (ноутбуки, мониторы и устройства печати), то, если в IV квартале 2008 г. спад по отношению к последнему кварталу прошлого года составил около 27%, то в I квартале текущего года этот показатель ухудшился примерно до 40%. Наиболее сильно пострадали устройства печати.
Компания REAL-IT зафиксировала падение по всем рыночным секторам, кроме сектора предоставления услуг. Сектор ИТ-услуг, несмотря на кризис, продолжил свой рост: в I квартале его объем увеличился на 13% . Среди всех видов оказываемых услуг продолжила увеличиваться доля системной интеграции, которая по итогам квартала составила почти половину от общего объема рынка.
В структуре кризисных потерь первый удар приняло на себя розничное направление в результате возникших в конце года серьезных проблем в сети крупного ретейла. Например, отчеты ITResearch показали в IV квартале более сильное падение именно этой составляющей в большинстве аппаратных сегментов. Спад в корпоративном оборудовании, как ожидалось, должен был проявиться чуть позже, ибо его поставки в конце года были прикрыты длинными контрактами. В новом году эти гарантии кончились, плюс вследствие запуска процесса пересмотра госбюджета новых гарантированных закупок практически не было. В результате в корпоративном сегменте произошло более сильное, чем ожидалось, падение закупок.
В рознице свои проблемы. В начале года был всплеск покупательской активности под влиянием сильной девальвации рубля. Затем, в связи с его стабилизацией, проблема спасения накоплений отошла на второй план, да и спасать у многих оказалось теперь уже особо нечего. Словом, розница снова получила катализаторы к спаду.
На фоне негативной информации хотелось бы найти позитив. Наверное, он все же есть. Бюджет наконец принят, это должно разморозить рынок госзакупок, а степень его влияния на российский рынок ИТ трудно переоценить. Нефть, этот драйвер развития нашей экономики, начинает расти в цене. Даже в убийственной деградации кредитных программ есть свои плюсы – рынок потребления станет боле стабильным, без мыльных пузырей, лопание которых, собственно, и привело к кризису. Под новые возможности потребителей будут подстраиваться поставщики. Уже сейчас заметна оптимизация товарных линеек под более экономичное оборудование. Возможно, действительно не надо, чтобы закон Мура с его чудовищными темпами развития выполнялся. Возможно, не стоит так часто менять операционные системы или с такой скоростью увеличивать мегапикселы фотокамер. Ведь все это приводило к навязыванию новых технологий потребителю, стимулировало его жить в кредит, причем очень часто необеспеченный. И в итоге привело к лопанию мыльных пузырей больших темпов роста.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.