Совсем недавно по поводу символической годовщины начала мирового финансово-экономического кризиса в СМИ прокатилась волна публикаций самого разного характера: итоги, анализ, прогнозы, оценки и т.д. Вполне естественный процесс, ибо проблема животрепещущая, а понимание ее сути правды до сих пор находится на невысоком уровне.
Наблюдения за нашим родным ИТ-рынком, контакты с его реальными персонажами показывают, что эти же оценки господствуют и у нас. Действительно, на объективные трудности, которые возникают в кризисные времена, безусловно, накладываются и субъективные факторы, типа неготовности работать в новых условиях компаний, которые за десятилетие успешного развития рынка, мягко говоря, расслабились. Практически все говорят о том, что кризис «поменял отношение к жизни», заставил вернуться к реалиям. Прежде всего, компании сетуют на царившую много лет на нашем рынке слабую финансовую дисциплину и неэффективное управление. Не секрет, что на российском IT-рынке в деловых отношениях всегда был очень силен человеческий фактор. Глубокого мониторинга финансовой надежности клиентов не проводилось, что привело в итоге к чрезвычайно жестким дебиторским проблемам. Причем случаи умышленного уклонения от обязательств, которые, к сожалению, также оказались нередки, все-таки не делали погоды в этом вопросе. Новоявленные должники совершенно искренне сами не видели для себя таких перспектив. Да и сама постановка вопроса о резкой деградации рынка казалась чисто теоретической.
Но вот гром грянул, и , согласно пословице, народ начал креститься. Наиболее вдумчивые руководители сейчас, даже в кризис, начали усиливать финансовые подразделения компаний, благо в результате того же кризиса на рынке труда появились такие специалисты, ранее работавшие преимущественно в финансовых институтах и ставшие там «лишними». Кстати, проблема «лишних» сотрудников также стала весьма актуальной. Долгое время ходили разговоры о перегретости рынка труда, о перенасыщенности штатных расписаний. Но доходы позволяли, и на параметр «соотношение объема продаж/число сотрудников» особого внимания не обращалось. Избыток кадров возник, конечно, и по объективным причинам, это автоматическое следствие сокращения оборотов. Наверное, при более продуманной кадровой политике ранее, сейчас этот крайне болезненный для любого работодателя процесс мог бы быть чуть проще, а сокращение этого типа издержек – более эффективным.
Кроме кадровых чисток сокращение издержек также происходило за счет отказа от не самых важных и перспективных проектов, или проектов, находившихся на момент кризиса в начальной стадии реализации. По нашим наблюдениям наиболее часто крупные компании отказывались от планов открытия региональных представительств, а также создания логистических центров. Ну, и, естественно, в жертву была принесена маркетинговая активность, и аналитика в том числе. Хотя в период кризисной неопределенности информация о текущей ситуации на рынке крайне необходима. Приостанавливались также проекты, связанные с выведением на рынок новых продуктов, расширением товарного портфеля.
Серьезной проблемой стало управление товарными запасами. Наиболее показательно здесь затоваривание после новогодних праздников. Для многих это произошло по инерции, в результате привычки массированных закупок под праздничный сезон. Немногие вовремя прекратили закупки и вошли в новый год с приемлемыми товарными запасами.
Возможно, не все во-время спрогнозировали более резкий спад в регионах по сравнению с Москвой. А в результате пропускная способность канала второго уровня резко упала, что, безусловно, должны были учесть в своей закупочной политике дистрибуторы. В текущем году все стали более осторожными, в том числе и вендоры, которые начали отходить от привычки «заливать канал по самое горло».
Ввиду высокой нестабильности ситуации кардинально изменились подходы к планированию, многие компании ушли от годовых планов, наиболее популярно сейчас поквартальное планирование. Это обоснованно, поскольку позволяет оперативно вносить коррективы, исходя из текущей ситуации на рынке.
Что можно сказать о динамике процессов? Формально кризис начался прошлой осенью. Однако, судя по показателям компаний и ощущениям игроков, в 4-ом квартале прошлого года он лишь немного (у кого-то изрядно) попортил годовую статистику. Рынок в основном был в плюсе. Обороты второй половины 2008 г. у многих компаний были выше аналогичного периода 2007 г. Чисто психологически 4-й квартал принес скорее разочарование в нарушении стабильного «хлебного» периода, чем осознание кризиса.
Первым индикатором серьезных неприятностей стало существенное снижение числа публично объявляемых контрактов. В январе по данным компании REAL-IT оно упало вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008г. А это качественный индикатор реального спада с некоторой задержкой объемов рынка. Так оно и произошло.
В начале 2009 г. продажи уже «просели» основательно. Результаты ежемесячного мониторинга компанией ITResearch таких массовых рынков, как мобильные компьютеры, устройства печати и мониторы показывали постоянно нараставший с января уровень просадки продаж. Цифры у разных компаний конечно разные, но ощущения примерно одни и те же. Рынок почувствовал серьезность ситуации. По показателям первой половины 2009 г. многие компании вернулись к уровню 2006 г., но и это еще оптимистичные оценки.
Резкий негатив продолжался примерно до мая–июня, затем появились индикаторы, что спрос понемногу восстанавливается. И, по данным ITResearch, помесячная динамика массовых рынков сменила знак, хотя показатели год/год все еще оставались сильно отрицательными, что говорило не о восстановлении рынков, а лишь о сломе негативной тенденции. В III квартал некоторые компании входили уже с неким оптимизмом, основанным на том, что появилось понимание возможности какого-то планирования.
Если говорить о своего рода технологической карте воздействия кризиса, то она крайне неоднородна в динамике, что естественно. Первыми под удар попали массовые сегменты ИТ-отрасли, продвигаемые через розничные сети. Проблемы были обусловлены как исчезновением потребительского кредитования, так и ситуацией с коммерческими кредитами для сетей.
В начале 2009 г. основательно просели уже и продажи «тяжелого» оборудования и дорогих решений, то есть в секторах, которые, по меркам ИТ-инфраструктуры, можно отнести к инвестиционным, – серверы, системы хранения данных.
На рынке чувствовалось стремление сократить так называемый длинный бизнес (проекты, VAD). Впрочем, необходимость этого можно было предсказать еще осенью, когда возникли проблемы с кредитованием и ситуация с бюджетами стала непонятной. Последняя обострилась в начале года, когда из-за секвестирования бюджета проектный бизнес практически встал.
Если в I квартале, по данным REAL-IT, почти весь спад ИТ-рынка обеспечил провал продаж компьютерного оборудования, то уже во втором спад докатился до всех сегментов, включая услуги. Кстати, последний, возможно, ждут тяжелые времена. По данным IDC, в 2008 г. на рынке услуг сменился лидер среди вертикальных рынков, на первое место вышел госсектор. Но, учитывая секвестирование бюджета на 2009 г., сегмент ИТ-услуг в госсекторе также, по мнению IDC, в ближайшей перспективе ждет сокращение.
Спрос в целом сместился в сторону более дешевого оборудования и решений. Как и предполагалось, кризис сильнее всего ударил по среднему ценовому сегменту, верхний и, особенно, нижний ценовые сегменты пострадали меньше.
В то же время, на фоне повсеместного снижения продаж «железа» сохранился устойчивый спрос на комплектующие, расходные материалы и запчасти. И это в какой-то степени нивелировало общее падение продаж. А в некоторых сегментах кризис только подхлестнул спрос, например, на сервисное обслуживание техники. Что, однако, явилось сдерживающим фактором для новых продаж.
В кризис, конечно, надо особенно внимательно учитывать покупательские настроения. Если говорить о массовом рынке, то налицо интерес к более экономичным решениям, что в первую очередь вызывает проседание сектора middle-range. Вследствие падения платежеспособности усилилась миграция потребителя к менее дорогому, менее качественному, а иногда и к контрафактному товару. Например, в области софта часть покупателей могла уйти в сторону пиратского рынка. В сфере расходки повышается потенциальный интерес к неоригинальным картриджам. В этой ситуации компаниям необходимо придумывать решения, которые привлекли бы дополнительное внимание пользователей к своим продуктам. Но и в сфере тяжелых решений степень прагматизма сильно возросла. Это показывают, например, результаты проведенного компанией ITResearch исследования потребительских предпочтений корпоративных пользователей серверов. Та же ситуация и в сфере ИТ-услуг.
Потенциально кризис – это потери, зачастую катастрофические, у одних компаний и потенциальные возможности – для других. Среди неудачников данного периода есть и достаточно крупные компании, но гораздо больше небольших и средних региональных компаний. Очень большие проблемы испытал сотовый ретейл, а также некоторые компьютерные сети. Разорилась значительная часть региональных дилеров.
Говорит ли это о возможности серьезного передела рынка? Часто под «кризисными возможностями» в рамках передела рынка подразумевают покупку конкурентов. Наверное, таких случаев будет немного, если будут вообще. Дело в том, что покупать целесообразно значимую на рынке компанию, а они даже в кризис стоят не малых денег, которых сейчас пока практически ни у кого нет. Кроме того, производственные активы наших компаний вряд ли представляют ценность. Поскольку чаще всего основаны на арендных принципах. Более актуально это, например, для распределенных розничных сетей, того же сотового ретейла, ибо создание такой инфраструктуры с нуля представляет собой тяжелую задачу. И процесс ребрендинга чужих точек уже наблюдается.
Скорее, сценарий передела рынка будет несколько иным. Менее удачливые компании будут просто уходить с рынка, оставляя бреши в своих рыночных нишах, которые займут другие. Речь идет прежде всего о перетекании дилеров, о местах в партнерской сети сильных вендоров, о приобретении команд специалистов. Такое явление, как партнерские миграции, заметно уже сейчас. Более удачливые и гибкие дистрибуторы с удовольствием приняли в свои ряды ранее чужих дилеров, которые по каким-то причинам могли разочароваться в прежнем партнере.
Хотя вопрос передела рынка еще рано закрывать. Сейчас крах потерпели только самые неэффективные компании (или авантюрные), либо совсем мелкие. Глубина последствий будет зависеть от продолжительности и тяжести кризиса, от скорости восстановления объемов ИТ-рынка.
То, что кризис далеко не закончился, понимают все. Когда он закончится, не понимает никто. Отрадно, что сейчас появились робкие признаки того, что что-то начало меняться к лучшему.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.