Во второй половине 2009 г. на рынке цифровых фотокамер обозначилось два новшества, которые с некоторой натяжкой можно назвать революционными — это появление второго дисплея на лицевой части некоторых аппаратов (две подобные модели выпустила компания Samsung) и первые упоминания о 3D-фотокамере. Первой цифровой фотокамерой, с помощью которой можно записывать трехмерное изображение, стала Fuji FinePix REAL 3D.
Что же до других технологических изменений, то они более привычные. Большинство новинок второго полугодия имеют разрешение светочувствительной матрицы 12 Мп. Соответственно, увеличилась доля
Нарастает популярность больших дисплеев: к Nikon и Sony, имеющих в своих продуктовых портфелях камеры с
А вот предельные показатели фактора зума и фокусного расстояния в рассматриваемый период не были улучшены, и лидер остается прежний — Olympus SP-590UZ (26x, 676 мм в эквиваленте
Вендоры продолжают изыскивать возможности удивить потребителя, оснащая свои продукты не совсем привычными устройствами. В линейках разных производителей уже есть камеры со встроенным GPS-модулем, позволяющим запомнить координаты места снимка. Компания Nikon выпустила модель Coolpix 1000pj, — первую камеру со встроенным проектором, правда, его максимальная яркость — всего 10 люмен. Минусов у использования встроенного проектора два: быстрый разряд батареи и нагревание корпуса камеры, а плюс — это все прелести от использования проектора как такового. К сожалению, подобные добавки, хоть они и достаточно занятны, заметно прибавляют и в стоимости.
В остальном развитие рынка шло по привычному сценарию: тренды сохранились, особенности, ранее появившиеся у одних производителей, подхватывались другими, но в целом прогресс в этой отрасли замедлился.
Статистика и новинки
Товарное предложение рынка цифровых фотокамер второй половины 2009 г. составило 237 моделей (196 компактных и 41 со сменным объективом), хотя в предыдущем полугодии мы насчитали 308 моделей (277 и 31 соответственно). Мы уже привыкли, что обычно второе полугодие отстает от первого по количеству активно продаваемых моделей, однако результат рассматриваемого периода оказался ниже, чем во вторые полугодия двух предыдущих лет. Произошло это по нескольким причинам. Первая и основная, на наш взгляд, в том, что имеет место непрекращающаяся олигополизации рынка. Бренды второго эшелона вынуждены либо смириться с мизерной долей (по сравнению с их же долей некоторое время назад) и играть в сегменте дешевых моделей, либо уйти с рынка. Так, на рынке практически не были заметны продажи компаний BBK, BenQ, Polaroid (правда, судя по материалам в прессе, последний бренд планируется развивать в будущем). Вторая причина в том, что некоторые вендоры завершили смену линеек, и в их товарном предложении второго полугодия не присутствуют модели из прошлых линеек. Кроме этого, из рис. 1 видно, что разнообразие разрешений матрицы становится все меньше (суммарная доля 10 и 12 Мп в рассматриваемый период больше, чем 8,10 и 12 Мп — в предыдущем полугодии). Компактных камер с разрешением более 12 Мп не прибавляется. Так что теперь производители могут формировать продуктовое предложение того же размера для меньшего количества разрешений.
Рис. 1. Динамика структуры товарного предложения цифровых камер по разрешению матрицы (без учета зеркалок).
Самые широкие продуктовые линейки у компаний Canon и Sony (35 и 34 соответственно), в лидеры по данным показателям им помогло выбиться наличие 10 зеркальных камер у каждой. Третье место у Panasonic (30 моделей, из которых 27 — компакты).
Новинок в классе компактных камер в рассматриваемый период — 66, что меньше, чем некоторое время назад. Больше всего их появилось в портфелях компаний Samsung (10), Casio и Fujifilm (по 8).
Новинки в классе зеркальных камер можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам одной руки: компания Nikon выдала две; Canon, Sony и Pentax — по одной. Можно заметить, что ничего экстранового в данном сегменте выпущено не было, — все новые модели являются логическими (с учетом трендов рынка) продолжениями предыдущих.
Рассматривая структуру продуктового предложения по разрешениям, нужно отметить, что значение 12 Мп опередило 10 Мп (как в классе компактных камер, так и на всем рынке). Это произошло благодаря появлению 46
Вообще первенство 12 Мп оказалось несколько неожиданным. Ранее переход лидерства классов от 8 Мп к 10 Мп и пр. происходило более «плавно». Этот скачок отразился и на среднем разрешении — на рис. 2 хорошо заметно, что H2’09 относительно H1’09 прибавил больше, чем все остальные полугодия прибавляли относительно предыдущих.
Рис. 2. Динамика среднего разрешения в товарном предложении компактных камер.
Если обратиться к различным категориям компактных камер (табл.
В сегмент начального уровня мы отнесли 25 фотокамер, это более чем вдвое меньше, чем полугодием ранее, не помогло и большое число новинок — 12 (первое полугодие 2009 г. приняло всего лишь 8 новых моделей). Сегмент камер среднего уровня в рассматриваемый период также получил больше новинок, чем полугодием ранее (10 против 6), однако это не спасло его от уменьшения: 22 модели против 31. Меньше всего в абсолютном и относительном значении сократился сегмент камер для требовательных пользователей: 74 камеры против 80 в предыдущий период (новинок, соответственно, 20 против 29). Число ультракомпактных камер сократилось со 111 (H1’09) до 75. Новинок в рассматриваемый период — 23.
Единственный класс аппаратов, который расширился, — это фотокамер со сменным объективом. Поскольку он более консервативен, в него и новинок приходит меньше всего, в этот раз — пять. Заметна и такая зависимость: чем выше класс зеркальных камер, тем реже происходит обновление.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.