За 2009 г. на рынке персональных компьютеров было реализовано 7280 тыс. устройств, как мобильных, так и стационарных. Рынок десктопов вместе с «самосбором» чуть недотянул до 4 млн юнитов — 3960 тыс.; при этом сегмент настольных устройств по объемам в натуральном выражении остался превалирующим над мобильным сектором. Но очевидно и то, что это произошло в последний раз — в 2010 г. лэптопы вкупе с нетбуками наконец перевесят десктопы. (Уже по предварительными итогам
Мобильных ПК было продано 3320 тыс. шт., причем на подсегмент стандартных ноутбуков из них пришлось 2730 тыс., а нетбуков было продано около 590 тыс. В сравнении с 2008 г. настольные ПК потеряли 33% объема, а мобильные — 16%: на 21% упали стандартные ноуты, но нетбуки выросли на 20%.
Рис. 1. Динамика различных сегментов рынка ПК по отношению к аналогичному периоду предыдущего года
Первое полугодие 2009 (рис. 1.) показывало все возрастающую отрицательную динамику, как говорили — рынок никак не мог найти своего дна. С июля-августа стало заметно оживление в деловом секторе, и сегмент настольных ПК начал выходить из пике. Мобильный же сегмент, ориентированный более рознично, изменения динамики не показывал, в частности потому, что аналогичный докризисный квартал — III/2008 — был здесь чрезвычайно хорош и в сравнении с ним сезон back-to-school 2009 выглядел разве что как достижение того самого дна, но никак не рост. Мы имеем в виду именно годовую динамику — абсолютные продажи ноутбуков в третьем квартале, конечно же, увеличились, просто не так активно, как на то надеялись игроки рынка.
К концу же года ситуация изменилась — ноутбуки стали прирастать более активно, и продажи рождественского периода превысили прошлогодние. А вот темпы годового роста десктопов так и остались в отрицательно зоне — даже в сравнении с уже кризисным IV кварталом 2008 г.
Рис. 2. Продажи настольных ПК и стандартных ноутбуков с убранным сезонным фактором
На рис. 2. приведена очищенная от сезонных колебаний (методом центрированных скользящих средних) модель развития сегментов настольных ПК и стандартных ноутбуков. Нетбуки в данном случае убраны из рассмотрения, как продукция уж точно не являющаяся товарозаменителем десктопов. Причем сезонная составляющая здесь взята строго докризисная — по 2007 г.
Надо отметить, что прогнозировать по этой модели на будущие периоды общепринятым методом регрессии было бы ошибкой — такое стандартное решение вряд ли применимо в чистом виде для ситуации «кризис — выход из кризиса». Но вот историю «взаимоотношений» двух основных сегментов рынка ПК проследить вполне можно. Видно, что процесс замещения десктопов ноутбуками, активно развивавшийся все последние годы, с кризисом затормозился. Если бы все развивалось по-старому, к концу 2009 г. ноуты могли бы достичь показателей настольного сегмента, как это уже давно произошло на рынках развитых стран. Но кризис внес свои коррективы.
Однако есть все основания предполагать, что с разрешением экономической ситуации процессы межсегментных взаимодействий продолжат отражать тренды, имевшие место до кризиса. И, судя по началу текущего года, тенденция вновь начинает проявляться: рынок десктопов, равно как рынки связанных товаров, главным образом мониторов, начинают испытывать возрастающее давление со стороны мобильного сегмента.
Настольные ПК
Рынок десктопов достаточно четко поделен на деловую и потребительскую составляющие. Последние годы домашний сектор занимал до 40% этого рынка, его доля активно нарастала до 2007 г. включительно. Увеличение количества рабочих мест в частных домовладениях явилось следствием роста платежеспособности населения, развития сетей доступа в Интернет, роста объемов и доступности развлекательного контента и прочих известных факторов. И этот процесс имел более высокие темпы, чем рост делового сектора, к тому моменту уже достаточно насыщенного техникой. Но впоследствии доля потребительских настольных ПК начала постепенно снижаться. Причина в ноутбуках — они стали все шире замещать домашние ПК младшей и средней конфигурации. Рынок же корпоративный и сектор СМБ имели достаточный запас спроса на замену устаревающего оборудования, — ведь за прежние годы был накоплен огромный парк техники, на которую уже закончился срок амортизации, что приводило к росту вклада рынка замены в поставках для организаций. И замена на рабочих местах происходила в основном за счет все тех же десктопов. Да, корпоративные поставки ноутбуков, конечно, также развивались, но темпами много меньшими, чем их розничные продажи — массовым переход простых служащих на мобильную технику так и не стал.
Кризис немного приостановил развитие описанных процессов — бизнесу и государству было не до обновления парка клиентских мест. Рынок замены встал. Лишенный же кредитной поддержки частный потребитель, когда не мог отложить покупку, местами переориентировался на товар теоретически более бюджетный, т. е. на настольные ПК. Хотя лавинообразного характера последний процесс явно не носил.
С III квартала 2009 г. постепенно пошло размораживание бюджетов на обновление компьютерной техники в организациях, частный же сектор начал оживать, и, по выходе из анабиоза, обнаруживал очень интересный ценник на ноутбуки. Короче говоря, дальнейшая динамика потребления по целевым рынкам в секторе десктопов, похоже, возвращается в прежнее русло.
В этих условиях появляются несколько новых технологических решений, способных немного оживить настольный сегмент. Во-первых, это неттопы — сверхкомпактные экономичные устройства на базе процессоров Atom. Тут два основных направления — клиентские рабочие места в организациях, т. е. замена интегрированных компьютеров на Celeron, возможно смещение к концепции «тонких» клиентов. Во-вторых, в домашней среде, — эргономичный компьютер как проигрыватель медиа-контента. Правда, в последнем случае этот сегмент получает все более весомого субститута в виде специализированных медиа-плееров с накопителями и BD-приводами.
Также развитие получает кластер all-in-one PC — компьютер, совмещающий монитор и десктоп в одном конструктиве. Этот, давно существующий класс устройств, в основном относившихся к категории luxury и, следовательно, погоды в плане объемов не делавших, начинает демократизироваться. Появляются бюджетные варианты, предложения корпоративных моделей.
Пока и компактные неттопы, и моноблоки не имеют той доли продаж, чтобы ее имело смысл обсуждать, говоря об оценках настольного сегмента в целом. Но в будущем эти категории, пожалуй, способны сдемпфировать предполагаемое падение настольной составляющей в розничном секторе, плюс помочь в процессе обновления корпоративного парка.
Мобильные ПК
Как уже упоминалось, сектор ноутбуков проходил 2009 г. крайне тяжело, фактически начав восстанавливаться только к концу года, т. е. к рождественскому сезону. Причем волна восстановления, возникшая довольно резко и продолжающаяся по сию пору, привела местами к товарным дефицитам, поскольку мировое производство как готовых устройств, так и целого ряда необходимых компонентов, до того периода было сильно секвестировано.
Стоимостной уровень рынка, как водится, опустился: средневзвешенная цена за юнит достигла 811 долл. При этом 885 долл. стоил стандартный ноут, а 467 долл. просили за нетбук. Сравним с показателями 2008 г.: тогда стандартный ноутбук стоил в среднем 1090 долл. Но ведь и докризисный курс доллара был существенно ниже, чем в среднем по 2009 г. В результате оказывается, что в рублях ноутбуки подешевели всего-то на 2—3%. А нетбуки так и вовсе подорожали, причем весьма значительно.
Рис. 3. Динамика долей технологических классов мобильных ПК по отношению к H2’2008
На рис. 3. приведена динамика (в течение 2009 г.) доли продаж в натуральном выражении для разных технологических классов мобильных ПК по сравнению со вторым полугодием 2008 г. Видно, что картины в период рыночной рецессии (первая половина 2009 г.), и в период относительного оживления (H2’2009) были весьма различными.
Поначалу чуть-чуть выросла экономичная составляющая — бюджетные модели с интегрированной графикой стандартного типоразмера и «тонкая» часть ассортимента
Во второй половине 2009 г. ситуация резко поменялась — вырос сегмент устройств среднего уровня. Резко сократился вклад дорогих устройств класса «замена настольного ПК» (к ним мы относим модели с дискретной графикой игрового уровня на борту). И наконец, резко выросли нетбуки.
Таким образом, следует констатировать, что серьезной «экономизации» помодельной структуры сбыта в 2009 г. не произошло. Конечно, наиболее дорогостоящие сегменты просели, но и полного ухода в low-end также не наблюдалось. Ценовой диапазон
Если же обратиться к сфере повышенной мобильности, то визуально ощущается штурмовое шествие нетбуков. Оно представляется основной детерминантой для происходящего во всем секторе сверхкомпактных устройств. Да, по цифрам 2009 г. реально так и получается. Однако это — не вся правда.
Похоже, сегмент нетбуков достиг своего потолка в 20% рынка блокнотных устройств (рождественские показатели). Ниша потребителей, которым остро необходимо выездное устройство небольших габаритов и производительности, в конечном счете ограничена. По крайней мере до массового развития мобильного широкополосного доступа и сервисов, рассчитанных на удаленные сценарии использования. Кстати, и на этом поприще у нетбуков зреет конкурент в виде планшетных устройств. Короче говоря, в дальнейшем у этого сектора могут быть локальные всплески, но постоянного поступательного расширения, как на протяжении 2009 г., тем более экспоненциальных взлетов, как в докризисном 2008 г., больше здесь ждать не приходится.
Для сохранения влияния нетбукам, видимо, придется развернуться в ценовом плане, направившись в изначальную для них область удешевления. Собственно, это движение под конец года уже началось и продолжается.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.