Достигнув нижней точки спада к середине 2009 г., платежеспособный спрос на рынке hardcopy начал восстанавливаться, причем довольно высокая активность потребителей, особенно в корпоративном сегменте, определялась также накопившимися за последний год отложенными закупками.

Печатающие устройства

Общий объем продаж принтеров и настольных МФУ в 2009 г. составил 3.2 млн штук, что почти на треть (32.7%) меньше, чем в 2008 г. При этом динамика рынка в начале и в конце года существенно различалась — наметившиеся к середине года признаки оживления спроса в дальнейшем стали более явными, и если в первой его половине спад достигал 45%, то во второй — только 20%. В денежном выражении объем рынка сократился по сравнению с 2008 г. на 39%, составив 632 млн долл.

В предыдущей публикации уже отмечалось, что негативное влияние ухудшения общеэкономической ситуации почти одинаково сказалось на показателях продаж основных сегментов рынка печатающих устройств в первом полугодии. Для струйных и лазерных принтеров динамика оказалась почти одинаковой и по результатам 2009 г. в целом. Всего за год было продано немногим больше 1,5 млн устройств, причем падение в обоих технологических сегментах составило около трети в натуральном выражении и 40% — в денежном. Практически такое же снижение продаж (на 32% в штуках и 38% в деньгах) по сравнению с 2008 г. наблюдалось и на рынке настольных многофункциональных устройств, хотя динамика в струйном и лазерном сегментах здесь довольно заметно различалась — во второй половине 2009 г. продажи струйных многофункциональников опережали рост спроса на лазерные МФУ.

Тем не менее в целом за всю острую фазу кризиса общий баланс в структуре продаж лазерных и струйных печатающих устройств почти не изменился. В итоге к началу текущего года рыночная доля лазерного сегмента оказалась практически такой же, что и в конце 2007 г.

При анализе итогов первого полугодия 2009 г. было отмечено замедление процесса замещения принтеров настольными многофункциональными устройствами. Эта тенденция прослеживалась и в условиях растущего спроса во втором полугодии. В целом по рынку печатающих устройств доля МФУ за 2009 г. практически не увеличилась ни в штучном, ни в денежном выражении. Даже в струйном сегменте, где экспансия МФУ была наиболее интенсивной, их рыночная доля возросла всего на 1% по сравнению с 2008 г., а в лазерном сегменте этот показатель даже немного снизился.

В лазерном сегменте продажи второй половины года и в штуках, и в деньгах почти в полтора раза превзошли показатели первого полугодия, причем темпы роста могли быть еще выше, однако в обоих кварталах в отдельных категориях устройств отмечалось превышение спроса над предложением. Особенно заметно это ощущалось в сегментах монохромных лазерных принтеров и МФУ нижнего уровня производительности. Дефицит этих продуктов даже спровоцировал рост цен в долларовом выражении. Так например, для наиболее массовых моделей персональных лазерных принтеров и МФУ рост цен составил от 10 до 20% (чему, правда, способствовали также стремление продавцов скомпенсировать потери первого полугодия и нестабильность курса рубля к доллару и евро). В результате продажи лазерных принтеров производительностью до 20 стр./мин, несмотря на повышенный спрос, только в самом конце года смогли достичь уровня 2008 г., а в целом за год их было продано на 30% меньше. Больше всего сократились продажи принтеров для малых рабочих групп со скоростью печати 21–30 стр./мин (почти вдвое) и цветных принтеров (на 40%). В то же время на протяжении всего года отмечалось увеличение спроса на принтеры для рабочих групп производительностью свыше 30 стр./мин.

Перераспределение продаж в пользу более производительных моделей было самым существенным структурным изменением и на рынке монохромных лазерных МФУ. Подсегмент устройств производительностью свыше 20 стр./мин оказался единственным, где продажи по сравнению с 2008 г. возросли (примерно на четверть). В сегменте цветных МФУ более чем двукратное падение спроса в первой половине года в дальнейшем сменилось активным его ростом и в последнем квартале количество проданных устройств оказалось почти таким же, как и годом раньше. Среди других особенностей прошлого года можно также отметить устойчивую тенденцию к увеличению доли лазерных МФУ, оснащенных проводным факсом.

Характерное для всего рынка смещение спроса в сторону менее дорогих устройств хорошо прослеживается в сегменте цветных офисных принтеров формата А4. В отличие от устойчивого тренда к росту рыночной доли высокопроизводительных принтеров, наблюдаемого в докризисный период, в прошлом году динамика структуры продаж была обратной и доля цветных устройств начального уровня (со скоростью цветной печати до 8 стр./мин) вновь увеличилась, превысив 80% (см. рис. 1). При этом падение средних розничных цен на эти принтеры было одним из самых интенсивных на рынке — больше, чем на 15% по сравнению с предыдущим годом, а цены на некоторые четырехпроходные модели вплотную приблизились к уровню 200 долл.

Что касается полноцветных принтеров формата А3, то их рыночная доля в целом за год осталась почти такой же, как и в 2008 г., хотя этот показатель и менялся в значительных пределах от квартала к кварталу. Здесь также можно отметить повышенную чувствительность потребителей к цене.

В целом на рынке лазерных устройств кардинальных изменений в позициях ведущих производителей по сравнению с 2008 г. не произошло. По-прежнему на компании Canon, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox приходится около 95% продаж принтеров. В сегменте лазерных настольных МФУ больше 10% рынка у четверки лидеров «отняли» компании Brother и Panasonic, причем второй из этих вендоров стал единственным, у которого продажи в 2009 г. возросли.

В струйном сегменте, как уже было отмечено выше, востребованность обычных принтеров в период кризиса несколько возросла. Если в течение нескольких предыдущих лет многофункциональники ежегодно отвоевывали у принтеров более чем по 10% рынка, то в течение всего прошлого года их соотношение с принтерами колебалось возле отметки 70%, и в итоге этот показатель остался почти на уровне 2008 г. О том, что фактор цены стал в прошлом году для потребителя более важным при выборе струйных устройств, свидетельствуют и изменения в структуре продаж по разным стоимостным категориям. Среди основной массы потребителей спрос сместился на более дешевые модели, причем и в сегменте принтеров, и в сегменте МФУ характер этих изменений оказался весьма похожим. Благодаря большей востребованности low-end-моделей падение продаж в самой нижней ценовой категории устройств был гораздо меньшим, чем в целом по рынку струйников и в результате их рыночная доля возросла почти на 10%, в основном за счет устройств средних ценовых категорий. Доля струйных принтеров и МФУ старшей ценовой категории в 2009 г. практически не изменилась.

Подавляющую часть рынка струйных устройств, как и в предыдущие годы, заняли продукты трех производителей — Canon, Epson и Hewlett-Packard. При этом если в структуре продаж струйников Canon и Hewlett-Packard доминируют универсальные модели для дома и офиса, то компания Epson за последний год упрочила свои позиции на рынке многоцветных фотопринтеров и многофункциональных фотоцентров, предназначенных для «продвинутых» любителей цифровой фотографии и профессионалов.

Сканеры

При анализе итогов первой половины 2009 г. констатировалось существенное ускорение «хронического» спада на рынке планшетных сканеров в начале года (больше, чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.), однако одновременно отмечалось, что к лету появились признаки стабилизации спроса. К концу 2009 г. темпы снижения продаж оказались ближе к своему «нормальному» уровню в 15—17% в годовом исчислении, который наблюдался в предкризисные годы. Вновь стал действовать и сезонный фактор, хотя его влияние сказывалось не так сильно, как прежде — итоги последнего квартала показали существенный рост спроса и продажи во второй половине года оказались несколько лучше, чем в первой. Тем не менее в целом за 2009 г. рынок сократился по сравнению с предыдущим годом на 48% — всего было продано 225 тыс. планшетных сканеров на общую сумму 26 млн долл.

Так же, как и на рынке принтеров, заметно возросло влияние факторы цены, о чем можно судить по изменению структуры продаж сканеров. В отличие от тенденции предыдущих лет к смещению спроса на модели с более высокими характеристиками и, соответственно, более дорогие, вновь увеличилась доля планшетников стоимостью меньше 100 долл.

Заметные признаки восстановления спроса наблюдалось в старшем ценовом сегменте (свыше 500 долл.), где представлены профессиональные графические сканеры и универсальные офисные модели с малым временем сканирования. После значительного падения в конце 2008 г. продажи этих устройств росли на протяжении всех четырех кварталов 2009 г. и за последние два их было продано в полтора раза больше, чем в первой половине года.

В наибольшей степени падение спроса проявилось в среднем ценовом сегменте планшетных сканеров (200–500 долл.) — по сравнению с 2008 г. объем продаж таких моделей сократился почти в четыре раза. Судя по всему, по соотношению цена/потребительские качества для пользователей предпочтительными оказались либо более простые и дешевые, либо профессиональные графические модели.

Как уже отмечалось в предыдущей публикации, сегмент документ-сканеров оказался более устойчивым к экономическим трудностям, и уже в первой половине года падение спроса прекратилось и даже наметился некоторое его оживление. В последних двух кварталах темпы роста существенно возросли, и в количественном выражении объем продаж увеличился в полтора раза (и, судя по результатам начала текущего года, тенденция к активному росту спроса в этом сегменте рынка сохраняется). Всего за 2009 г. было продано 15,9 тыс. документ-сканеров, а денежный объем этого рынка превысил 23 млн долл.

В структуре продаж документ-сканеров наиболее высокие темпы роста демонстрировали модели для рабочих групп производительностью 31–60 стр./мин. По сравнению с первым полугодием штучные продажи в этом сегменте почти удвоились, а в денежном выражении выросли больше чем вдвое.

Вторая половина года оказалась удачной для всех ведущих производителей документ-сканеров, и в позициях лидеров по сравнению с первым полугодием существенных изменений не произошло. В целом по итогам 2009 г. в самой массовой категории документ-сканеров (производительностью до 30 стр./мин) первые три места по-прежнему занимают производители и традиционных планшетников — Canon, Epson и Hewlett-Packard, в сегменте устройств для рабочих групп доминирующее положение сохраняет за собой компания Fujitsu, а на рынке высокоскоростных потоковых устройств свыше 90% продаж пришлось на продукты Canon, Fujitsu, Kodak и Panasonic.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.