Не так давно мы писали о появлении в продаже нового формата мониторов 16:9. По-видимому, он пришел очень вовремя и сразу же стал набирать популярность. В результате сегмент мониторов этого формата сформировался буквально за год, в течение 2009 г. Решения на базе более узких матриц были наиболее дешевыми, а в кризис этот фактор для рынка мониторов был чуть ли не определяющим. За год (Q2’2010/Q2’2009) присутствие мониторов с соотношением сторон 16:9 выросло с 21 до 59%, т. е. более чем в 2,5 раза (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика товарного предложения мониторов различных форм-факторов.

Зачем рынку два стандарта широкоформатных мониторов?

Ответ на этот вопрос следующий: массовому рынку не нужно иметь два формата широких мониторов: ассортиментные выгоды не оправдывают затраты производителей на поддержку двух похожих форматов. При приобретении устройства рядовой потребитель в большинстве случаев не замечает разницы, а если и замечает, то не считает ее существенной, или, по крайней мере, определяющей.

У мониторов стандарта 16:9 есть мощная маркетинговая поддержка: чтобы помочь потребителю выбрать устройство, на новых мониторах можно прикрепить стикер «HD Video», который сильно облегчит покупателю муки выбора.

Мировым производителям действительно удалось всего за счет двух слов «High Definition» («Высокое разрешение») изменить путь эволюции всего рынка, поставив его на более выгодные для себя рельсы. Потребители при этом получил новое разрешение экрана и новое соотношение сторон, производители матрицы более выгодного формата и сделали очередной шаг к унификации мониторных и телевизионных технологий. При этом и те и другие выиграли в деньгах.

Что ждет формат 16:10?

Выбор моделей 16:10 сильно ограничен (в ритейловых сетях уже достаточно давно такие мониторы встречаются эпизодически, либо вообще не представлены). Но, вероятнее всего, широким мониторам старого стандарта удастся избежать полного забвения, но массовые продажи уже сейчас начинают обходить его стороной. Посмотрите, что сейчас происходит с «квадратными» мониторами 5:4: они покрывают весьма узкую часть рынка бюджетные решения плюс профессиональные модели. За счет бюджетных решений (1719 дюймов), которые уже нельзя назвать самыми дешевыми (18,5-дюйм мониторы с соотношением сторон 16:9 дешевле, но намного менее удобны в работе из-за малого вертикального разрешения) квадратным аппаратам удается сохранять хороший уровень продаж. Профессиональные устройства, находящиеся на рынке главным образом благодаря стараниям компании NEC, занимают ощутимую долю среди профессиональных устройств, но в силу малых размеров самого сегмента их продажи не так заметны.

С другой стороны, квадратные мониторы лишены такого мощного внутреннего конкурента, каковым является стандарт 16:9 для старых широких мониторов, и это позволяет им уверенно держаться на плаву. «Квадраты» покупаются туда, где мультимедиа-применение устройств будет вредить делу, где широкоформатные стандарты и увеличение рабочего пространства монитора не сыграют положительной роли.

Широкие мониторы старого формата представляются нам хорошим компромиссом между развлекательным сегментом и устройствами для работы, а 2426-дюйм мониторы с разрешением 1920x1200 – наилучшим возможным решением для офиса. «Круче» чем 1920x1200 может быть только 2560x1600 или пока редкие 2560x1440, но для рядовой офисной работы это совершенно неразумные устройства за неразумные деньги.

Из всего спектра мониторов 16:10 лучше всего, как и годом ранее, «чувствуют себя» диагонали 19 и 22 дюйма, эти классы продолжают идти на волне своей былой популярности. Однако и эти устройства планомерно теряют свою рыночную долю июль стал первым месяцем, в котором 22-дюйм мониторов 16:10 было продано меньше, чем 23-дюйм 16:9.

Текущее состояние товарного предложения

Рынок мониторов пережил этап бурного роста и сейчас находится на плато. Доля продаж, связанная с заменой ЭЛТ-аппаратов, постепенно теряет свой вес, стремясь к нулю, и большая часть купленных мониторов сейчас связана с обновлением вышедших из строя и морально устаревших ЖК-моделей. Рост предложения на рынке пока продолжается, но темпы его уже не слишком высоки. По большей части вендоры стараются лишь вовремя «освежать» старые модели, приводя их в соответствие с новыми веяниями. Последней из таких тенденций появление LED-подсветки, которая еще недавно была уделом наиболее дорогих моделей, а сейчас стремится проникнуть во все ценовые сегменты рынка мониторов. Именно с выходом LED (а также с тем, что компании после кризиса вновь нащупали почву под ногами) мы связываем заметный рост в течение последнего полугода общего модельного предложения на рынке.

Предложение мониторов формата 16:9, о котором дальше и идет речь, за последний год претерпело множество изменений. Помимо развития и так неплохо себя чувствовавших бюджетных и миддл-сегментов (таких, как 18,5- и 20-дюйм), за последний год заметно усилили свои позиции и дорогие мониторы (см. рис. 2). Так, количество моделей стоимостью от 400 долл. выросло с 7 в Q2’2009 до 44 (!) в Q2'2010. Налицо главный признак развития сегмента расширение товарного предложения и наличие разветвленной его структуры, с несколькими пиками, плато. Единственный слабо охваченный сегмент аппараты стоимостью свыше 550 долл., так как репутация мониторов 16:9 как устройств для развлечения не позволяет им полноценно выступать в профессиональной нише.

Теперь посмотрим, как обстоят дела в сегменте «старых» широкоформатных мониторов. За год (см. рис. 1) их доля снизилась почти вдвое и сейчас составляет 27% предложения. Главным образом рост доли 16:9 мониторов связан как раз с неуспехом формата 16:10 («квадратные» мониторы потеряли только 8% предложения). Ценовой анализ структуры предложения (рис. 2) также показывает потерю интереса производителей к этому сегменту.

Рис. 2. Динамика ценовых профилей сегмента мониторов 16:9 и 16:10.

Диагональная дифференциация мониторов формата 16:9 так же немногочисленна, как и для 16:10. В статье использована сегментация отчета компании ITResearch[1], т. е. шесть основных типоразмеров рассматриваемых мониторов: 18,5, 20, 21,5, 23, 24, 26+ дюймов. Ценовые профили этих шести сегментов представлены на рисунках 3 и 4. (Сегмент 16-дюйм мониторов 16:9 мы отдельно не описываем, хотя три таких монитора присутствуют в таблице, он пренебрежимо мал.)

Рис. 3. Ценовые профили сегмента мониторов 16:9 меньше 22 дюймов, по диагоналям, в Q’2 2010.

Рис. 4. Ценовые профили сегмента 16:9 мониторов свыше 22 дюймов, по диагоналям, в Q2'2010.

Теперь более подробно рассмотрим ситуацию по товарному предложению в основных диагональных сегментах рынка мониторов 16:9.

Диагональ 18,5”

Данный сегмент представляет собой типичный low-end. Обладая достаточным для повседневной работы и развлечения разрешением, эти мониторы не обеспечат пользователя повышенным комфортом при работе с ними. Предложение данных устройств сконцентрировано в диапазоне от 130 до 197 долл., несколько особняком стоят устройства с ТВ-тюнером, которые предлагаются по цене в 280330 долл. По состоянию на II квартал 2010 г., по данным ITResearch в России представлено 46 моделей мониторов такого форм-фактора.

Диагональ 20”

Эти устройства, обладая нестандартным разрешением в 1600х900 пикселов, позволяют за доплату в 50100 долл. (по сравнению с 18,5-дюйм моделями) увеличить рабочее разрешение на нелишние 37%, а диагональ – на полтора дюйма. Эта «переходная» категория мониторов дислоцируется где-то между низшим и средним ценовыми сегментами. Она стоит в одном ряду с 19- и 20-дюйм аппаратами 16:10 (ныне почти ушедшими с рынка). А 22-дюйм 16:10 мониторы стоят в среднем на 50 долл. дороже, но они выигрывают в разрешении, размере дисплея и пока еще превосходят новые мониторы с диагональю 20 дюймов ассортиментом.

Диагональ 21,5”

Мониторы этого класса предлагают оптимально высокое разрешение для повседневного использования. Они имеют средний размер и оптимальны по цене, однако в силу маленького размера пиксела больше ориентированы на графику и мультимедиа. Для работы с таким дисплеем нужно иметь или очень хорошее зрение, или софт, позволяющий корректно отмасштабировать контент (что снижает полезность высокого разрешения панели). Ценовой диапазон аппаратов такого типоразмера находится в пределах 200330 долл., с заметной концентрацией в районе 250 долл. Встречаются оснащенные ТВ-тюнером устройства по цене от 330 до 440 долл. В целом, ассортимент выглядит заметно богаче (и количественно, и качественно), чем у младших классов дисплеев, всего представлено 75 разновидностей устройств. Основной их конкурент на мониторном рынке это 22-дюйм модели 16:10, которые при той же цене обладают меньшим разрешением (лучшей эргономикой).

Диагональ 23” и 24”

Для мониторов 23 и 24 дюйма[2], которые относятся уже к топ-сегменту, средняя цена приблизительно равна 300 долл. По состоянию на Q2 2010 суммарное количество предлагаемых на рынке моделей составляет 109 шт., с небольшим перекосом в пользу 24-дюйм устройств. Закономерна для топ-сегмента и картина распределения предложения: большое разнообразие производителей и моделей, широкий ценовой диапазон. Некоторые факты выглядят нелогично: за цифровой вход в 23” модели (с разрешением 1920х1080 аналоговый сигнал дает заметный муар) пользователю придется доплатить 1525 долларов (такова разница в цене на аналогичные мониторы без DVI и с ним). То есть даже для сегмента дорогих решений и даже после уравнивания таможенных пошлин (возможно, подорожавшие VGA-мониторы пока просто не дошли до потребителя) «цифра» не стала стандартом де-факто. В сегменте 23” встречаются отличные от TN типы матриц, мониторы с разным набором входов и мультимедиа-функциональностью. Конечно же, есть мониторы и с LED-подсветкой, и их выбор уже внушителен. Верхняя планка цены таких мониторов находится на уровне порядка 550 долл. В середине ценового диапазона находятся устройства, оснащенные мультимедиа-функциями (встроенные динамики, веб-камера), USB-хабом, большим количеством входов (пара DVI, HDMI, DP, VGA, иногда и прочие входы). Наиболее доступны, конечно, просто большие мониторы без сопутствующего функционала.

Мониторы этого размерного сегмента, пожалуй, меньше всего подвержены конкуренции со стороны мониторов формата 16:10. Сегмент 22-дюйм мониторов стоит на одну ступень ниже (и оцениваются эти мониторы также дешевле), а ассортимент 24-дюйм мониторов неизменно продолжает сокращаться.

Диагональ 26”+

Сегмент самых больших решений (26 дюймов и больше) начал оформляться только в этом квартале, сейчас он насчитывает 12 моделей. Примечательно, что в сегменте присутствуют два дисплея для профессионального использования. Они имеют одинаковые 27” 2560x1440 IPS-матрицы, оснащены цифровыми интерфейсами вплоть до DisplayPort, имеют регулируемые подставки и прочий функционал, приличествующий монитору подобного класса. Остальные модели не выделяются столь сильно, разрешение 1920х1080, неплохая функциональность (каждый монитор категории имеет цифровой вход, распространены модели с ТВ-тюнером, уместным при такой площади экрана). Если в случае с 21,5” мониторами мы сетовали на чересчур малый размер пиксела, то тут мы наблюдаем обратную ситуацию: диагональ экрана выросла на 2125% (наиболее популярны в сегменте как раз 27-дюйм мониторы), а информационная емкость не изменилась, То есть, перед нами хороший телевизор и не очень хороший монитор.

Прямые их конкуренты мониторы 26”+ стандарта 16:10 находятся в стадии угасания. Большие мониторы постепенно уходят с рынка; в меньшей степени это касается профессиональных решений. На место ушедших становятся мониторы нового стандарта. А вот у профессиональных решений жизненный цикл долог (до сих пор поставляются 2021” квадратные мониторы), и они не сдадутся так быстро.

Заключение

Жизненный цикл мониторов формата 16:10 стремится к своему завершению. Уже сейчас можно сказать, что вряд ли эти мониторы окажутся более живучими, чем «квадратные» 5:4 (которые с появлением устройств 16:9 еще больше дистанцировались от широкоформатных). Старый широкоформатный стандарт оказался в своем роде переходным между 5:4 и 16:9, он исполнил свою роль и стремится уйти с рынка, отказ от них становится лишь вопросом времени. 


[1] См. «Структура российского рынка мониторов. Аналитический отчет компании ITResearch.

[2] Здесь допущено упрощение: устройства, называемые нами «24” 16:9» физически имеют диагональ 23,6 дюйма.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.