Не так давно мы писали о появлении в продаже нового формата мониторов – 16:9. По-видимому, он пришел очень вовремя и сразу же стал набирать
популярность. В результате сегмент мониторов этого формата сформировался
буквально за год, в течение
Рис. 1. Динамика товарного предложения мониторов различных форм-факторов.
Зачем рынку два стандарта широкоформатных мониторов?
Ответ на этот вопрос следующий: массовому рынку не нужно иметь два формата широких мониторов: ассортиментные выгоды не оправдывают затраты производителей на поддержку двух похожих форматов. При приобретении устройства рядовой потребитель в большинстве случаев не замечает разницы, а если и замечает, то не считает ее существенной, или, по крайней мере, определяющей.
У мониторов стандарта 16:9 есть мощная маркетинговая поддержка: чтобы помочь потребителю выбрать устройство, на новых мониторах можно прикрепить стикер «HD Video», который сильно облегчит покупателю муки выбора.
Мировым производителям действительно удалось всего за счет двух слов «High Definition» («Высокое разрешение») изменить путь эволюции всего рынка, поставив его на более выгодные для себя рельсы. Потребители при этом получил новое разрешение экрана и новое соотношение сторон, производители – матрицы более выгодного формата и сделали очередной шаг к унификации мониторных и телевизионных технологий. При этом и те и другие выиграли в деньгах.
Что ждет формат 16:10?
Выбор моделей 16:10 сильно ограничен (в ритейловых сетях уже достаточно давно такие мониторы встречаются эпизодически, либо вообще не представлены). Но, вероятнее всего, широким мониторам старого стандарта удастся избежать полного забвения, но массовые продажи уже сейчас начинают обходить его стороной. Посмотрите, что сейчас происходит с «квадратными» мониторами 5:4: они покрывают весьма узкую часть рынка – бюджетные решения плюс профессиональные модели. За счет бюджетных решений (17–19 дюймов), которые уже нельзя назвать самыми дешевыми (18,5-дюйм мониторы с соотношением сторон 16:9 дешевле, но намного менее удобны в работе из-за малого вертикального разрешения) квадратным аппаратам удается сохранять хороший уровень продаж. Профессиональные устройства, находящиеся на рынке главным образом благодаря стараниям компании NEC, занимают ощутимую долю среди профессиональных устройств, но в силу малых размеров самого сегмента их продажи не так заметны.
С другой стороны, квадратные мониторы лишены такого мощного внутреннего конкурента, каковым является стандарт 16:9 для старых широких мониторов, и это позволяет им уверенно держаться на плаву. «Квадраты» покупаются туда, где мультимедиа-применение устройств будет вредить делу, где широкоформатные стандарты и увеличение рабочего пространства монитора не сыграют положительной роли.
Широкие мониторы старого формата представляются нам хорошим компромиссом между развлекательным сегментом и устройствами для работы, а 24–26-дюйм мониторы с разрешением 1920x1200 – наилучшим возможным решением для офиса. «Круче» чем 1920x1200 может быть только 2560x1600 или пока редкие 2560x1440, но для рядовой офисной работы это совершенно неразумные устройства за неразумные деньги.
Из всего спектра мониторов 16:10 лучше всего, как и годом ранее, «чувствуют
себя» диагонали 19 и
Текущее состояние товарного предложения
Рынок мониторов пережил этап бурного роста и сейчас находится на плато. Доля продаж, связанная с заменой ЭЛТ-аппаратов, постепенно теряет свой вес, стремясь к нулю, и большая часть купленных мониторов сейчас связана с обновлением вышедших из строя и морально устаревших ЖК-моделей. Рост предложения на рынке пока продолжается, но темпы его уже не слишком высоки. По большей части вендоры стараются лишь вовремя «освежать» старые модели, приводя их в соответствие с новыми веяниями. Последней из таких тенденций – появление LED-подсветки, которая еще недавно была уделом наиболее дорогих моделей, а сейчас стремится проникнуть во все ценовые сегменты рынка мониторов. Именно с выходом LED (а также с тем, что компании после кризиса вновь нащупали почву под ногами) мы связываем заметный рост в течение последнего полугода общего модельного предложения на рынке.
Предложение мониторов формата 16:9, о котором дальше и идет речь, за последний год претерпело множество изменений. Помимо развития и так неплохо себя чувствовавших бюджетных и миддл-сегментов (таких, как 18,5- и 20-дюйм), за последний год заметно усилили свои позиции и дорогие мониторы (см. рис. 2). Так, количество моделей стоимостью от 400 долл. выросло с 7 в Q2’2009 до 44 (!) в Q2'2010. Налицо главный признак развития сегмента – расширение товарного предложения и наличие разветвленной его структуры, с несколькими пиками, плато. Единственный слабо охваченный сегмент – аппараты стоимостью свыше 550 долл., так как репутация мониторов 16:9 как устройств для развлечения не позволяет им полноценно выступать в профессиональной нише.
Теперь посмотрим, как обстоят дела в сегменте «старых» широкоформатных мониторов. За год (см. рис. 1) их доля снизилась почти вдвое и сейчас составляет 27% предложения. Главным образом рост доли 16:9 мониторов связан как раз с неуспехом формата 16:10 («квадратные» мониторы потеряли только 8% предложения). Ценовой анализ структуры предложения (рис. 2) также показывает потерю интереса производителей к этому сегменту.
Рис. 2. Динамика ценовых профилей сегмента мониторов 16:9 и 16:10.
Диагональная дифференциация мониторов формата 16:9 так же немногочисленна, как и для 16:10. В статье использована сегментация отчета компании ITResearch[1], т. е. шесть основных типоразмеров рассматриваемых мониторов: 18,5, 20, 21,5, 23, 24, 26+ дюймов. Ценовые профили этих шести сегментов представлены на рисунках 3 и 4. (Сегмент 16-дюйм мониторов 16:9 мы отдельно не описываем, хотя три таких монитора присутствуют в таблице, – он пренебрежимо мал.)
Рис. 3. Ценовые профили
сегмента мониторов 16:9 меньше
Рис. 4. Ценовые профили
сегмента 16:9 мониторов свыше
Теперь более подробно рассмотрим ситуацию по товарному предложению в основных диагональных сегментах рынка мониторов 16:9.
Диагональ 18,5”
Данный сегмент представляет собой типичный low-end. Обладая достаточным для
повседневной работы и развлечения разрешением, эти мониторы не обеспечат пользователя
повышенным комфортом при работе с ними. Предложение данных устройств
сконцентрировано в диапазоне от 130 до 197 долл., несколько особняком стоят
устройства с ТВ-тюнером, которые предлагаются по цене в 280–330 долл. По состоянию на II квартал
Диагональ 20”
Эти устройства, обладая нестандартным разрешением в 1600х900 пикселов,
позволяют за доплату в 50–100 долл. (по сравнению с
18,5-дюйм моделями) увеличить рабочее разрешение на нелишние 37%, а диагональ –
на полтора дюйма. Эта «переходная» категория мониторов дислоцируется где-то
между низшим и средним ценовыми сегментами. Она стоит в одном ряду с 19- и
20-дюйм аппаратами 16:10 (ныне почти ушедшими с рынка). А 22-дюйм 16:10
мониторы стоят в среднем на 50 долл. дороже, но они выигрывают в
разрешении, размере дисплея и пока еще превосходят новые мониторы с диагональю
Диагональ 21,5”
Мониторы этого класса предлагают оптимально высокое разрешение для повседневного использования. Они имеют средний размер и оптимальны по цене, однако в силу маленького размера пиксела больше ориентированы на графику и мультимедиа. Для работы с таким дисплеем нужно иметь или очень хорошее зрение, или софт, позволяющий корректно отмасштабировать контент (что снижает полезность высокого разрешения панели). Ценовой диапазон аппаратов такого типоразмера находится в пределах 200–330 долл., с заметной концентрацией в районе 250 долл. Встречаются оснащенные ТВ-тюнером устройства по цене от 330 до 440 долл. В целом, ассортимент выглядит заметно богаче (и количественно, и качественно), чем у младших классов дисплеев, – всего представлено 75 разновидностей устройств. Основной их конкурент на мониторном рынке – это 22-дюйм модели 16:10, которые при той же цене обладают меньшим разрешением (лучшей эргономикой).
Диагональ 23”
и 24”
Для мониторов 23 и
Мониторы этого размерного сегмента, пожалуй, меньше всего подвержены конкуренции со стороны мониторов формата 16:10. Сегмент 22-дюйм мониторов стоит на одну ступень ниже (и оцениваются эти мониторы также дешевле), а ассортимент 24-дюйм мониторов неизменно продолжает сокращаться.
Диагональ 26”+
Сегмент самых больших решений (
Прямые их конкуренты – мониторы 26”+ стандарта 16:10 – находятся в стадии угасания. Большие мониторы постепенно уходят с рынка; в меньшей степени это касается профессиональных решений. На место ушедших становятся мониторы нового стандарта. А вот у профессиональных решений жизненный цикл долог (до сих пор поставляются 20–21” квадратные мониторы), и они не сдадутся так быстро.
Заключение
Жизненный цикл мониторов формата 16:10 стремится к своему завершению. Уже
сейчас можно сказать, что вряд ли эти мониторы окажутся более живучими, чем
«квадратные» 5:4 (которые с появлением устройств 16:9 еще больше
дистанцировались от широкоформатных). Старый широкоформатный стандарт оказался
в своем роде переходным между 5:4 и 16:9, он исполнил свою роль и стремится
уйти с рынка, отказ от них становится лишь вопросом времени.
[1] См. «Структура российского рынка мониторов. Аналитический отчет компании ITResearch.
[2] Здесь допущено упрощение: устройства, называемые
нами «24” 16:9» физически имеют диагональ
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.