Печатающие устройства

Оживление спроса, начавшееся во второй половине 2009 г., продолжалось и в течение всего прошлого года, причем и в первой и во второй половине 2010 г. темпы роста продаж печатающих устройств в количественном выражении оказались почти одинаковыми — около 20%. Как уже отмечалось в предыдущих публикациях, такую динамику рынка, учитывая значительное его падение в предшествующий период, можно обозначить лишь как умеренный рост. Во всяком случае темпы восстановления продаж оказались существенно меньше, чем динамика спада. Тем не менее была заметна активизация закупочной деятельности, которая уже не ограничивалась лишь приобретением устройств на замену вышедшим из строя, и была направлена также на обновление и расширение парка. В целом за год было продано немногим более 3,8 млн принтеров и настольных МФУ, а денежный объем этого рынка составил около 800 млн долл., увеличившись по сравнению с 2009 г. на 26,5%.

Одним из наиболее заметных итогов прошедшего года стало возобновление процесса замещения принтеров многофункциональными устройствами. Если в самую острую фазу кризиса второй половины 2008-го и 2009 г.г. доля МФУ практически не менялась ни в штучном, ни в денежном выражении, то за прошлый год этот показатель вновь заметно увеличился. В 2010 г. на настольные МФУ пришлось более 55% всех проданных печатающих устройств, и они упрочили свое доминирующее положение на рынке.

Особенностью периода восстановления рынка стал опережающий рост спроса на лазерные МФУ, продажи которых за год возросли почти в полтора раза (рис. 1). Тем самым был восстановлен их количественный паритет со струйными МФУ.

Рис. 1. Темпы роста штучных продаж в основных сегментах рынка печатающих устройств (2010 г. к 2009 г.).

Как и все предыдущие годы, в 2010 г. лазерные принтеры и МФУ оставались основным сегментом рынка печатающих устройств, на который пришлось свыше 61% продаж в натуральном и 78% в денежном выражении. В то же время за период с начала кризиса в нем более четко проявились тенденции изменения структуры спроса в различных категориях устройств.

Как видно из диаграммы на рис. 2 (на которой приведена динамика объема продаж лазерных принтеров и МФУ относительно лучших показателей, достигнутых в предкризисный 2007 г.), при примерно одинаковой глубине спада, динамика снижения продаж и последующего их восстановления в этих сегментах были различными.

Рис. 2. Динамика продаж лазерных принтеров и МФУ в 2007 — 2010 г.г. (за 1 принят объем продаж в 2007 г.).

Обозначившееся еще в докризисный период постепенное ослабление спроса на лазерные принтеры, с появлением экономических трудностей во второй половине 2008 г. быстро перешло в его падение, несколько ускорившееся в 2009 г. В то же время в динамично развивавшемся сегменте настольных лазерных МФУ проблемы второй половины 2008 г. только приостановили дальнейший рост. Зато в 2009 г. спад продаж этих устройств оказался даже более глубоким, чем принтеров (почти на 40% против 30% у принтеров). На этапе восстановления рынка процесс перераспределения спроса в пользу МФУ возобновился, и по итогам 2010 г. их продажи достигли 90% от предкризисного уровня.

В принтерном сегменте динамика роста продаж была заметно слабее, и вряд ли стоит ожидать, что он когда-либо приблизится к лучшему показателю 2007 г. Как видно из диаграммы на рис. 3, в самом массовой категории монохромных принтеров нижнего уровня производительности восстановление продаж идет весьма медленно (в натуральном выражении они увеличились на 13% по сравнению с 2009 г.). В то же время в сегменте принтеров для рабочих групп со скоростью печати свыше 30 стр./мин (где конкуренция с МФУ еще довольно слабая) рост продаж не прекращался даже в период кризиса, и по сравнению с 2007 г. их объем увеличился больше чем вдвое. Примерно такой же характер носит и динамика сегмента лазерных МФУ, где опережающими темпами растут продажи более производительных устройств.

Рис. 3. Динамика продаж монохромных лазерных принтеров производительностью до 20 стр./мин и свыше 30 стр./мин в 2007–2010 г.г.

Почти восстановили свою «докризисную» рыночную долю цветные лазерные принтеры, темпы роста продаж которых были выше, чем в целом по лазерному сегменту. При этом, однако, распределение офисных моделей формата А4 по производительности, как и в 2009 г., продолжало оставаться смещенным в пользу устройств начального уровня.

В сегменте лазерных принтеров рыночные позиции основных производителей изменились по сравнению с 2009 г. весьма незначительно, и на продукты* Canon, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox по-прежнему приходится свыше 90% всех продаваемых устройств. Эти компании лидировали в 2010 г. и на рынке настольных лазерных МФУ с общей долей в штуках и деньгах около 86%.

В струйном сегменте, где за год было продано без малого 1,5 млн принтеров и МФУ, а денежный объем этого рынка составил около 158 млн долл., многофункциональные устройства, после «перерыва на кризис», продолжили теснить традиционные принтеры, увеличив в 2010 г. свою долю до 72% (в штучном выражении). В категории массовых устройств нижних ценовых диапазонов этот показатель даже выше, в то время как в подсегменте высокопроизводительных офисных моделей для бизнес-приложений и многоцветных устройств для профессионалов цифровой фотографии, в том числе формата А3, принтеров по-прежнему продается значительно больше, чем МФУ. Однако в дальнейшем и в этой категории струйников доля многофункциональных устройств будет увеличиваться, в частности, за счет расширения числа моделей большого формата.

Стоит также отметить прекращение к концу года продаж портативных струйных принтеров для печати фотографий формата 10×15 см. В течение целого ряда лет эта категория струйников успешно конкурировала с сублимационными мини-фотопринтерами, однако ни тем ни другим не удалось завоевать широкую популярность у массового потребителя, на которого, собственно, эти продукты и были ориентированы. В настоящее время в этом классе устройств осталось лишь несколько моделей сублимационных устройств.

После почти полного прекращения продаж своих продуктов компанией Lexmark (скорее всего, временного), на рынке струйных устройств осталось только четыре вендора — Brother, Canon, Epson и Hewlett-Packard, причем в линейке первого из них присутствуют только струйные МФУ.

В 2010 г. в целом по рынку струйных устройств (как в сегменте принтеров, так и МФУ), заметных изменений в позициях вендоров по сравнению с предыдущим годом не произошло, но при этом более явно проявилась их «специализация» в позиционировании продуктов на отдельные категории потребителей. Так, агрессивная ценовая политика HP позволила компании увеличить свою рыночную долю на массовом рынке устройств начального уровня, где в принтерном сегменте основными конкурентами являются продукты Canon, а в сегменте МФУ — Canon и Epson. В то же время производитель практически полностью прекратил выпуск многоцветных фотопринтеров (с шестью и более цветами) и в классе high-end устройств продвигает в основном высокопроизводительные универсальные модели. Компания Epson, в свою очередь, сохранила ведущие позиции на рынке многофункциональных фотоцентров и усилила их на рынке фотопринтеров.

Сканеры

Абсолютным рекордсменом по темпам роста оказался сегмент документ-сканеров. За 2010 г. год объем продаж этих устройств увеличился примерно на 80% как в натуральном, так и в денежном выражении, составив, соответственно, 29 тыс. шт. и 41.6 млн долл. При этом значительная часть прироста рынка благодаря активизации корпоративных и тендерных поставок пришлась на конец года.

Поскольку интенсивность процессов замещения моделей в сегменте документ-сканеров существенно меньше, чем на рынке печатающих устройств, то основная часть закупок пошла на расширение действующего парка устройств. Основным движущим фактором явился накопленный отложенный спрос, реализация которого стала возможной благодаря размораживанию бюджетов в корпоративном секторе. На активизацию проектных поставок могут указывать опережающие темпы роста продаж документ-сканеров в средней (31-60 стр./мин) и старшей (свыше 60 стр./мин) категориях производительности. В количественном отношении эти подсегменты рынка увеличились по сравнению с 2009 г. соответственно в два и три раза. Несколько меньше, чем в среднем по рынку, выросли продажи в самой массовой категории персональных устройств производительностью до 30 стр./мин. В этом скоростном диапазоне в течение всего прошлого года активно формировался подсегмент портативных документ-сканеров формата А4. Продуктовое предложение в нем быстро расширялось и к концу года насчитывало уже десяток моделей, а по итогам всего 2010 г. портативные модели заняли более 3% рынка документ-сканеров.

От возросшего спроса на документ-сканеры выиграли все основные производители, заметно увеличившие поставки своих продуктов, и по итогам всего года каких-либо кардинальных изменений в рыночных позициях вендоров отмечено не было. Как и в 2009 г., в целом на рынке документ-сканеров ведущие позиции занимала компания Fujitsu, на долю которой пришлось свыше трети всех проданных устройств, а в пятерку лидеров* вошли также Canon, Epson, Hewlett-Packard и Xerox, в продуктовых линейках которых широко представлены как персональные сканеры, так и модели для небольших рабочих групп. В более скоростных категориях документ-сканеров, помимо Fujitsu, сильные позиции у компаний Kodak и Panasonic, причем вторая продолжает лидировать в подсегменте потоковых сканеров со скоростью свыше 90 стр./мин.

Для рынка планшетных сканеров итоги 2010 г. года выглядят гораздо скромнее, чем для других сегментов hardcopy — количество проданных устройств оказалось всего на 1.2% больше, чем в 2009 г., причем более благоприятной здесь также оказалась вторая половина года, в которой была отмечена небольшая положительная динамика (в первой его половине наблюдалось падение примерно на 2%). Всего за год было продано около 230 тыс. планшетных сканеров, немногим более половины от предкризисного уровня. В то же время темпы роста денежного объема этого рынка, превысившего 30 млн долл., оказались значительно больше — на 16% по сравнению с 2009 г. Под натиском недорогих струйных МФУ произошли заметные изменения в структуре продаж планшетников Рис. 4.

Рис. 4. Изменение средней розничной цены планшетных сканеров и струйных МФУ нижней ценовой категории (до 100 долл.)

Сложившуюся ситуацию с распределением продаж планшетных сканеров по вендорам можно уже с полным правом назвать олигополией, поскольку три ведущие компании* Canon, Epson и Hewlett-Packard оставили остальным производителям меньше 10% рынка как в натуральном, так и в денежном выражении. При этом, как и в струйном сегменте, основная часть продуктов лидеров позиционируется на разные группы потребителей. В подсегменте планшетников стоимостью до 100 долл. после ухода из него компании Epson, доминирующими стали устройства Canon и Hewlett-Packard, на которые в 2010 г. пришлось более 90% продаж. В следующем ценовом диапазоне, а также в категории high-end-устройств стоимостью более 500 долл. больше половины рынка занимают фотосканеры Epson, а среди универсальных офисных моделей большая часть приходится на сканеры* Canon и Hewlett-Packard.

*Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.