Товарное предложение на российском рынке ридеров


Марина Рожкова, эксперт рынка мобильных гаджетов


Рынок мобильной электроники устроен таким образом, что раз в год или два практически все сколько-нибудь серьезные компании, не сговариваясь, выбирают одну продуктовую нишу и начинают усиленно работать над ее освоением. В 2009-2010 гг. такой нишей стали нетбуки — маленькие портативные компьютеры производили все, кому не лень, начиная с грандов вроде HP и Samsung и заканчивая малоизвестными азиатскими производителями видеокарт. В 2010 г. о нетбуках забыли, а у разработчиков появилась новая цель — электронные ридеры с экранами E-Ink. Спустя год такие устройства присутствовали в линейках нескольких десятков компаний. Однако и «царство» ридеров оказалось недолговечным: да, сегодня они все еще популярны, но производители уже переориентировались на планшеты, и «читалкам» уделяют заметно меньше внимания.

Почему так происходит? Давайте разбираться. Для примера возьмем родной российский рынок.


Ридеры с E-Ink и TFT: первые стоят, вторые бегут

Устройства для чтения с экранами E-Ink фактически замерли в своем развитии: конечно, они «обрастают» некими дополнительными функциями, но данный процесс идет крайне медленно. Из этого вытекает буквально следующее: если активный пользователь смартфона спустя год вполне может сменить свой аппарат на более современный (с более крупным экраном, более мощным процессором, новой операционной системой и т. д.) и увидеть результат невооруженным глазом, то ридер с экраном E-Ink образца 2011 г. мало отличается от современной модели, выпущенной в 2012-м. Да, вероятно, в нем будет экран с более высоким разрешением, но для отображения электронных книг это малокритично. Возможно, на каких-нибудь 100 МГц вырастет частота процессора, что на практике даст полусекундный прирост в скорости перелистывания страниц.

В некоторых моделях есть браузеры, однако серфить с их помощью веб-страницы не очень удобно в силу «медлительности» экранов на технологии E-Ink; другие — например, большинство ридеров PocketBook — могут похвастать функцией Text-to-Speech, которая воспроизводит документы голосом и фактически превращает их в аудиокниги. Третьи, как, например, пара моделей от Amazon и Barnes & Noble, имеют встроенную систему подсветки, которая позволяет читать в темноте. Во многих читалках также есть музыкальные плееры, однако для прослушивания музыки (особенно в дороге) куда разумнее использовать отдельный плеер или смартфонов. Словом, ридеры с E-Ink в принципе могут быть использованы не только для чтения, вот только это не слишком оправдано — лучше всего они справляются именно с отображением текстов.

Новой вехой в этой области должны стать цветные экраны E-Ink, но нам их обещают уже около года, а реальных сдвигов в данном направлении пока мало. Между тем пользователи, как показывает практика, хотят яркости и готовы платить за нее рублем. И очень удивляются, узнав, что больше платить не потребуется, и, покупая цветной ридер, сегодня даже можно сэкономить.

О чем это мы? О ридерах с цветными TFT-экранами — как у планшетов, смартфонов, нетбуков. Такие устройства популярны по двум причинам: первая — это функциональность, вторая — низкая цена. Среднестатистический пользователь приходит в магазин и видит TFT-ридер за 3 тыс. руб. и модель с E-Ink — за 5 тыс. (таковы средние цены по рынку). При этом первая может отображать видео и фото в цвете, тогда как вторая — только тексты. Что, спрашивается, выберет потребитель? Естественно, первую, ведь он не знает, что экраны E-Ink безвредны для зрения и обеспечивают возможность зарядки ридера не раз в сутки, а максимум раз в месяц. В свое время компания PocketBook, пионер российского рынка E-Ink-ридеров, вложила немало сил в образование потребителя и донесение до него информации о преимуществах E-Ink. Но наш потребитель — он ведь в массе небогатый, и на первом месте для него стоит соотношение цены и возможностей, а не безвредность использованной в продукте технологии.

Упор на TFT-ридеры сделала масса зонтичных брендов, среди которых есть как российские (teXet, Wexler, Gmini, Ritmix, Explay), так и международные, например, Prestigio. Это принесло свои плоды: например, в 2010 г. марка Prestigio уже занималась ридерами, но не входила в ТОП-10 крупнейших игроков этого рынка. А в 2011-м благодаря ряду удачных (и недорогих) моделей с TFT-экранами она заняла 4,43% этого сегмента и 3,29% российского рынка ридеров в целом.

В целом же картина следующая: в 2010 г. объем российского рынка ридеров, согласно данным SmartMarketing, составил 539 тыс. шт., а за 2011 г. рынок вырос до отметки в 1,43 млн ридеров. При этом, если в 2010-м устройства с TFT-экранами занимали долю лишь в 11%, то за год продажи TFT-ридеров увеличились более чем в 10 раз — с 61 до 753 тыс. шт., и теперь на них уже приходится свыше половины рынка.

Что касается основных вендоров и их долей на рынке ридеров, то, по данным SmartMarketing, по итогам прошлого года на рынке «читалок» в целом лидерство сохранила PocketBook. Первая десятка вендоров приведена в таблице (перечислены по убыванию долей).

Таблица 1. Топ-10 вендоров на российском рынке ридеров

  1. PocketBook (30,27%)

  2. WEXLER (19,72%)

  3. Sony (6,64%)

  4. teXet (6,62%)

  5. Ritmix (6,53%)

  6. Digma (5,38%)

  7. Explay (5,24%)

  8. ONYX (3,64%)

  9. Effire (3,5%)

  10. Prestigio (3,29%)


На рынке «читалок» с экранами E-Ink по итогам 2011 г. также лидирует PocketBook (см. табл. 2.).


Таблица 2. Топ-10 вендоров на рынке ридеров с экранами E-Ink

  1. PocketBook (41,54%)

  2. Sony (14,02%)

  3. ONYX (7,67%)

  4. teXet (6,72%)

  5. Ritmix (5,98%)

  6. WEXLER (5,41%)

  7. Explay (3,54%)

  8. Digma (3,18%)

  9. Prestigio (2,01%)

  10. Amazon (1,45%)

Компании перечислены по убыванию долей.

Первая десятка вендоров рынка «читалок» с TFT-экранами по итогам 2011 г. выглядит несколько иначе.


Угроза со стороны

Однако в оценке угрозы своему существованию E-ink ридерам, да и их TFT-коллегам, нельзя замыкаться только в рамках сегмента ридеров. Можно отметить как минимум два внешних потенциальных конкурента — планшеты и смартфоны, которые также справляются с функцией книгочтения. Хотя в каждом случае есть свои нюансы .

Рынок планшетов прогрессирует с поразительной быстротой. И вот почему: планшет — это устройство с массой возможных моделей эксплуатации (Интернет, игры, музыка, видео, социальные сети — десятки вариантов), тогда как ридер с экраном E-Ink фактически пригоден только для чтения. (Хотя, напомним, для этого самого чтения он подходит на порядок лучше, чем TFT-читалка или планшет — за счет безвредности E-Ink’а для глаз.)

Между тем электронные ридеры с TFT-дисплеями, скорее всего, в большинстве своем перейдут на платформу Android, и тогда грань между ними и бюджетными планшетами практически исчезнет. Уже сейчас Android-ридеры нередко позиционируются в качестве «гибрида читалки и планшета». Иными словами, читалки с TFT-экранами и «закрытой» ОС действительно находятся под угрозой вымирания, так как смысла в них при наличии на рынке ультрабюджетных планшетов на Android с качественным программным обеспечением для чтения книг в самом деле нет. Подчеркнем: вымрут они лишь в том случае, если разработчики недорогих «ридеропланшетов» на Android будут и дальше придерживаться указанной концепции и комплектовать свои устройства удобным софтом для чтения книг и документов. Потому что «просто планшет под управлением Android», как правило, не имеет удобной программы-читалки и с отображением книг справляется ощутимо хуже TFT-ридера, в котором программное обеспечение для чтения встроено в прошивку. Вторым потенциальным конкурентом выступают смартфоны, хотя это довольно сомнительный конкурент ридеров. Он подойдет разве что для факультативного чтения, в тех случаях, когда решающим фактором выступает малогабаритность смартфона.


Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.