Итоги российского рынка планшетных ПК в 2012 г.
Василий Мочар,
зам. директора ITResearch
Как и мобильные телефоны/смартфоны, планшеты представляют собой крайне индивидуальные устройства. В отличие от полноценного компьютера, которого в большей части семей вполне достаточно одного, потенциальная емкость рынка планшетных ПК ограничена величиной человеческой популяции, т. е. она примерно в три раза больше, чем у рынка домашних ПК, и примерно в два раза — всего компьютерного рынка. Кроме того, возрастной и социальный слой у потребителей планшетов качественно больше, чем у тех же ноутбуков. При стоимости менее 3000 руб. (а таких аппаратов уже не так мало), эти устройства становятся доступными практически всем, а осваивают их намного легче как дети, так и пожилые люди, и даже пользователи без какого-либо образования.
Под прямым ударом планшетов оказались ноутбуки и в первую очередь нетбуки. В глазах потребителя планшеты становятся более ценной первой покупкой, чем мобильные ПК, которые еще совсем недавно были вне конкуренции. Расширение рынка будет происходить за счет охвата все менее обеспеченных категорий покупателей, вследствие чего можно ожидать масштабных ценовых войн и существенного падения прибыльности. Ожидается значительный рынок «вторичных» покупок, т. е. взамен выбывшего из строя или неудовлетворяющего по функциональности оборудования.
На фоне текущей эйфории уже в следующем году может проявиться кумулятивная проблема, которая способна существенно проредить ряды производителей второго и третьего эшелонов. Дело в том, что у многих игроков процент брака зашкаливает, зачастую достигая двузначных цифр. Хватит ли им заработанных денег, чтобы покрыть убытки, непонятно. Время покажет.
Основные итоги
Итоги 2012 г. не могут не шокировать, поскольку буквально за год был сформирован еще один серьезный рынок. Всего в Россию поступило 3,89 млн планшетных ПК на сумму более 54 млрд руб. (около 1,8 млрд долл.). И поскольку при этом на рынке перманентно не хватало продукции, реальные продажи были того же порядка.
В годовом исчислении рынок планшетов увеличился в 3,44 раза в штуках и в 2,84 в деньгах. Такой динамики мы не припоминаем ни по одной из массовых отраслей. В результате объемы продаж 2011 и 2012 гг. просто несопоставимы (см. рис. 1). Однако повторяем, в дальнейшем надеяться на такой же экспоненциальный рост не приходится, хотя и ни у кого пока нет сомнений, что рынок продолжит быстрый рост, невзирая ни на какие макроэкономические проблемы (в отличие от других отраслей).
Рис. 1. Динамика российского рынка планшетных ПК (млн шт.)
Примечательно, что при более подробном анализе, с привлечением поквартальной динамики, видно (см. рис. 2), что по-настоящему рынок начал разогреваться именно в начале 2012 г. Первый квартал просто не почувствовал сезонного фактора и оказался примерно на уровне IV квартала 2011 г. А затем началась натуральная гонка со временем, в которой в выигрыше оказывались те, у кого хватало продукции. Наибольшую прибавку принес III квартал — рынок рывком увеличился почти на 470 тыс. устройств, что на 62% больше, чем в предыдущем квартале. В результате третий квартал по объемам оказался больше всего первого полугодия 2012 г. и даже всего 2011 г. После этого мыслилось некоторое снижение активности, но четвертый квартал был еще бỏльшим, хотя некоторый перегиб кривой все же уже наметился.
Рис. 2. Динамика российского рынка планшетных ПК по кварталам (в тыс. штук).
К основным итогам мы бы также отнесли резкий рост товарного предложения. За 8 кварталов фактического существования рынка количество реально торгующихся моделей выросло с 42 до 348 (по отчету компании ITResearch), т. е. увеличилось в восемь раз. Это означает, что на рынке сформировалось уже практически полноценное продуктовое предложение. Это примерно половина от того товарного портфеля, который образуется на рынке в более зрелой фазе его развития (как это, например, наблюдается на рынках мониторов, проекторов и пр.).
Планшеты становятся все доступнее по цене, вследствие чего формируется сильный тренд к снижению средневзвешенной стоимости устройств (см. рис. 3). После всплеска в конце 2011 г., обусловленного структурным сдвигом в пользу 10-дюйм аппаратов, цены уверенно поползли вниз и к концу 2012 г. «пробили» отметку в 13 тыс. руб. В предыдущем номере «Бестселлеров IT-рынка» в статье «Пора сегментировать» мы обсуждали феномен зарождения сегментов сверхдешевых аппаратов, и сейчас уже очевидно, что их опережающие продажи снизят этот показатель еще в этом году ниже уровня 10 тыс. руб.
Рис. 3. Динамика средневзвешенной стоимости планшетных ПК (в рублях).
Структурные сдвиги
На данный момент мы распределяем все устройства по категориям, используя следующие атрибуты: диагональ экрана, разрешение экрана, наличие/отсутствие модуля 3G, операционная система, величина памяти, ценовой диапазон. Другие характеристики в целом менее значимы или не носят дискретного характера. Например, распределять по весу не очень разумно, поскольку устройства потенциально разных групп (допустим, 299 и 301 г), по сути, ничем не отличаются. То же самое касается и толщины модели.
Наиболее очевидный технологический атрибут планшетов — диагональ экрана, которая определяет позиционирование устройства. В частности, «семидюймовики» — это маленькие аппараты, ориентированные строго на потребление контента, а «десятидюймовики», да еще с опциональной клавиатурой, по функционалу ничем не уступают нетбукам и могут генерировать контент.
Помимо этих основных типоразмеров последнее время самым активным образом развивается «промежуточный» сегмент — от 7,7 до 9,4 дюймов. Это своеобразная зона экспериментов, и ее можно рассматривать как резервные рубежи, куда могут отступать планшеты. Дело в том, что на рынке смартфонов обычным явлением становятся полнофункциональные аппараты с диагональю 5 дюймов. Кроме того, активно формируется сегмент «плафонов» — устройств с диагональю около 6 дюймов, которые по производительности практически не уступают семидюймовым планшетам, но при этом существенно компактнее и легче.
Выход в сегмент «промежуточных» планшетов 7,9-дюйм iPad mini также сыграл свою роль, но отнюдь не определяющую. Здесь у него уже хватает конкурентов. Компания Apple для сохранения высокой капитализации вынуждена делать «правильные рыночные» решения, борясь в первую очередь с Samsung в этом «маленьком» сегменте.
Рис. 4. Структурный сдвиг при сегментировании рынка планшетов по диагоналям, в натуральном выражении.
В течение двух лет доля семидюймовок снизилась более чем на 20% (см. рис. 4). Из них 8% «отъели» аппараты промежуточного типоразмера, но большую часть взяли на себя десятидюймовки, которые теперь контролируют чуть более 50% продаж рынка в натуральном выражении (в деньгах ощутимо больше).
Достаточно своеобразно ведут себя цены в основных диагональных сегментах. Обращает на себя внимание очень значительная разница в стоимости десяти- и семидюймовок: примерно в два раза (см. рис. 5). Это на самом деле очень неплохо, поскольку сильно помогает распозиционированию моделей, а также оставляет возможность вендорам делать большие аппараты существенно более производительными, с тем, чтобы реализовывать на них другие модели потребления. В целом же цены в обоих сегментах потихоньку сползают вниз, но значимых провалов не наблюдается. Примечательно, что стоимость «промежуточных» аппаратов стремится к семидюймовкам. Одно время (с приходом в эту нишу компании Sony с ее недешевыми 9,4-дюйм устройствами) она резко взлетела. Но затем здесь появились и другие производители, сегмент начал разрастаться, и средний ценник уверенно опустился ниже 10 тыс. руб.
Рис. 5. Динамика средневзвешенной стоимости планшетных ПК в основных сегментах, в рублях.
Структура продаж по ценовым диапазонам за год также претерпела качественное изменение. В 2011 г. почти 40% устройств продавалось по стоимости более 20 тыс. Но в 2012 г. их доля снизилась более чем на 15% (рис. 6). Как же распределились эти проценты?
Позиция диапазона 10–20 тыс. руб. осталась фактически нерушимой: около 37–38%, как и годом ранее. Но при этом существенно усилился сегмент дешевых аппаратов — от 5 до 10 тыс. руб. Их доля превысила четверть рынка, уверенно сделав их вторым по важности сегментом (в штуках). Но наибольшим изменениям подвергся сегмент сверхдешевых планшетов (менее 5 тыс. руб.). Их доля более чем удвоилась и по итогам прошлого года составила весомые 14.2% с однозначным трендом к дальнейшему росту. И эта закономерность совсем нехорошая, поскольку означает падение прибыльности рынка.
Рис. 6. Динамика структуры продаж по ценовым диапазонам, в натуральном выражении.
Производители
Рост рынка планшетов в 2012 г. был обусловлен как активной работой A-брендов, так и крайне своевременным включением в большую игру значительной группы локальных брендов. На них суммарно приходилось уже около трети рынка (в штуках), что очень много. Несмотря на резкий рост продаж в 2012 г., цифры могли бы быть еще большими, но многие уважаемые бренды просто не успевали справиться с таким значительным ростом спроса.
Компания Apple, взяв третьего дистрибьютора, к лету 2012 г. резко нарастила поставки. Однако темп уже был потерян и концу года ее доля опустилась ниже 20%. На первом же месте уверенно закрепилась компания Samsung, охватившая своими планшетами как федеральную розницу всех форматов, так и дилерский канал.
Очевидно, что конкурентная среда в каждом классе существенно различается. Сегмент больших планшетов значительно более концентрирован, и Apple и Samsung здесь намного сильнее, чем в целом по рынку, и остальным компаниям конкурировать с ними гораздо сложнее.
В семидюймовом сегменте с идет отчаянная бойня, на что указывает чрезвычайно низкое значение индекса интенсивности конкуренции. Это означает, что ни у кого из игроков нет значимой рыночной доли, позволяющей доминировать на рынке и за счет этого «угнетать» конкурентов. Наиболее необычно меняется ситуация в «промежуточном» типоразмере. Пока он был мал и неразвит, он был сверхконцентрован (вокруг Sony). Но затем туда пришли почти все остальные игроки, и интенсивность конкуренции быстро резко повысилась. Apple отъела некоторую долю сегмента, но на этом ее потенциал к росту очевидно исчерпался.
Очевидными лидерами рынка планшетных ПК в 2013 г. будут, как и прежде, Apple и Samsung. На них должно приходиться около половины рынка, с преимуществом компании Samsung. Локальные и малоизвестные китайские бренды, с одной стороны, расширяют базу потенциальных производителей, с другой стороны, ближе к лету, их ждет тяжелый период, связанный с сервисными проблемами, возвратами из розницы, давлением со стороны таких серьезных производителей, как Acer, Asus, Lenovo, Google Nexus..., цены на младшие модели которых будут крайне демократичными.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.