Структура продаж на рынке периферийных устройств

Владимир Миронос,

ведущий эксперт ITResearch

Тенденция к насыщению рынка печатающих устройств, которая отмечалась при анализе продаж и в 2011 г.? и в первой половине прошлого года, по его итогам получила свое полное подтверждение.

В 2012 г. количественный рост продаж на рынке принтеров и настольных МФУ, наблюдашийся в предыдущие годы, практически прекратился. Всего было продано чуть больше 4.4 млн устройств, что всего на 1% больше, чем в 2011 г. Как видно из диаграммы на рис 1, темпы восстановления рынка в посткризисный период довольно быстро снижались, и за прошлый год его объем почти не увеличился, так и не достигнув уровня самого успешного 2008 г.

Фактически только в самом начале года наблюдался достаточно активный спрос на печатающие устройства — в первом квартале рост продаж в годовом исчислении составил около 10% (скорее всего, массово дораспродавались складские запасы, оставшиеся после весьма успешного для участников рынка конца 2011 г.). Однако уже со второго квартала спрос перестал расти, соответственно динамика продаж из положительной превратилась в отрицательную. Даже в конце года, традиционно наиболее успешном для продавцов, ситуация с покупательской активностью выглядела не очень благоприятной. По сравнению с IV кварталом 2011 г. объем рынка принтеров и настольных МФУ сократился в количественном выражении на 2.6%. Предновогодний подъем спроса на печатающие устройства у массового потребителя оказался не таким заметным, как годом раньше, о чем свидетельствовали в том числе и показатели розничных продаж. В корпоративном сегменте, ориентированном преимущественно на лазерные устройства, доминировал спрос замещения, в то время как экстенсивный рост парка печатающих устройств был весьма незначительным. Большинство приобретаемых устройств идет на замену вышедшим из строя, причем увеличение доли лазерных принтеров и настольных МФУ для рабочих групп приводит к снижению потребности в персональных моделях, что не способствует росту количественных показателей рынка.

Не придают оптимизма и результаты начала текущего года, поскольку во всех основных сегментах рынка hardcopy итоги продаж в первом квартале оказались хуже прошлогодних. Не удалось избежать спада даже в тех категориях продуктов, которые в прошлом году мы называли «последними точками роста» рынка — продажи лазерных МФУ и документ-сканеров также снизились по сравнению с I кварталом 2012 г. Весьма настораживает также величина спада — в целом по рынку печатающих устройств динамика составила те же 10%, что и в первом квартале 2012 г., только со знаком минус, а в струйном сегменте, в том числе и в категории многофункциональных принтеров, сокращение продаж составило около 20%.

Небольшой комментарий

Слабые показатели 2012 г. и пессимизм относительно прогнозов на текущий год могут свидетельствовать о насыщении рынка печатающих устройств. И при существующих в стране условиях это, по-видимому, так и есть. Судя по опросам, проведенным компанией ITResearch в конце прошлого года, небольшой потенциал к росту установленной базы существует только в сегменте домашних пользователей. Однако представляется, что для такой страны, как Россия, насыщение рынка на уровне менее 4,5 млн шт. в год не отражает объективной потребности в этих устройствах и связано, скорее, с изъянами в управлении экономикой. Рынок печатающих устройств можно считать одним из индикаторов общеэкономической ситуации в стране, поэтому его динамика настораживает.

В отличие от стабилизации количественного объема рынка (1% роста сопоставим с уровнем погрешности оценок), в денежном выражении продажи выросли на 3.3%, составив в целом за год 915 млн долл. Это отражает изменение в структуре продаж, прежде всего продолжающийся рост доли лазерного сегмента — неизменный в течение многих лет тренд российскогот рынка hardcopy. По итогам года на лазерные устройства пришлось две трети продаж в натуральном выражении и свыше 80% в деньгах. Другим фактором, также постоянно отмечаемым при анализе структуры рынка, является смещение спроса от принтеров к настольным МФУ, а в обеих этих группах устройств — к более дорогим скоростным и функциональным моделям. Совместное влияние этих факторов на рост денежной составляющей рынка оказался сильнее, чем ценовая эрозия, которая не прекращалась во всех его сегментах.

Лазерный сегмент

В лазерном сегменте продолжалась активная замена принтеров на МФУ, причем последние оставались единственной точкой роста рынка печатающих устройств в течение всего года. Собственно, за счет этих устройств, скомпенсировавших падение продаж во всех других категориях продуктов, развитие рынка печатающих устройств в 2012 г. завершилось пусть с небольшим, но плюсом. Вместе с тем и на этом светлом участке рынка начали появляться темные пятна в виде неуклонного снижения темпов роста продаж — с 31% в первом квартале до 15% в четвертом (и которое, как уже было отмечено выше, в начале текущего года перешло в падение продаж). Всего за год было продано около 3 млн лазерных принтеров и настольных МФУ, почти на 6% больше, чем в 2011 г.

Знаковым событием в этом сегменте стал переход лазерных принтеров на траекторию спада — со второго квартала спрос на лазерные принтеры начал снижаться и в целом за год их было продано на 7.4% меньше, чем в 2011 г. В результате настольные МФУ прочно заняли большую часть лазерного сегмента не только в денежном, но и в штучном выражении.

Процесс замещения принтеров на настольные МФУ с большей или меньшей интенсивностью происходит во всех скоростных категориях монохромных устройств и в цветном сегменте. В сегменте устройств начального уровня (производительностью до 20 стр./мин) доля МФУ возросла до 52% и во второй половине 2012 г. застабилизировалась (об установлении некоторого баланса между двумя типами МФУ этой категории свидетельствуют и результаты недавнего опроса розничных покупателей печатающих устройств и сканеров, проведенного ITResearch в октябре-ноябре 2012 г. Так например, среди пользователей, у которых уже был лазерный принтер, чаще предпочитают приобретать также лазерный принтер, а не МФУ). В сегменте устройств для малых рабочих групп (21–30 стр./мин) доля настольных МФУ достигла 80%. В цветном сегменте и особенно в самой скоростной категории монохромных устройств (свыше 30 стр./мин) процесс замещения ускорился. В первом из них доля МФУ превысила 40%, а во втором приблизилась к 30%.

Лидерами рынка лазерных устройств остаются четыре ведущих производителя [1] —компании Canon, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox, однако, как уже отмечалось при анализе итогов первого полугодия, они испытывают все возрастающее давление со стороны вендоров «второго эшелона» (Brother, Kyocera, Panasonic и Ricoh), которые стали проводить более агрессивную продуктовую и канальную политику. В принтерном сегменте суммарная рыночная доля лидеров сократилась за год с 93 до 87% в натуральном выражении.

В сегменте лазерных настольных МФУ многолетний его лидер — компания Samsung уступила первое место компании Hewlett-Packard, опередившей трех других вендоров по темпам роста продаж, а всей четверке пришлось отдать более 3% рынка компаниям Brother, Kyocera и Ricoh.

Струйный сегмент

В струйном сегменте в течение всего года продолжилось падение спроса на принтеры, а со второй его половины оно затронуло и подсегмент многофункциональных устройств. В результате количество проданных устройств печати сократилось по сравнению с предыдущим годом на 7%, составив 1,47 млн шт. При этом особенно провальным выглядит четвертый квартал, если его сравнивать с концом 2011 г.: в сегменте многофункциональников отмечено падение на 12%, а в принтерном вдвое большее — на 23%. И это — в самый разгар «сезона струйников», как о том свидетельствуют результаты предшествующих лет.

Изменение в структуре продаж явно показывает сокращение аудитории наиболее нетребовательных пользователей струйников, поскольку почти все годовое количественное падение рынка вызвано уменьшением спроса на модели нижнего ценового уровня. В обоих сегментах — и принтеров и настольных МФУ — доля устройств стоимостью менее 100 долл. сократилась примерно на 11%, и спрос значительной части потребителей переключился на более дорогие, но экономичные в печати модели струйников нового поколения, такие, как семейство «фабрика печати» компании Epson или «ink advantage» HP. Некоторый положительный сдвиг в активно осваиваемой вендорами категории бизнес-струйников довольно слабо повлиял на общий количественный объем рынка, но положительно сказался на его динамике в деньгах. В целом за 2012 г. продажи струйных принтеров и МФУ в денежном выражении составили около 168 млн долл., что на 3% больше, чем годом раньше. Свой вклад в положительную динамику денежного объема рынка внесли также многофункциональные фотоцентры и фотопринтеры от Canon и Epson, на которые продолжает сохраняться устойчивый спрос. Здесь стоит отметить и вновь появившуюся на рынке категорию монохромных струйных устройств компании Epson, которые, судя по положительной динамике продаж, благосклонно воспринимаются потребителями (такие принтеры продавались вендором где-то в 90-х годах).

Сканеры

Развитие двух основных сегментов офисных сканеров — планшетных и документных — в прошлом году шло в противоположных направлениях.

Для планшетных сканеров прошедший год оказался гораздо менее удачным, чем 2011 г., когда темпы роста продаж и в штуках и в деньгах выражались двузначными числами. Основным итогом развития рынка планшетных сканеров в 2012 г. стало прекращение его роста, и даже небольшое (около 1%) снижение количества проданных устройств. Хотя падение в целом за год оказалось небольшим, квартальная динамика (от + 14% в первом до −10% в четвертом) вполне однозначно указывает на падение спроса, т. е. рынок планшетников возвращается к устойчивому сокращению объема продаж, который наблюдался в предкризисные годы.

Всего пользователи приобрели чуть больше 250 тыс. планшетных сканеров, причем модели начального ценового уровня (менее 100 долл.) с невысоким разрешением и минимальной функциональностью перестают пользоваться повышенным спросом у покупателей, предпочитающих использовать в качестве сканирующего устройства струйное или лазерное МФУ. Они продолжали уступать рынок более продвинутым моделям, и к концу года их доля в структуре продаж планшетников сократилась до 40%. Этот тренд определил небольшой рост (около 2% по сравнению с 2011 г.) денежного объема рынка, который составил 34.4 млн долл. Наиболее востребованными категориями устройств в прошлом году оказались бизнес-модели планшетных сканеров, способных работать с разным разрешением по геометрии и малым временем сканирования и расширенным пакетом комплектного ПО для обработки документов.

Ведущими поставщиками планшетников в 2012 г. продолжали оставаться компании Canon, Epson и Hewlett-Packard, на долю которых пришлось 87% продаж в штуках и около 78% в деньгах. Тем не менее остальным вендорам удалось немного потеснить лидеров, прежде всего, за счет увеличения продаж моделей для бизнеса.

Противоположная картина наблюдалась на рынке документ-сканеров, для которых 2012 г. был наилучшим с точки зрения продаж (рис. 5). Хотя в первом полугодии его динамика была более скромной, чем годом раньше — рост количества проданных устройств составил около 30% (против 55% в первой половине 2011 г.), второе полугодие ознаменовалась серией крупных тендеров, которые подняли темпы роста продаж почти до 80%. В результате в целом за 2012 г. прирост рынка и в штуках и в деньгах превысил 57% и оказался значительно больше, чем в 2011 г. Всего за 2012 г. было продано около 63 тыс. документ-сканеров, а объем рынка в денежном выражении превысил 80 млн долл.

Наличие крупных тендерных поставок документ-сканеров, в отдельные периоды вполне сопоставимых по объему с «регулярными» продажами, приводит к сильной неравномерности динамики рынка и затрудняет тем самым определение реального потенциала спроса и изменения востребованности этих устройств на рынке в целом. Примером здесь может служить ситуация в первом и втором кварталах 2012 г. соответственно: рост на 106% и падение на 12%. Поэтому динамика рынка в целом, отображенная на диаграмме, вряд ли может служить основой для корректного анализа тенденций спроса на регулярном рынке документ-сканеров. По-видимому, более правильным для оценки перспектив его динамики и темпов «цифровизации» офиса было бы ориентироваться на категорию сканеров нижнего уровня (производительностью до 30 стр./мин), в которой доминируют персональные модели и устройства для небольших рабочих групп. В этом сегменте рынка доля тендерных и корпоративных поставок меньше, чем в скоростных категориях документ-сканеров и, соответственно, динамика продаж носит более регулярный характер. Здесь, как и в других сегментах рынка hardcopy, основной тенденцией является замедление темпов роста продаж (по итогам 2012 г. они составили около 10% против 50% годом раньше), хотя потребность в инструментах для интеграции бумажных документов в электронный документооборот должна оставаться высокой.

Во всех сегментах более скоростных сканеров, наоборот, рост продаж существенно превышал показатели 2011 г., а в категории сканеров для рабочих групп (скоростной диапазон 31–60 стр./мин), которые составили основную часть продуктов тендерных поставок, продажи выросли в 2,5 раза (в 2011 г. этот показатель был на уровне 12%). При этом около 90% продаж обеспечили продукты всего трех производителей — Avision, Fujitsu и Kodak. В начальном сегменте документ-сканеров распределение рынка по вендорам более демократичное и стабильное. Те же 90% продаж, как и в 2011 г., пришлись на продукты пяти ведущих производителей — Canon, Epson, Fujitsu, HP и Xerox. Выше среднерыночных оказались темпы роста и в категории потоковых сканеров производительностью свыше 60 стр./мин., где тройку лидеров составили компании Fujitsu, Kodak и Panasonic.



[1] Здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.