Итоги 2012 г. на российском рынке ИБП
Василий Мочар,
зам. директора ITResearch
В мировой цивилизации сейчас происходят глубинные процессы, связанные с переходом к «посткомпьютерной» парадигме. 20 лет эры ПК, не успев по нормальному насытить потенциальный спрос, внезапно завершились трансформацией в мобильный мир. При этом сами мобильные устройства (уже даже не ноутбуки, а планшеты и смартфоны) до сих пор не нащупали тот формат, который сможет закрепиться на рынке хотя бы на пять лет, не говоря уже о десятилетиях. Но, как бы ни сложились здесь дела, неизбежным является обеспечение практически каждого дееспособного человека подобным оборудованием. А поскольку в развитых странах это может быть несколько устройств различного предназначения и форм-фактора, то речь идет о примерно 10 млрд потребителей в самом обозримом будущем.
Переход к всеобщей «мобилизации» сопровождается экспоненциальным ростом сетевого трафика, требующего наращивания соответствующей инфраструктуры. Она может быть как распределенная, так и относительно централизованная (пресловутые ЦОДы), но объединяет их то, что эти высокотехнологичные комплексы требуют качественного и надежного электропитания. Все это создавало серьезные предпосылки для опережающего роста рынка ИБП, что мы и наблюдали все годы после первой волны кризиса. И на этом рынке очевидно опережающими темпами росли «тяжелые» ИБП, используемые для построения ИТ- или инженерной инфраструктуры.
Скорее всего, участники рынка не зря рассчитывают, что тема ЦОДов не является «пузырем» и еще долго будет мощнейшим драйвером роста рынка ИБП.
В 2012 г. массовая составляющая российского рынка ИБП должна была также иметь существенную поддержку в виде волны вторичных покупок, необходимых после существенных объемов отгрузки, имевших место в 2007–2008 гг. Хотя ИБП представляют собой вполне надежное оборудование, батареи все же имеют ограниченный срок жизни и их замена зачастую нерентабельна: проще списать уже самортизированное оборудование и купить новое. Поэтому, несмотря на падение рынка стационарных ПК, рынок связанных с ними массовых ИБП, который генерирует более 50% всего денежного потока, должен был в целом чувствовать себя неплохо.
Все эти факторы нами прогнозировались. И поскольку 2012 г. был хотя и нервным (в общеэкономическом и политическом смысле), но в целом приемлемым, то все они сработали. В итоге объемы продаж ИБП оказались в общем в рамках нашего прогноза (нулевые темпы в штуках и около 7% — в деньгах). Могло было быть даже чуть больше и рынок вполне мог полностью сравняться с нашим прогнозом (+10% в деньгах). Но, к сожалению, ко второй половине 2012 г. уже на мировых рынках начали сгущаться тучи, нервирующие корпоративных заказчиков. Это немедленно получало отражение в темпах российского рынка ИБП, которые неуклонно, с каждым кварталом снижались и стремились в отрицательную зону (см. рис. 1).
Рис. 1. Динамика годовых темпов роста российского рынка ИБП по кварталам 2012 г., в штуках и деньгах.
Общие итоги
Всего за 2012 г. на российском рынке ИБП было продано 2,34 млн устройств самого различного класса: от 300 ВА резервных аппаратов бытового назначения до мегаваттных онлайновых монстров индустриального класса. Суммарно все эти ИБП «потянули» почти на 555 млн долл., что достаточно неплохо. Причем это оборот без аксессуаров, дополнительных батарей и сервисов, которые суммарно добавляют рынку еще примерно треть от этого оборота. Соответственно, это достаточно масштабная отрасль, давно вышедшая из статуса чего-то непонятного и малозначительного.
Рис. 2. Динамика объема российского рынка ИБП, в деньгах.
Если посмотреть на динамику российского рынка в деньгах (см. рис. 2), то все выглядит довольно радужно. После закономерного глубокого падения в кризисном 2009 г. отрасль уверенно отскочила вверх и сейчас емкость рынка существенно превышает докризисные уровни.
Рис. 3. Динамика российского рынка ИБП по сравнению с 2007 г., в штуках и деньгах.
Однако в натуральном выражении все далеко не так радужно (см. рис. 3). В то время как денежные показатели уверенно отрастали и на данный момент почти на 16% превышают высшую докризисную точку, объем продаж в штуках находится в глубокой яме, выхода из которой очевидно нет. Конечно, после 2009 г. и эти показатели показали коррекцию, однако она быстро выдохлась, и уровни продаж массовых устройств уперлись в границу, отстоящую более чем на 20% от докризисных показателей. А, судя по тому, как ситуация развивается в 2013 г., нас ждет новое путешествие вниз. Скорее всего, российский рынок ИБП должен стабилизироваться около отметки в 2 млн аппаратов в год.
Рис. 4. Динамика средневзвешенной стоимости ИБП, в долл.
Вопрос, как же так случилось, что динамики интегральных денежных и натуральных показателей, расходятся столь сильно, имеет однозначный ответ. В то время как массовая составляющая рынка попала в западню, сегмент инфраструктурных ИБП испытывает опережающий рост. Вследствие этого средневзвешенная стоимость одного устройства быстро растет (см. рис. 4), что и приводит к разбегу показателей. Вообще с 2007 г. «усредненный» ИБП подорожал почти на 50%, что означает чрезвычайно значительные структурные сдвиги. И очевидно, что этот процесс еще далек от завершения.
Рис. 5. Динамика годовых темпов роста рынка ИБП, в штуках и деньгах.
Завершая анализ интегральных показателей российского рынка ИБП, хочется еще раз вернуться к его динамике. Она, к сожалению, сейчас явно затухающая (см. рис. 5). Денежные показатели, конечно, росли бОльшими темпами, чем штучные, но и их развитие пока что выдохлось. Причем, повторяем, причина тут кроется не в самом рынке ИБП, а в макроэкономической ситуации. Со второй половины 2012 г. рост стал номинальным даже по официальной статистике, которая вызывает множество вопросов. И тогда же резко замедлился российский рынок ИБП. В 2013 г. ситуация усугубилась и именно поэтому мы не ждем ничего хорошего для рынка.
Структура рынка
Технологическая структура рынка ИБП чрезвычайно сложная. Сегменты Off-line и Line Interactive AS отвечают за массовый рынок и обеспечивают почти 90% продаж в натуральном выражении. Устройства Line Interactive SIN имеют близкую технологию и сопоставимую среднюю мощность, но большей частью это уже оборудование для достаточно критичной нагрузки в сегменте B2B. Мало кто приобретает их домой, несмотря на значительно возросшую доступность за последние годы. Дальше начинаются On-line-аппараты разной мощности, одно- и трехфазные, модульные и башенные, IGBT и трансформаторные...
Все это довольно значимые сегменты, кардинально различающиеся по объемам продаж в натуральном выражении и вполне сопоставимые в денежном (см. рис. 6). Причем, как видно, за последние несколько лет в наибольшей степени уменьшился вклад самой массовой составляющей (Line Interactive AS), что полностью согласуется с мыслями, высказанными выше. Кстати, сегмент Off-line, где раньше доминировала компания APC, а теперь развилась вполне конкурентная среда, чувствует себя не так тяжело. Дело в том, что в него перетекла часть вендоров из сегмента Line Interactive AS, поскольку производители рассчитывали нарастить продажи за счет предложения самого доступного оборудования (что отчасти и удалось).
Рис. 6. Динамика структуры рынка ИБП 2007–2012 гг. в денежном выражении.
В инфраструктурной составляющей рынка росли самые легкие и самые тяжелые аппараты. Однако уже в течение 2012 г. мы заметили одну тенденцию: достаточно неплохо чувствовал себя сегмент On Line средних мощностей. Это подтверждает переход рынка к реализации вслед за крупнейшими проектами множества относительно небольших систем, в том числе в сегменте SMB.
Каждый технологический класс оборудования имеет своих достаточно постоянных заказчиков, что стабилизирует структуру рынка. Более того, наблюдается тренд к увеличению «сбалансированности» рынка. Рассчитав индекс технологической концентрации в денежном выражении (сумма квадратов рыночных долей всех сегментов), мы видим четкий нисходящий тренд (см. рис. 7). Это означает, что различие по рыночной доле между разными группами товаров уменьшается, что есть следствие нарастания конкурентной борьбы между альтернативными типами решений. Многие заказчики выбирают защиту каждого ПК маленьким ИБП, но и многие выстраивают централизованную систему бесперебойного электропитания в организации.
Рис. 7. Динамика индекса технологической концентрации.
Следует отметить еще один крайне интересный тренд. Если проанализировать динамику средней мощности (см. рис. 8), то обнаружатся сразу две закономерности. Во-первых, с 2007 г. каждый ИБП стал в среднем на 20% мощнее. Но это в целом и не удивительно, если мы столько говорим о сдвиге рынка в сторону инфраструктурных решений.
Примечательно другое: массовые ИБП достаточно ощутимо «потяжелели» — среднее увеличение мощности составило от 13 до 16%, в зависимости от сегмента. В первую очередь это связано с ростом средней мощности основного связанного оборудования — ПК и серверов (в случае Line Interactive SIN). Средняя мощность ИБП Off-line достигла 580 ВА, а Line Interactive AS — почти 700 ВА.
В сегменте On-line свои законы, и изменения в целом не столь значительны. Исключение составляют лишь устройства с мощностью от 10 до 120 кВА. Здесь средняя мощность за шесть лет снизилась с 33,7 до 27,5 кВА. Эту закономерность мы связываем с трендом к концентрации вычислительных мощностей в ЦОД. В результате оборудование средне-большой мощности (например, 60 или 80 кВА) частично уступало свое место более тяжелым аппаратам, в то время как более легкие «собратья» по сегменту продолжали успешно торговаться.
Рис. 8. Динамика средней мощности устройств в различных технологических сегментах, 2012/2007 гг.
Вендоры
Несколько лет назад конкурентная среда на рынке выглядела следующим образом: APC и все остальные. Но теперь ситуация выглядит иначе. APC by Schneider Electric по-прежнему является самым мощным игроком на рынке, который одинаково успешно работает как на массовом, так и на инфраструктурном фронте, но ее полное доминирование на рынке уже закончилось.
Конкуренция нарастает, о чем однозначно сигнализирует динамика индекса Герфиндаля (сумма квадратов рыночных долей игроков). Высокое текущее значение индекса Герфиндаля (около 25%) указывает на то, что российский рынок ИБП пока остается высокомонополизированным. До характерной отметки (18%), обозначающей наступление уровней по настоящему высококонкурентного рынка, еще достаточно далеко.
Однако ситуация становится несколько понятнее, если рассчитать индексы Герфиндаля в каждом из технологических сегментов (см. рис. 10). Мы видим, что эти сегменты можно разбить на условные три группы, и после их анализа становится ясно, какие сегменты пока еще отвечают за неравномерность на рынке, а где уже образовалась вполне конкурентная среда.
Наименьшая интенсивность конкуренции (читай, доминирование одного игрока) наблюдается всего лишь в двух сегментах — Off-line и Line Interactive SIN. Схожей была ситуация в классе On-line ИБП с малой мощностью (3–10 кВА), но здесь интенсивность конкуренции быстро нарастает, и не за горами переход этого сегмента в группу сегментов со средним уровнем интенсивности конкуренции.
В легком On-line (до 3 кВА) и сегменте Line-interactive AS интенсивность конкуренции носит уровень, сопоставимый с рынком в целом. Но она также имеет тренд к уменьшению.
Наиболее интересна ситуация в группе самых тяжелых устройств. Здесь мы можем наблюдать вполне конкурентный рынок, где нет доминирования одного и даже двух игроков. Очевидно, что здесь за клиентов бьется целая группа сопоставимых по мощности игроков, и ни у кого нет особого преимущества.
В лидирующую группу вендоров по рынку в целом входят* APC by Schneider Electric, Eaton, Ippon, Powercom и, с недавних пор, Delta Electronics. На эти пять компаний в 2012 г. в сумме пришлось 81,2% рынка в деньгах.
В сегменте малых устройств в 2012 г. можно выделить целую группу основных игроков:* APC by Schneider Electric, CyberPower, Ippon, Powercom, Powerman, FSP. На рынке более тяжелых решений наилучшие успехи у компаний* APC by Schneider Electric, Eaton, Delta Electronics, General Electric.
Компании Powercom в начале 2012 г. удалось поспособствовать оснащению десятков тысяч избирательных участков своими ИБП. Учитывая, что данная компания в первом квартале также осуществила масштабнейший проект по тяжелым ИБП (семьдесят систем мощностью 120 кВА!) в одном из государственных секторов, Powercom, без сомнения, можно считать основным героем начала прошлого года.
Основным бенефициаром второй половины 2012 г. можно считать компанию Delta Electronics, которой удалось реализовать ряд масштабных проектов на тяжелом оборудовании и благодаря этому ворваться в число лидеров рынка. Также стоит отметить компанию Tripp Lite, которая потихоньку наращивает свои объемы. Ей удалось выстроить функционирующий канал, и продажи становятся все более заметными.
* Компании перечислены в алфавитном порядке.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.