Структура продаж на рынке настольных ПК


Дмитрий Шульгин,

старший эксперт ITResearch


Рынок настольных ПК в 2013 г. опустился ниже отметки в 4 млн штук — объем отгрузок составил 3790 тыс. устройств. Это на 18,7% меньше, чем в 2012 г. При этом, если взглянуть на сравнительную картину динамик сегментов компьютерного рынка (рис. 1.), хорошо видно, что на фоне ноутбучных проблем ситуация с десктопами кажется чуть ли не позитивной. Так, доля десктопов по отношению к ноутбукам (без учета планшетов) впервые остановила регресс и даже повысилась с 33% в 2012 г. до 35% в 2013-м.


Рис. 1. Продажи ПК по сегментам.


Но позитив этот ложный. Радоваться, собственно, нечему. Ноутбуки в лобовую столкнулись с планшетами, заполучив в их лице сильнейшего субститута. Там, можно сказать, системный кризис. А вот с десктопами ничего такого не происходило. Но темпы падения продолжают увеличиваться — в 2012 г. спад составлял 7,5%, сейчас — почти 19%.

Тут следует понимать, что фактически, говоря о мобильных и стационарных ПК, по большому счету мы рассматриваем не просто разные форм-факторы компьютера. Сегодня мы говорим уже о разных рынках в принципе. Мобильный сегмент в любом случае тяготеет к потребительскому сектору, настольный же фактически полностью стал областью потребления организаций. Процесс замещения десктопов ноутбуками в домовладениях — один из основных движителей развития рынка ноутов во второй половине нулевых — отошел на второй план просто как процесс завершенный. Ноутбуки в результате заменили собой весь домашний настольный парк, какой вообще можно было теоретически представить. Более того, продажи десктопов в домовладения сейчас стабилизировалась, пусть по абсолютным показателям они ныне и незначительны. Десктоп (возможно, в формате моноблока) приобретает некоторое количество домашних пользователей, и все чаще — как часть цифрового парка, включающего также и планшет.

Но основная доля потребления настольных ПК сосредоточена в корпоративной сфере. А этот момент строго завязан на макроэкономические показатели. Причем вес внешних для рынка факторов здесь, как правило, оказывается посильнее внутрирыночных моментов. Ситуация же в экономике в 2013 г. была тревожна. Организации закупки предпочитали откладывать, количество тендеров серьезно пошло на убыль.

Что касается закупок госсектора, рынок в прошлом году и здесь сигнализировал о резком сокращении тендерной активности. Видимо, причиной тому громкая антикоррупционная деятельность — госзаказчик предпочел затаиться.

Из внутрирыночных факторов надежды имелись на Windows 8. Надежды эти не оправдались в десктопной среде, как, впрочем, и во всех остальных. Сейчас Microsoft остановил поддержку Windows XP, и заказчики вынуждены будут устанавливать новую ОС. Так или иначе, им придется начать обновление парка — заливать новую систему на старое «железо» неприятно, пусть оно формально и «тянет» новые требования. Но все это если и начнет работать, то в текущем году, причем, скорее всего, ближе ко второй его половине.

В общем, чисто теоретически, перспективы у сегмента есть. Вот только жизнь последнее время вносит такие коррективы, о которых полгода назад никто бы и предположить не мог.


Рис. 2. Доля настольных ПК разных форм-факторов для всего рынка и для международных брендов в 2013 г.


Обратимся теперь к внутренней структуре продаж десктопов. Самым динамичным классом продукции остаются компьютеры-моноблоки (AIO). Их за год было продано почти 480 тыс. штук, год к году эта категория выросла на 14%. Ныне AIO составляют 13% от всего рынка настольных ПК. На рис. 2. отчетливо видно, кому именно мы должны быть за это благодарны. Акцентированно развивают продажи моноблоков именно зарубежные производители, для которых AIO уже стали основной частью ассортимента. Российские бренды также постепенно включаются в процесс, но погоды в этом сегменте они по-прежнему не делают.

Основной вопрос, который волнует участников этого рынка, был и остается прежним: начнут ли продаваться моноблоки для массовых офисных рабочих мест вместо традиционных ПК? Модельные ряды AIO бизнес-направленности действительно сформировались. Теоретически моноблоки — это очень перспективный вариант. Но для того, чтобы увидеть эту тенденцию воочию, нужно дождаться периода обновления оргпарка. А, как указывалось выше, как раз с этим происходят постоянные задержки. Поэтому структура продаж AIO остается более-менее стабильной, тяготеющей все-таки в большей мере к домашнему рынку. Опорный тренд на корпоратив никак не сформируется, но все его с нетерпением продолжают ожидать.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.