Товарное предложение на рынке интерактивных панелей
Игорь Новиков,
научный редактор
ресурса bytemag.ru,
эксперт «Бестселлеров
IT-рынка»
В последние несколько лет на российском рынке наблюдался быстрый рост популярности сенсорных технологий. Интерактивность перестала для многих быть просто диковинной новинкой, теперь это — востребованная и интуитивно понятная функция. Причиной бума стал взрывной рост рынка мобильных устройств, оснащенных сенсорным экраном. Сегодня мобильный телефон без сенсорного экрана уже не имеет шансов на завоевание достойной рыночной ниши. Схожий тренд наблюдается теперь и в смежных областях ИТ-рынка.
В области общественного отображения информации в последние годы также наблюдается всплеск интереса к интерактивным технологиям. В первую очередь он затронул сферу образования, где интерактивные доски давно пользуются популярностью. По мере того, как технологии ЖК-экранов становятся доступнее, все более явно проявляется тренд на постепенное их вытеснение на более функциональные интерактивные панели. Тем самым рынок интерактивных панелей получает отличные предпосылки к быстрому росту поставок и увеличению количества прикладных решений. И есть основания предположить, что рынок будет активно развиваться как в домашнем, так и в корпоративном сегментах.
Для получения функции интерактивности потребитель имеет на выбор несколько альтернативных решений: а) интерактивные панели, б) интерактивные проекторы; в) автономные сенсоры, подключаемые к обычным панелям (например, Microsoft Kinect). Технологическое развитие продолжалось также внутри сегмента «интерактивных панелей». Сейчас существует достаточно много сенсорных технологий, которые можно использовать для реализации интерактивности (см. таблицу), однако пока на практике большинство из них еще не получили широкого применения.
Таблица. Технологии, применяемые для реализации интерактивности в сенсорных экранах
Несмотря на то что технологии интерактивности только недавно стали набирать популярность, они известны на рынке достаточно давно. Разработка сенсорных экранов началась еще в 1960-х годах, а первый интерактивный дисплей выпускался промышленностью вместе с компьютером PLATO IV. Выпуск модели была запущен в 1972 г., система обеспечивала распознавание одноточечного касания и предназначалась в первую очередь для использования в сфере образования.
Сегодня рынок интерактивных решений уже достиг определенного уровня зрелости как с точки зрения своей технологической базы, так и продуктового предложения. Это позволяет потребителям активно выбирать наиболее подходящие для себя продукты, рассматривая доступные альтернативные решения, технологии и функциональные возможности моделей.
Интерактивные решения на основе плоских панелей можно разделить на две большие группы. Первая — это обычные профессиональные панели, на которые опционально навешиваются специальные сенсорные насадки, активно продвигаемые на рынок некоторыми производителями. Внешне такие решения зачастую практически не отличаются от обычных ЖК-панелей, а их интерактивный функционал в целом обеспечивает только начальный уровень интерактивности. Несмотря на это, имеющиеся ограничения вполне вписываются в требования многих приложений, поэтому такие интерактивные панели пользуются достаточной популярностью. Но поскольку интерактивность изначально не является собственной функцией для этих решений, эта группа не рассматривается в рамках данного обзора.
Помимо этого класса на рынок все активнее поступают модели с изначально встроенной интерактивностью, которые отличаются более высокой точностью, быстротой реакции, наличием функции «мультитач», предоставлением нескольких способов для ввода информации, наличием различного вспомогательного оборудования, развитого ПО и богатого набора приложений.
Помимо интерактивности, к некоторым из этих моделей специально разрабатывается различный «обвес»: лотки, стойки и т. д. Хотя цены на такие решения пока достаточно высоки, рынок продолжает быстро развиваться. Эта динамика позволяет не только сохранять цены на высоком уровне, но даже обеспечивает дальнейший их подъем, предлагая пользователям все новые функциональные дополнения.
Такие интерактивные панели класса high-end сейчас востребованы в первую очередь для сферы образования. Однако на них растет спрос и в бизнес-среде. В этом случае производители предлагают решения с несколько суженным набором опций.
Основные игроки
Российский рынок интерактивных панелей вошел в стадию активного формирования только совсем недавно. Еще два года назад, в конце 2011 г. было фактически всего четыре компании, предлагавших интерактивные панели с диагональю от 30 дюйм и выше. Соответственно и общая продуктовая линейка рынка составляла всего порядка 10 моделей.
На конец 2013 г. ситуация выглядела уже абсолютно иначе. Сегодня в России в этом направлении целенаправленно работают 14 вендоров, суммарная линейка насчитывает более 60 моделей. На данный момент структура товарного предложения на рынке интерактивных панелей выглядит следующим образом (рис.1)
Рис. 1. Количество моделей различных вендоров в 2013 г.
Следует отметить, что реальный список продуктового предложения ряда компаний несколько короче, чем изображено на рисунке. Причина «погрешности» состоит в том, что в исходных данных отражены все реально продававшиеся в течение 2013 го. модели, в том числе и те, которые на настоящий момент уже ушли с рынка. Кроме того, не учитывалась реальная эффективность присутствия моделей в линейке вендора ( имеются ввиду объемы их реальных продаж). В такой ситуации напрямую коррелировать ширину товарной линейки с успешностью работы компании на рынке надо с большой осторожностью.
Тем не менее многие компании, работающие на российском рынке, уже выстроили развитые модельные ряды для своего продуктового предложения, однако в целом данный процесс находится в стадии активного развития. Появляются новые игроки, в том числе и из числа грандов общего панелестроения, причем последние быстро развивают свои линейки.
Следующим важным параметром сегментации рынка является диагональная структура.
Рис. 2. Распределение моделей по диагональным сегментам.
Сейчас наибольшее количество моделей представлено в диапазоне 40-42 дюйма, одновременно наблюдается очень высокая активность по моделям в сегменте диагоналей выше 55 дюймов. На эти два сегмента суммарно приходится почти половина продуктового предложения (см. рис. 2). Диапазон 46-47 дюймов, который очень популярен на рынке стандартных панелей, здесь не пользуется особой популярностью.
Такая «поляризация» рынка показывает, что производители интерактивных панелей ведут разработку одновременно для двух типов аудиторий: относительно маленькие по диагонали решения предназначены для работы в малых помещениях, в том и числе в индивидуальном режиме, тогда как для достаточно просторной аудитории используются модели с большой диагональю.
В сегменте диагоналей 50–52 дюйма наблюдается фактически «схлопывание» рынка, поскольку это решения, построенные на базе плазменной технологии. Развитие рынка интерактивных панелей продолжает общий тренд, характерный для рынка обычных панелей. А там сейчас распродаются последние плазменные устройства, и данный сегмент в скором времени, скорее всего, перестанет существовать.
Конечно, на рынок оказывают влияние и другие факторы. Например, отмечается существенное различие в стоимости аппаратов разных типоразмеров. Модели с диагональю до 52 дюймов имеют невысокую цену, и поэтому вполне доступны для простых потребителей. По мере роста диагонали начинается быстрый рост цены, которая в среднем доходит до 22 тыс. долл. для больших решений. Такая значительная разница в ценах обусловлена не только естественным ростом диагоналей, но и рядом других факторов.
Рис. 3. Средняя стоимость интерактивных панелей различных вендоров.
Завершая общий анализ рынка интерактивных панелей, стоит обратить внимание на значительные различия в средней стоимости продукции, выпускаемой различными вендорами (см. рис. 3). Большая часть производители предлагают рынку относительно бюджетную продукцию. Однако среди них встречаются исключения. К их числу относятся компании Sharp, SMART, Prestigio, предлагающие рынку наиболее дорогие решения. Это продиктовано как ориентацией названных компанией на продуктовую линейку с большой диагональю, так и фокусированием на решениях для групповой работы, обладающих высокой добавленной стоимостью.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.