Структура продаж на российском рынке проекторов


Василий Мочар,

зам. директора ITResearch

Ромэна Мочар,

менеджер по развитию бизнеса ITResearch


Даже с учетом неплохого января, в течение которого шли допоставки тендерных проекторов, 2014 г., скорее всего, будет очень сложным, и наиболее вероятным сценарием на текущий год является примерно 20%-ное падение по сравнению с уровнем 2013 г. Целевая отметка находится на уровне 150 тыс. аппаратов.


Динамика основных показателей

Несмотря на продолжавшуюся в 2013 г. поддержку со стороны сферы образования, ее оказалось недостаточно, чтобы вытащить российский рынок проекторов в положительную зону. По итогам 2013 г. российский рынок проекторов совсем немного недотянул до 200 тыс. устройств (199330) (см. рис. 1). В деньгах рынок составил 194,3 млн долл., что представляет собой довольно значимый кусок, для того чтобы за него боролись более 20 вендоров и появлялись всё новые игроки.


Рис. 1. Динамика продаж на российском рынке проекторов.


Годовая динамика оказалась довольно пессимистичной, падение по сравнению с 2012 г. составило более 14% как в штуках, так и в деньгах. Причем ситуация планомерно ухудшалась вплоть до третьего квартала, в котором негативная динамика составляла почти минус 30%. И только в конце года значительные отгрузки в образовательные тендеры позволили несколько выправить ситуацию.

Стоит отметить, что первый квартал уже наступившего, 2014 г. был также в целом удачным. Всего было продано 32,7 тыс. проекторов на сумму чуть более 35 млн долл. Средневзвешенная стоимость вернулась на уровень выше 1 тыс. долл., так что по этому показателю есть позитивная (для участников рынка) динамика, чего не скажешь о рынке в целом. В натуральном выражении он снизился почти на 7% по сравнению с уровнями I квартала 2013 г., в деньгах снижение составило 5%.

Средневзвешенная стоимость по году составила 975 долл. (рис. 2), совсем незначительно изменившись по сравнению с 2012 г. И это несмотря на общий тренд к удешевлению самих проекторов. Сохранение данного параметра было связано с ростом продаж относительно дорогих короткофокусных и ультракороткофокусных аппаратов для сферы образования. Также неплохо чувствовали себя инсталляционные аппараты.


Рис. 2. Динамика средневзвешенной стоимости проектора.


Уменьшение средневзвешенной стоимости проекторов стало причиной того, что общее изменение рынка с докризисного 2007 г. в натуральном выражении очень сильно отличается от денежной динамики (рис. 3). В штуках продажи за это время выросли на 50%, в деньгах же рынок увеличился всего лишь на 7%. И есть все шансы, что по итогам текущего года данная кривая снова пересечет ось абсцисс.


Рис. 3. Изменение объемов российского рынка проекторов по сравнению с уровнями 2007 г.


Структурные изменения

Упомянутое выше уменьшение средневзвешенной стоимости было связано в первую очередь с зарождением и очень быстрым развитием сегмента сверхдешевых устройств (см. рис. 4). В 2009 г. проекторы стоимостью до 500 долл. составляли всего лишь мизерные 0,18% рынка. По итогам же прошлого года они контролировали уже 37% продаж, став самым многочисленным сегментом рынка. Правда, в деньгах эта группа пока генерирует довольно малозначимый поток — чуть более 7%.

Сегмент от 500 до 750 долл. за несколько лет уменьшился, но не драматично, чего не скажешь об аппаратах стоимостью от 750 до 1000 долл., чья доля сократилась более чем вдвое. Хотя в последние годы данный процесс несколько замедлился. Вклад более дорогих устройств стабильнее. Например, доля проекторов стоимостью свыше 2 тыс. долл. за пять лет снизилась всего на 2% с небольшим, составляя теперь чуть меньше 6%.


Рис. 4. Динамика распределения рынка проекторов по ценовым диапазонам (только массовые сегменты).


Важным срезом является разделение рынка проекторов по двум конкурирующим технологиям: DLP и LCD. Несмотря на то, что большинство игроков поддерживают в основном первую технологию, а LCD — фактически только компания Epson, подавляющего преимущества DLP пока нет (см. рис. 5). При этом темпы снижения доли LCD крайне незначительны.


Рис. 5. Технологическая структура рынка проекторов.


Другой важный срез — это деление всех устройств по массогабаритному признаку, что во многом задает их позиционирование и сферу применения. В 2010 и 2011 гг. микропортативные устройства (вес до 2,25 кг), применяемые в первую очередь для мобильных презентаций, контролировали уже более 20% продаж, представляя собой значимый сегмент рынка (см. рис. 6). В 2012 г. их доля снизилась в связи с тем, что рынок прирос в первую очередь за счет ультрапортативных (вес от 2,25 до 4,5 кг.) и портативных (от 4,5 до 9 кг) устройств. Все это было связано именно с отгрузкой аппаратов в школы, для которых повышенная мобильность как раз и не нужна. Они часто используются на стационарном штативе вместе с интерактивной доской, поэтому проблема веса здесь глубоко вторична.

Однако технологии продолжают развиваться, и ту же яркость теперь можно «втиснуть» в меньший корпус при одновременном снижении цены. Это приводит к росту популярности микропортативных аппаратов, невзирая на экономические проблемы. (Это сигнализируя о готовности/неготовности бизнеса к поездкам и мобильным презентациям). В 2013 г. доля микропортативных аппаратов значительно выросла, но практически весь прошлый год и начало 2014 г. ультрапортативные проекторы все еще были самыми востребованными устройствами. В феврале 2014 г. ситуация изменилась, и на первый план начали выходить микропортативные аппараты в ценовом диапазоне от 500 до 750 долл. Рост доли микропортативных устройств продолжился и в марте. Доля сегмента превысила отметку в 40%, и, скорее всего, тренд будет продолжен, вплоть до паритета с ультрапортативными аппаратами.

Доля переносных устройств (от 9 до 18 кг) и стационарных (свыше 18 кг) остается крайне незначительной в штуках, но в деньгах она довольно велика, превышая 20% рынка.


Рис. 6. Динамика распределения рынка по массогабаритному признаку.


Важным рыночным трендом является увеличение яркости проекторов. Последние годы уверенно снижается доля устройств с относительно невысокой яркостью от 2 до 2,5 тыс. ANSI-лм, которые в 2009 г. контролировали половину всего рынка, а сейчас — уже менее 7%. Однако сейчас наметился новый претендент на роль мейнстрим-решения: это проекторы с яркостью уже от 3 до 4 тыс. ANSI-лм, что позволяет их использовать практически без ограничений, даже в слабо затемненных помещениях. За последний год их доля, ранее находившаяся на уровнях ближе к 10%, испытала резкий скачок, и теперь взята отметка в четверть всего рынка. Примечательно, что данный тренд идет одновременно с уменьшением веса и габаритов проекторов.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.