Структура продаж на российском рынке мониторов
Василий Мочар,
зам. директора ITResearch
Российский рынок мониторов, до кризиса радовавший участников рынка объемами и динамикой продаж, после 2009 г. плотно прописался в группе аутсайдеров ИТ-отрасли. Насыщение спроса привело к практическому схлопыванию первичных закупок, а активный переход на мобильные ПК, наложившийся на экономические и политические проблемы, начал негативно влиять на сам парк установленных настольных компьютеров (и мониторов соответственно).
Из «рыночных» факторов падения основным мы считаем активное нежелание корпоративных клиентов переходить на Windows 8, которое оказалось столь велико, что заморозило большинство программ обновления парка компьютеров. Однако сейчас Microsoft прекратила поддержку Windows XP, и это уже начали чувствовать крупные структуры. Только незначительное число заказчиков будут «заливать» новую систему на старое оборудование: предпочтут все же сменить компьютеры. Также можно рассчитывать, что в результате новых обновлений Windows 8 будет максимально приближена к «семерке». Поэтому мы ждем волны закупок, как только все утрясется на экономическом и политическом фронте, и готовиться к этому стоит уже сейчас. Но в среднесрочном горизонте мы пока все же ожидаем продолжение падения.
В данном обзоре мы подведем основные итоги 2013 г. на российском рынке мониторов, проанализируем состояние установленной базы и ее влияние на текущие продажи, рассмотрим основные структурные сдвиги и состояние конкурентной среды.
Динамика рынка
После достаточно плохого 2012 г. 2013-й должен был дать некую передышку российскому рынку мониторов. Значительная установленная база требовала поставки в Россию как минимум 6,2 млн аппаратов только для поддержания ее в неизменном состоянии. Понятно, что данный потенциал вряд ли мог быть реализован, но он должен был поддержать рынок, не дав ему хотя бы снизиться по сравнению с достаточно невысокими уровнями 2012 г. Однако реальность оказалась хуже самых пессимистических прогнозов.
За 2013 г. в России было продано всего лишь 4,15 млн мониторов на сумму 735 млн долл. Снижение относительно уровней 2012 г. составило 18% в штуках и 16% в деньгах. Такая динамика носит однозначно кризисный характер, причем в течение года ухудшение только усугублялось: каждый последующий квартал был хуже предыдущего.
Сезон «снова в школу» в 2013 г. на ИТ-рынке просто-напросто не состоялся, крайне разочаровали и предновогодние отгрузки. Не вытягивал и корпоративный сегмент. И если в первом полугодии рынок снизился к уровням ниже первой половины кризисного 2009 г., то конец года был вообще катастрофичным, показывая снижение на четверть.
Рис. 1. Динамика рынка мониторов в натуральном выражении.
По сравнению с уровнем 2007 г. рынок снизился практически в два раза. В результате в натуральном выражении российский рынок мониторов опустился ниже уровня 2003 г. (рис. 1), а в деньгах — даже 2002 г. (рис. 2). Получается, что предыдущие более чем 10 лет развития рынка были фактически потеряны.
Рис. 2. Динамика рынка мониторов в денежном выражении.
До 2005 г. рынок рос больше чем на 10% в год, затем начал выходить на насыщение. После обвала 2009 г. (на 35%), в 2010 г. был закономерный отскок (рис. 3). Однако рост на 18% и близко не смог компенсировать кризисные потери, а затем пошли года со все усиливающейся негативной динамикой.
Стоит отметить, что и уже наступивший 2014 г. пока не показывает улучшения. Всего за первый квартал было продано 800 тыс. мониторов на скромную сумму в 133 млн долл. Негативная динамика по отношению к прошлому году составила минус 17% в штуках и почти −24% в деньгах. В натуральном выражении темпы падения были несколько меньше, чем в 4-м квартале 2013 г., однако это было связано с реализацией крупного тендера для ФНС.
Рис. 3. Динамика годовых темпов роста в натуральном выражении.
Последние годы единственным содействием российскому рынку мониторов была необходимость поддерживать в рабочем состоянии установленную базу оборудования. Просчитать достоверно объем установленной базы крайне сложно, поскольку буквально каждый год практика замены устаревших мониторов меняется. Поэтому использование упрощенной модели, где за базу принята сумма продаж за последние 5 лет (примерное время жизни монитора), показывает одно, а более проработанная модель, основанная на изысканиях ITResearch и учитывающая моральные факторы и структуру парка, показывает несколько другие цифры (см. рис. 4).
Вместе с тем порядок близок, и можно считать, что по итогам 2013 г. в России установлено от 25 до 27 млн работающих мониторов. Большая часть этого парка сосредоточена в корпоративе, в то время как в домах доминируют ноутбуки.
Рис. 4. Динамика установленной базы мониторов в России на конец 2013 г.
Вне зависимости от модели можно констатировать, что на максимум установленная база вышла в 2008–2009 гг., после чего началось сползание вниз (рис. 5). Причем более сложная модель показывает, что буквально до 2012 г. парк «держался» примерно на одном уровне (что логично), и только в прошедшем году произошел надлом, и база уменьшилась сразу на 7%.
Рис. 5. Динамика изменения установленной базы мониторов в России.
Это на самом деле очень много (хотя несравненно меньше, чем падение текущих продаж). Нарастающая динамика уменьшения установленной базы, возможно, сигнализирует о тектонических сдвигах в практике использования компьютеров. И встает следующий вопрос: это именно так, или же пока речь идет о «усушке и утряске», выведении из обращения малоиспользуемого оборудования? Пока, боюсь, однозначный ответ не может дать никто. И как бы то ни было, главное — где же проходит уровень поддержки, на котором база прекратит уменьшаться?
К сожалению, текущие объемы продаж мониторов абсолютно не соответствуют состоянию парка. Возраст и производительность текущей базы мониторов таковы, что по итогам 2014 г. должно быть заменено по меньшей мере 6 млн аппаратов только для сохранения status quo (уже и так достаточно плохого). Реальный же рынок почти кратно меньше — ожидается около 3,7 млн. При таких поставках нас ожидает резкое — примерно на 2,5 млн устройств — снижение парка, что будет абсолютным антирекордом.
Современные ЖК-мониторы в основной массе очень надежны, в отличие, например, от ЭЛТ-мониторов. И они могут работать многие годы, даже будучи полностью морально устаревшими. Поэтому напрашиваются поправки к приведенным моделям замены и ожидания того, что сокращение количества рабочих мест будет не столь драматичным. Однако речь идет о поправках буквально на несколько процентов, общая же картина останется прежней. Кстати, еще один источник уточнений кроется в замене «классических» ПК (системный блок + монитор) на моноблок. Это действительно очень перспективное решение, однако в корпоративе (а это основной целевой рынок) данное решение пока еще не носит действительно массовый характер.
При грядущем внедрении новой ОС Windows, когда будут меняться старые системные блоки, есть высокая вероятность замены и мониторов. Но здесь на первый план пока выходят экономические и политические факторы, которые, как было сказано выше, остро негативные и пока не располагают к оптимизму. Данный процесс (замена старого парка) может быть оттянут в лучшем случае на вторую половину 2014 г.
Конкурентная среда
Сложности 2013 г. в полной мере отразились на конкурентной среде на рынке мониторов, и в особенности на настроениях продавцов. Зачастую даже складывалось впечатление, что участники рынка охладевают к нему быстрее, чем падают продажи. И было от чего: на рынке мониторов уже достаточно давно «убита» фронт-маржа. Деньги зарабатываются только лишь на бэк-рибейтах, а планы исполнить и получить компенсацию по силам только нескольким крупнейшим дистрибьюторам. Маржа упала также в других звеньях канала продвижения, что усугубляет нежелание всех участников рынка заниматься ими. Кроме того, усилия многих вендоров, дистрибьюторов и дилеров были сосредоточены на расшивке проблем с ноутбуками, возникших во второй половине 2012 г., и им еще долго было не до мониторов, а затем начали все плотнее решаться проблемы выживания. Произошла также существенная консолидация дистрибьюторского канала, который в ряде случаев старается быть «равноудаленным», не поддерживая «любимого» вендора в ущерб остальным. Кроме того, ряд дистрибьюторов, с которыми некоторых лидирующих вендоров связывало многолетнее сотрудничество, «отвалились», а на их место были взяты другие. Сейчас идет настройка продаж через других дистрибьюторов и менеджеров, что также может быть негативным фактором, сдерживающим рынок.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.