Структура продаж на рынке настольных ПК

Дмитрий Шульгин,

старший эксперт ITResearch

По данным аналитической компании ITResearch, российский рынок десктопов в 2014 г. составил 3170 тыс. штук. Это на 16% меньше, чем в 2013 г. Таким образом, на настольный сегмент приходится 37% общего рынка компьютеров (без учета планшетов). В позапрошлом году было 35%, т. е. десктопы добавили себе еще немного от общей доли. А причина в том, что их темпы падения явно ниже, чем у ноутбуков.

Рис. 1. Объем продаж ПК по сегментам.

На рис. 1. видно, что в прошедшем году рецессия захлестнула уже все категории компьютерного оборудования — даже планшеты из фазы бурного роста перешли к небольшому, но снижению объемов. И этот рынок насытился.

Несмотря на итоговое падение, некоторое оживление на рынке ПК все же было зафиксировано. Оно относится ко второй половине года. Если в начале года темпы падения сегмента находились на уровне −19% (как и по итогам 2013 г.), то в третьем-четвертом кварталах уже явно получше — «всего» −14% (рис. 2).

Рис. 2. Поквартальная динамика рынка настольных ПК.

Ситуация в сфере настольных ПК определяется положением в деловом секторе. И на определенное выправление ситуации тут работали два фактора — внешний и внутренний. Под внешним понимается состояние в экономике. Позитивной она не была, но обвал национальной валюты привел к сбросу рублевых активов организаций и улучшил исполняемость бюджетов. При этом цены производителям удавалось удерживать по крайней мере до декабря, когда рубль просто рухнул. В результате российский рынок десктопов приподнялся, особенно в корпоративной его части и в госсекторе. Те предприятия, у которых обновление парка техники уже было запанировано, оперативно воспользовались валютными колебаниями и сумели «уйти в товар». В это же время, кстати, начал оживать и мировой рынок ПК.

Но макроэкономическая ситуация в целом, конечно же, печалила, так что штурмового роста взять было неоткуда. Многие заказчики, наоборот, в этот момент предпочли расходы сократить, что вполне понятно.

Фактор Windows пока не сработал

Был, однако, и еще один момент, внутрирыночный. Это прекращение поддержки Windows XP, стимулировавшее переход на новые версии ОС. Данное решение Microsoft преподносилось аналитиками чуть ли не как основной мотив для обновления компьютерного железа в прошедшем году. Правда, начало года не приносило положительных вестей с этого фронта, но во второй половине этот фактор работать все-таки начал, хотя и неравномерно.

Крупные организации с квалифицированным ИТ-менеджментом действительно начали обновлять системное ПО и закупать новое «железо». А вот сектор малого и среднего бизнеса явно приотстал. Данный факт отмечали аналитики не только в России, пожалуй, это общемировая тенденция. Ситуацию связывают также и с кадровой проблемой — нехваткой системных администраторов.

Возможно, на активность миграции сказывался также и тормозящий ее негатив в отношении Windows 8. А поскольку в этом году, как известно, выходит Windows 10, многие предпочли отложить обновление (до Windows 7, главным образом) и перейти уже сразу на самую последнюю версию ОС. И это стало достаточно типичной тенденцией в секторе СМБ и в домовладениях. Корпоративный заказчик переходит на проверенную временем Windows 7, а остальные ждут новинку. При этом Microsoft обещает сделать переход на «десятку» бесплатным для пользователей 7-ой и 8-ой версий. Но все равно — коль уж совершать переход, то заведомо удобнее делать это сразу, а не в две итерации.

В любом случае именно выход Windows 10 летом 2015 г. действительно может создать весьма существенное подспорье рынку ПК, более серьезное, чем создал отказ от XP в 2013–2014 гг.

Моноблоки как индикатор рынка

В подсегменте компьютеров-моноблоков (AIO) произошли, наконец, позитивные сдвиги, впрочем, из разряда давно ожидаемых.

Рис. 3. Динамика рыночной доли сегмента AIO на рынке настольных ПК.

На рис. 3. показано, как менялась доля моноблоков среди всех десктопов. Как видим, сегмент развивался неровно. В начале 2013 г. была тенденция роста, но затем она была сломлена. Рынок захлестнула та же волна рецессии, которая подавила рынок ноутбуков и утопила весь компьютерный сегмент. Из самого динамичного сектора компьютерного рынка моноблоки мигом превратились в деградирующий. Их вклад в общий объем к началу 2014 г. опустился до 11%, а годовая динамика ушла в область отрицательных значений. Но со второго квартала ситуация начала устойчиво выправляться, и уже в четвертом квартале сегмент составил почти 17% рынка настольных ПК. Общая динамика по всему 2014 г. в целом все равно имела отрицательную величину −10%, но это явно лучше, чем в любом другом секторе ПК. Что же произошло?

А произошло то, чего давно ожидали — моноблоки стали активно продаваться в организации, пошли на рабочие места. Изначально ведь сегмент был в большей мере ориентирован на частное потребление. А консьюмерский рынок, как известно, стагнировал сильнее всего — это отчетливо видно по сектору домашних ноутбуков. Задевала эта волна и AIO, но корпоративный потребитель «прочувствовал», наконец, моноблоки, и дело начало резко выправляться.

Бизнес- сектор начал, наконец, потихонечку обновляться, в том числе переходя и на моноблоки. Вообще сегмент моноблоков как все же локальный и легко оцениваемый, со счетным числом игроков, становится неплохим индикатором происходящего в секторе бизнес-ПК в целом. По AIO легко отслеживать общее направление развития индустрии, пользуясь этими данными как своего рода индексом. И сегодня этот индекс имеет позитивную направленность, что не может не радовать.

Вендоры

Доля иностранных вендоров на российском рынке дескотопов в 2014 г. очередной раз поднялась и составила 34%. Импортозамещение в такой сфере, как сборка компьютеров, не имеет реальной основы, так как крупноузловая сборка системных блоков, равно как наклеивание своего шильдика на платформу для сборки AIO, не составляет значительной части добавленной стоимости. А комплектующие все равно импортные. При этом крупные иностранные brandname имеют больше ресурсов, что позволяет им сдемпфировать экономические потрясения и переждать негативные волны в структуре спроса.

Рис. 4. Доля настольных ПК разных форм-факторов для российских и международных brandname в 2014 г.

Традиционно сегмент AIO целиком и полностью — это сфера деятельности международных компаний (рис. 4.) Доля моноблоков в российском производстве остается мизерной, а этапе деконсьюмеризации подсегмента российские производители и вовсе оставлены за бортом процесса. Бизнес выбирает более именитые марки моноблоков. Интересно, что доля сбыта AIO у иностранцев, как ни странно, даже снизилась в сравнении с 2013 г. — тогда она достигала 40%. Но это, скорее, потому, что импортеры отобрали у россиян и часть сбыта стандартных системных блоков, увеличив общее присутствие на всем рынке ПК.

По итогам года лидером рынка десктопов стала компания Lenovo. Также в пятерку вошли компании Acer, Depo, DNS и HP*. Вместе они продали 41% всех настольных ПК в России.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.