Структура продаж на рынке настольных ПК
Дмитрий Шульгин
старший эксперт ITResearch
По итогам 2015 г. объем российского рынка настольных ПК составил 2,01 млн устройств. Годовое падение по отношению к 2014 г. −37%. В деньгах (в долларовом исчислении) сегмент ужался на 44%.Налицо явное ускорение темпов сокращения рынка в сравнении с предшествующими годами: так, в 2014 г. падение достигало только 16% в натуральном выражении (см. рис. 1.).
Продажи десктопов, как и ранее, снижаются все-таки более поступательно, чем сегмент мобильных ПК. Как следствие, за 2015 г. доля десктопов в общем рынке ПК доросла до 40%, вернувшись, таким образом, приблизительно к уровню 2011 г. Впрочем, если раньше темпы снижения ноутбуков были явственно выше десктопных, то сейчас отрицательные динамики двух частей рынка ПК нивелируются. В 2015-м продажи ноутбуков упали на 44%, что не столь уж существенно отличается от показателей настольного сегмента.
Рис. 1. Годовая динамика российского рынка настольных ПК по полугодиям, 2013-2015 гг.
Рецессия рынка ПК в мире и в России
Ситуация на общемировом рынке десктопов в 2014–2015 гг. развивалась следующим образом. После того как рынок ПК окончательно впал в глубокую и продолжительную рецессию (это стало очевидным где-то в 2012–2013 гг.) к концу 2014 г. наступил период временного «потепления». В мировых масштабах помогла программа миграции с Windows XP, которая позволила использовать продажи на замену устаревшего парка при переходе на новую ОС. Однако этот ресурс был быстро исчерпан, и к началу 2015 г. рынок снова устремился вниз, причем явно нарастающими темпами. Даже возникший эффект ожидания перед запуском Windows 10 не сильно сгладил этот процесс. В середине 2015 г., перед запуском новой ОС, обещавшей быть значительно более успешной, чем Windows 8, производители пытались расчистить склады. Устраивались серьезные распродажи. Но это позволило разве что не дать обрушиться продажам вовсе.
К тому же и американский доллар в этот период продолжал дорожать к мировым валютам, что приподняло цены на компоненты для производства цифровой техники. Собственно, ПК как категория тут ни при чем — это проблема общая для всей электронной отрасли. В результате спрос стагнировал, а цены подрастали.
На рис. 1. отражено, как выглядел этот процесс в российском варианте. Все вышеперечисленные моменты вполне присущи и нашему рынку, вот только повышенные экономические проблемы, девальвация рубля привели к тому, что сами колебания вышли гораздо более яркими. Так, в конце 2014 г. падение национальной валюты привело к определенному восстановлению динамики, и рынок устремился вверх. Это было понятно —спад рубля стимулировал вложения в товар, повысил исполняемость бюджетов, и рынок несколько ожил. Плюс и у нас меняли парк ПК, уходя на новые ОС.
В начале 2015 г. девальвационный стимул закончился, скопились немалые товарные запасы. Рубль временно (где-то до середины весны) начал возвращать утраченные позиции, но экономика чувствовала себя все хуже. К этому опять же прибавились внутриотраслевые моменты — ожидание Windows 10. Результаты первого полугодия оказались крайне неутешительными — сегмент «ушел» вниз на 40% годовых.
Наконец Windows 10 дождались, но к серьезному обновлению парка это не привело. Ведь эта операционная система обновляется бесплатно для пользователей версий 7 и 8, поэтому пользователи в массе своей просто переходят на нее без замены оборудования. Ну, разве что оно уж совсем старое.
Компания Intel в этот момент спешно выпускает Skylake — 6-е поколение процессоров Core, отчаянно призывая пользователей начать процесс замены устаревшего парка. И ближе к концу года что-то начало получаться, в основном в крупном корпоративном секторе. Как и в случае с позапрошлогодней миграцией с Windows XP, когда тоже наиболее весомую роль сыграл ИТ-менеджмент крупных компаний, исходивший из понятного принципа — коль уж переходить на новую ОС, то по всем рабочим местам разом, и, желательно, с обновлением «железа». Это позволяет избежать накладок и «зоопарка» на клиентских ПК. Однако и это дало рынку разве что не завалиться вовсе, но не могло составить основы для разворота общей нисходящей тенденции. Ведь массовый регулярный рынок не имел в этот раз четких стимулов для замены системных блоков.
Во втором полугодии экономические проблемы возобладали с новой силой. Рубль снова пополз вниз. Но в отличие от конца 2014 г. это не привело к значимому увеличению продаж компьютеров. Тогда потребитель активно тратил дешевеющую национальную валюту, уходил в товар. Но чем дальше развивалась эта ситуация, тем меньше работал данный фактор. Цены, понятно, уже давно выросли, и стимул «последний товар по старой цене» уже не работал столь явно.
Импортеры к этому моменту отчаялись поддерживать валютные стоки — стало ясно, что рублевые проблемы долгосрочны. Ранее зарубежные поставщики еще пытались сдемпфировать валютные колебания, поддерживая девальвационный спрос. Видимо, существовала надежда, что рубль все-таки восстановится. И в первой половине года она даже оправдывалась. Но к осени стало понятно, что сохранять защитное инвойсирование инвалютных товаров — занятие бесперспективное. Произошел рост рублевых цен по всему спектру продукции, как готовой, так и комплектующих.
Кроме того, и бюджеты в госсекторе к этому моменту уже были секвестированы. Так что девальвация сама по себе уже была неспособна поддержать спрос на продукты долговременного пользования, особенно в деловой среде. Частный потребитель в высокий сезон еще мог прибежать за товаром, скинув дешевеющий рубль, пока цены не выросли. (Хотя и здесь это явление уже не носит столь явно выраженного характера, как раньше.) А вот бюджеты организаций были сокращены уже до основания. А цены продолжали расти.
И поскольку погоду на рынке настольных ПК (в отличие от ноутбуков, скажем) делает именно спрос в деловом секторе, никакого существенного отскока во втором полугодии не произошло. Годовые темпы падения составили 34%, что конечно лучше, чем минус 40% в первом полугодии, но все равно не сахар. Те факторы, как внутренние, так и внешние, которые еще работали в конце 2014 г., в 2015-м уже явно снизили свое влияние.
Товарно-ценовая структура
Что же происходило на фоне стагнации спроса — удешевлялась ли на протяжении этого периода структура сбыта? На рис. 2. приведено распределение рынка настольных ПК по моделям процессоров, объединенных в группы по функционально-стоимостному принципу: Intel Celeron и Pentium — дешевые комплектации, Intel Core — дорогие, плюс «прочие» — чипы AMD, Intel Atom и Xeon. Из этой диаграммы отчетливо видно, что спрос не уходил в low-end, даже наоборот, — к четвертому кварталу продажи старших процессоров, включая новейшие чипы поколения Skylake, даже выросли в удельном отношении. Если в начале года их вклад занимал 49% сбыта, то к концу он вырос до 55%.
Рис. 2. Структура продаж настольных ПК по типам процессоров.
Казалось бы, странно: ведь спад спроса, как правило, приводит к активизации дисконтных схем, поэтому вклад бюджетных категорий в теории должен расти. Скажем, по данным рынка ноутбуков последнее проявляется весьма явно — там доля ультрабюджетных решений на тех самых Celeron и Pentium, причем серии N — а это в основе микроархитектура Atom — росла как на дрожжах[1]. А с десктопами, как видим, совсем иная картина. Все становится понятно, если вспомнить, что в отличие от ноутбучного рынка десктопы — не потребительский товар, а главным образом бизнес-ориентированная область.
Рост доли бюджетных «рабочих лошадок» среди ноутбуков объясняется тем, что там присутствует спрос со стороны частных нетребовательных пользователей плюс пользователей, впервые выходящих на рынок, которым нужна универсальная дешевая машина для работы. Эти группы и поддерживают сегмент, пока продвинутая часть рынка находится в упадке. Пользователи более дорогостоящих машин перестают «обновляться», в массе своей довольствуясь старым парком. Но надо четко помнить: это не бюджетная категория растет, а полноценная падает сильнее. Речь о соотношении показателей двух подкатегорий, ведь в абсолютном-то выражении спад и там и там, просто разной силы.
Что же касается десктопов, то для возникновения массовых продаж бюджетных устройств возможен единственный стимул — значимое увеличение числа рабочих мест в крупных организациях, рост малого и среднего бизнеса, возникновение новых хозяйствующих субъектов. А из-за кризиса этого-то нет, даже наоборот. Как следствие сокращения числа работающих компаний возникает и вторичный рынок — закрывающиеся фирмы распродают материальные ценности, что закрывает какую-то часть потребности низкобюджетного сегмента. Вряд ли в случае с десктопами это серьезные цифры, но все же они не нулевые.
А вот рынок замены установленного парка, причем во многом относительно продвинутого по базовой комплектации процессор/память, на корпоративном рынке все-таки всегда существует. Особенно, если речь идет о крупных компаниях и госсекторе. Здесь существуют четко поддерживаемые планы обновления основных средств, есть налаженный ИТ-менеджмент. Планы обновления оборудования, в частности и клиентского, зачастую привязаны к планам модернизации всей информационной системы, развертыванию новых программных систем и сервисов. И они исполняются так или иначе, несмотря на экономический кризис. Плюс, безусловно, есть ряд отраслей, которые напротив, получили стимул для обновления как раз в связи с этим самым кризисом — речь о импортозамещении в промышленности, росте сырьевого экспорта в связи с девальвацией национальной валюты.
А коли уж менять оборудование, то берут последнее поколение, и не дешевят. Никто не будет заменять старый ПК под XP на процессоре Core i5 пятилетней давности на новый Pentium под Win10. Ставят тот же i5 современного поколения.
Косвенно это подтверждают и ценовые показатели рынка (рис. 3) в долларовом выражении. (Представлять данные в рублях, в связи с колебаниями курса, крайне неудобно — слишком большая волатильность.) Валютные колебания и попытки их преодоления поставщиками, конечно, сильно замутняют эту картину. В принципе, в целом по году, рынок, даже в долларах, за год снизился сильнее, чем в штучном выражении. То есть вроде бы удешевление налицо. Но тут следует быть осторожными с выводами.
Рис. 3. Средневзвешенные по продажам цены на настольные ПК по кварталам 2015 г. в долл.
Ценовой дисконт в середине года, выраженный в долларах, связан с тем, что вендоры пытались как-то удерживать рублевые цены, в результате долларовые показатели оказались еще депрессивнее, чем штучные. То есть дело вовсе не в том, что пошел процесс удешевления базовых комплектаций ПК.
Показательно также, что за 2015 г. особо не скорректировалась доля такой бюджетной категории ПК, как неттопы. Если в 2014 г. она составляла 4,1% от рынка настольных ПК в штуках, то в 2015-м — 4,5%, т. е. различие тут на уровне погрешности.
Кроме того, на конечных ценах на десктоп как на готовый к работе продукт начал сказываться еще один фактор. В структуре сбыта, даже по брендовым компьютерам, а тем более в сфере no-name, все чаще стал встречаться вариант поставки без предустановленной ОС, с DOS или Linux. В результате цена в прайс-листе сокращалась на стоимость OEM-версии ПО. В связи с реструктуризацией парка ОС от Microsoft покупатели стали брать на себя решение по софту. (От такого подхода, вообще-то, рынок в последние годы начал уходить, но кризис явно развернул эту тенденцию вспять.). Нельзя исключать, что и пиратские варианты установки ПО в этот период также воскресли.
В результате, как видно на рис. 3, в середине года средневзвешенные цены стали снижаться, однако к концу года опять подскочили и оказались даже выше начальных. Все дело в том, о чем упоминалось выше — поставщики готовых ПК и комплектующих прекратили поддерживать валютные стоки и отпустили рублевые цены. Выросла и итоговая стоимость, конвертированная в доллары. При этом и фактор обновления Windows 10/Skylake все же начал чуть-чуть работать. Мы говорили ранее о том, что этот процесс не стал штурмовым для рынка в целом, не привел к отскоку рынка. Но это не значит, что он отсутствовал вовсе. В структуре закупок обновляемого парка его вклад имелся, и это были не дешевенькие машины на Celeron, а полновесные профессиональные решения на Core. Все это в конечном счете привело к относительному росту и ценовых показателей.
Компьютеры AIO
Интересно посмотреть на состояние сегмента ПК-моноблоков, которому прочили хорошие перспективы как субститута стандартных ПК. Доля компьютеров-моноблоков среди всех десктопов по итогам 2015 г. составила 14,8%, т. е. выросла, поскольку в 2014 г. было 13,6%. При этом сегмент сократился в натуральном выражении на 31%. Ситуация лучше, чем на всем рынке ПК, но не сказать, что критически.
В денежном выражении моноблоки просели за год на 39%. В принципе на рынке AIO сохранилась тенденция к деконсьюмеризации данной товарной категории. Моноблоки действительно пошли в бизнес, еще и в предыдущие годы, уходя от чисто розничной модели сбыта, присущей им изначально.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.