Инсталляционные проекторы на российском рынке
В данной статье досконально рассмотрен отдельный сегмент рынка мультимедийных проекторов, - сегмент инсталляционных проекторов. К данной группе относятся два подсегмента: модели Fixed (переносные) – весом от 9 до 18 (20-40 фунтов) и аппараты Large fixed (стационарные) – весом свыше 18 кг. Данная сегментация принята аналитической компанией ITResearch и в силу своей устойчивости не менялась с 2001 г.
Чем вызван такой особый интерес к инсталляционным проекторам? Дело в том, что это, хотя и мизерный в штучном исчислении поставок сегмент, но он генерирует более чем значимую долю рынка в деньгах, доходящую до 30%. Причем это не просто оборот больших денег с минимальной маржой. Фактически только здесь и сохранилась нормальная прибыльность, как для вендоров, так и для их партнеров, включая множество маленьких компаний-инсталляторов, реализующих на них аудиовизуальные проекты и получающих возможность дополнительного заработка за счет своей интеллектуальной составляющей.
Кроме того, этот сегмент живет довольно обособленно от рынка массовых проекторов. Динамика продаж инсталляционных проекторов значительно отличается от общеотраслевой, что дает возможность игрокам, охватывающим все направления и продуктовые группы, частично купировать кризисные явления. Эластичность данного сегмента ниже, чем у массового, поскольку это проектный бизнес, который просто не может моментально реагировать на колебания конъюнктуры.
Продуктовое предложение
В модельных рядах производителей проекторов на данный момент без преувеличения насчитываются несколько сотен инсталляционных аппаратов. Однако многие из них присутствуют там чисто номинально, продаваясь даже не каждый год. Реальные же продажи в данном классе мы фиксируем в среднем примерно по 120–140 моделям. Наиболее продаваемые из них приведены в таблице к данному обзору.
К сожалению, из-за ограничения допустимого объема статьи мы не можем подробно остановиться на описании наиболее интересных моделей. Фактически это отдельный материал, и возможно, такой «технологический» обзор, посвященный сопоставлению решений различных вендоров, выйдет у нас в обозримом будущем.
Таблица. Наиболее продаваемые модели инсталляционных проекторов на российском рынке в 1-м полугодии 2015 г.
Динамика рынка инсталляционных проекторов
Российский рынок инсталляционных проекторов, как сказано выше, отнюдь не впечатляет своими объемами продаж в натуральном выражении, которые составляют всего порядка тысячи аппаратов за полугодие (см. рис. 1). И только 2013-й и особенно 2014 г. показывали существенное превышение данного показателя. В текущем же году, вследствие масштабного кризиса, данный сегмент рынка резко сократился, продажи опустились ниже тысячи устройств за полугодие.
Но, несмотря на огромный провал в 2015 г., рынок инсталляционных проекторов пока еще остается по объему в два с лишним раза больше, чем во время прошлого кризиса, в 2009 г. Также следует отметить, что в натуральном выражении доминирует сегмент переносных аппаратов, которых продается примерно в 4,5 раз больше, чем стационарных.
Рис. 1. Динамика рынка инсталляционных проекторов (в натуральном выражении).
В денежном выражении картина выглядит несколько иначе (см. рис. 2). Нет, конечно, в целом характер динамики похож: провал в 2009 г., затем уверенный рост до 2014 г. и резкий провал в 2015 г. Но отношение продаж текущего и 2009 г. в деньгах выглядит более внушительно: превышение в 2,6 раза по сравнению с 2,1 в натуральных показателях. Это происходит потому, что тогда основной удар приняли на себя самые тяжелые стационарные проекторы, чья доля упала больше всех. Сейчас же они чувствовали себя ощутимо лучше, и их доля, наоборот, увеличилась, впервые превысив рыночную долю переносных проекторов. (Чуть ниже, в разделе, посвященном анализу структуры рыка, мы еще вернемся к объяснению такого феномена).
Рис. 2. Динамика рынка инсталляционных проекторов (в денежном выражении).
Стоит сравнить динамику сегмента инсталляционных аппаратов и рынка проекторов в целом (см. рис. 3). Если сопоставить продажи с уровнями первого полугодия 2007 г. (как последнего докризисного), то получается очень интересная картина.
Рис. 3. Динамика продаж инсталляционного сегмента и всего рынка проекторов по сравнению с уровнями 1 полугодия 2007 г. (в натуральном и денежном выражении).
В кризис 2009 г. инсталляционный сегмент вошел в унисон со всем рынком проекторов, но затем они разошлись. Вся отрасль вплоть до 2012 г. быстро росла, как за счет общего восстановления экономики, так и подпитываемая масштабной программой государственных закупок в сферу образования. Однако денежные показатели при этом существенно отставали за счет мощного тренда к уменьшению средней стоимости устройств. После завершения образовательных тендеров рынок проекторов уверенно пошел вниз, и даже снижение 2015 г. было фактически только линейным продолжением предыдущего тренда.
С инсталляционными проекторами сначала был схожий тренд, причем, если посмотреть на динамику годовых темпов роста (см. рис. 4), отскок вверх у них был даже мощнее, чем у рынка в целом, и только затем, в хорошие в целом 2011 и 2012 годы, этот сегмент начал несколько отставать. Однако для него самыми «тучными» оказались именно 2013 и 2014 гг., когда темпы роста составляли десятки процентов, а общий объем отгрузок более чем в два раза превышал уровни 2007 г.
В текущем году (как и в 2009 г.) динамика сегмента была даже несколько хуже отрасли в целом, но за счет накопленного разгона продажи инсталляционных проекторов все же остались в положительной зоне по сравнению с уровнями 2007 г. (см. рис. 1, 2 и 3).
Рис. 4. Динамика годовых темпов роста рынка инсталляционных проекторов и всего рынка (в натуральном и денежном выражении).
Вследствие таких разнонаправленных процессов и внутренних трендов рыночная доля инсталляционных проекторов все же имела выраженный тренд к росту (см. рис. 5). Если в 2007 г. она была меньше 15%, то за последние два года подобралась к уровням порядка 30% всего рынка (в деньгах, естественно). И пока, учитывая проблемы массового рынка, очень эластичного по отношению к бизнес-активности в стране, есть все предпосылки к дальнейшему росту.
Теоретически в некоторых бизнес-проектах начального уровня, где яркость некритична, заказчики будут пытаться обойтись намного более доступными портативными и даже ультрапортативными аппаратами. (Благо отрасль за последнее время сделала мощный рывок по повышению яркости проекторов.) Но все же существует большое количество ниш, где без серьезных аппаратов просто не обойтись. Хочешь – не хочешь, а нужно использовать инсталляционный проектор, и это будет поддерживать сегмент на плаву.
Кстати, существует гипотетическая (к сожалению, очень маловероятная) возможность того, что в обозримом будущем в России начнется мощный экономический рост. Тогда массовые сегменты рынка проекторов, пребывающие под максимальным гнетом, смогут скорректироваться вверх больше всех. Но и в сегменте инсталляционных проекторов существует множество «замороженных» проектов, которые при улучшении ситуации в экономике должны «выстрелить». Так что падения их рыночной доли мы в целом не ожидаем ни при каких сценариях, ни негативных, ни позитивных.
Рис. 5. Динамика доли инсталляционных проекторов в денежном выражении.
Структурные изменения
Два рассматриваемых подкласса проекторов (переносные и стационарные), безусловно, представляют собой очень разное оборудование. Помимо упомянутой выше разницы по весу такие модели очень сильно различаются по яркости и общим возможностям и, как следствие, по цене (см. рис. 6). Средневзвешенная стоимость таких аппаратов различается примерно раз в пять, причем разрыв только нарастает.
Если стоимость переносных аппаратов в среднем стабильна и находится на уровне около 5 тыс. долл., то у стационарных устройств за последние три года произошел более чем ощутимый рост: с 25 до 37 тыс. долл. (повторяем, это именно средневзвешенная стоимость, рассчитанная с учетом реальных продаж различных моделей).
Рис. 6. Динамика средневзвешенной стоимости переносных и стационарных проекторов.
Чрезвычайный интерес представляет анализ распределения продаж по яркости, что позволяет вычленить ряд важных закономерностей. Так, в сегменте переносных прокторов наблюдается рост доли “неярких” проекторов со световым потоком ниже 5 тыс. лм: их доля с 2013 г. выросла с 50 до 65% (см. рис. 7). Это сегмент аппаратов, которые в основном идут в два целевых рынка, не требующих особой яркости. Здесь представлены как hi-end-модели для Home Cinema, так и короткофокусные аппараты для сферы образования.
Первая, наиболее многочисленная группа имеет наименьшую яркость (в основном – до 2000 лм). Причем заметно, что внутри нее происходит быстрое вымывание “слабеньких” аппаратов с яркостью 1000-1500 лм, и замещение их моделями с яркостью 1500–2000 лм. Видимо, несмотря на заверения ряда вендоров в том, что для проекторов Home Cinema яркость не главное, они все же планомерно повышают и этот параметр.
Группа ярких (выше 5000 лм) переносных аппаратов демонстрирует уменьшение рыночной доли, причем это наблюдается буквально во всех яркостных диапазонах. Не хочется делать громкие заявления, но, видимо, этот подкласс не выдерживает конкурентную борьбу с более увесистыми стационарными аппаратами. Возможно, это связано с тем, что в подавляющем большинстве случаев для и так инсталлируемых устройств не имеет рыночного смысла выпуск относительно компактных устройства с повышенной яркостью (такие технологические ухищрения обычно неблагоприятно отражаются на стоимости).
Рис. 7. Динамика распределения продаж по яркости в сегменте переносных проекторов (в натуральном выражении).
В сегменте стационарных проекторов диапазон предпочтительных яркостей, безусловно, намного выше (см рис. 8). Здесь также есть менее яркие аппараты, но их доля невелика, и скорее имеет тренд к уменьшению, чем к увеличению. Очень важна и довольно стабильна (если так можно говорить об этом очень небольшом сегменте, подверженном флуктуациям) группа сверхярких проекторов (15 тыс. лм и более). На них приходится до трети всех отгрузок в натуральном выражении и намного больше в денежном. Понятно, что это наиболее лакомый кусок всего рынка инсталляционных проекторов.
Обращает на себя внимание резкий всплеск в группе аппаратов с яркостью 6–7 тыс. лм и сопоставимое снижение в группе 7–10 тыс. лм. За этим лежит не просто некий рыночный аспект, а настоящая технологическая революция, но об этом чуть ниже.
Рис. 8. Динамика распределения продаж по яркости в сегменте стационарных проекторов (в натуральном выражении).
Как было сказано выше, средневзвешенная стоимость переносных аппаратов находится на уровне около 5000 долл., что совсем не значит, что это типичный уровень для данного класса устройств. Около половины продаж приходится на даже несколько более дешевые аппараты, причем формируется осторожный тренд к увеличению их доли.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.