Планшетные ПК – самый молодой компьютерный сегмент. Его формирование находится в активной фазе; естественно, что с этой товарной категорией возникает масса вопросов как у производителей, так и у канала и потребителей. Причем круг вопросов здесь весьма разнообразен.
Есть момент, связанный с базовой сегментацией этого рынка, который явно далек от полной унификации. Один из самых острых вопросов – с конкурентной ситуацией между вендорами, и даже шире – между группами вендоров. Бытует мнение, что достойной конкуренции Apple пока никто не составил. Мнение, положим, спорное, но тем не менее подтвержденное цифрами продаж в мировых масштабах.
Очень важно учитывать, что сегодня планшеты покупает довольно узкая прослойка продвинутых гаджетоманов и представителей элитарных групп населения. В такой момент плохо работает главный из экономических факторов – цена. Но это временное явление.
Перспективы у сегмента явно обширные, и чем дальше происходит его развитие, тем интереснее и многонаправленней становится конкурентная борьба и ассортиментная картина.
Сформировалась ли уже структура рынка планшетов?
Можно сказать, что достаточно явно сформировалась основная сегментация – по типоразмерам устройств. Именно с ней и связаны прочие вопросы – ценовые, конкурентные, потребительские и сбытовые. Картина с форм-факторами весьма четкая, явно выделяются три отдельные подкатегории – планшеты с диагональю 4–5”", 7” и 10”. Конечно это продукты разные. 5-дюймовый планшет – это скорее усовершенствованный смартфон, т. е. в значительной мере средство коммуникации. 7-дюймовый планшет – это карманное устройство, ориентированное в первую очередь на потребление контента, а 10-дюймовый – в большей степени рабочий инструмент. В то же время у одного и того же пользователя в будущем может быть несколько продуктов из категории, относимой нами к планшетам. С точки зрения продуктовых рядов наличие моделей во всех форм-факторах дает возможность работать на всех рынках, а это предоставляет определенные конкурентные преимущества.
Перспективы альтернативных производителей.
Хотя понятия планшет и iPAD все-таки не стали синонимами, тем неменее тема конкуренции альтернативных производителей с Apple сейчас весьма актуальна. Их главная опора в конкурентной борьбе заключается богатстве ассортимента предлагаемых на рынке моделей разных диагоналей. Ведь iPad – это лишь одна из планшетных категорий.
Второй важнейший момент – это конкуренция открытых программных платформ и приложений с окружением iOS и сервисов Apple. В альтернативном направлении также есть «два мира, две политики» – это мир Android и мир Windows. Первый быстр, фактически бесплатен и уже имеет богатейший спектр ПО. Второй на текущий момент привлекает главным образом как платформа для привычных приложений ПК и, что, может быть, даже важнее, работы с уже имеющимися файлами и данными в их исходных форматах. Последнее особенно важно как раз в форм-факторе 10-дюймовых планшетов, прямых конкурентов iPad. Здесь уже имеются модели, оснащенные сразу двумя ОС – и Android и Windows 7. В зависимости от текущих задач пользователь может выбирать оптимальную программную платформу.
Основная сила Apple – мощь ее бренда, есть множество людей, которые купят «яблочный» продукт просто потому, что он «яблочный». Но есть и много тех, кто ровно по той же причине его не купит принципиально. Забавно, но сегодня конкуренты также имеют шанс осуществить «имиджевую» продажу – просто это имидж совсем иного рода. Можно назвать его антигламурным, свободным от стереотипов.
Ну и, конечно, надо помнить о ценах. До сего времени мы все же имели дело с начальной фазой развития рынка, потребителями-энтузиастами, для которых ценовой вопрос не стоит столь остро. Сейчас на рынок начинают выходить рациональные покупатели. И на фоне этого растущего массового рынка доля дорогих имиджевых продуктов будет снижаться.
Технологическое позиционирование.
Есть ли конкуренция планшетов с ноутбуками? Сейчас больше преобладает мнение , что планшеты – дополнительный гаджет к основному компьютеру. С полноразмерными ноутбуками конкуренции быть конечно не может. Но с нетбуками и компактными моделями она есть. Возможно, что-то в этой области изменит акцентирование Intel на новой категории ultrabook, но пока планшеты представляются более интересным вариантом для выездного использования.
Не секрет, что большинство планшетов в России продается в версии с 3G. Но, то, что это действительно драйвер данного рынка, остается под вопросом. Вполне возможно, что приобретение российскими пользователями комплектаций именно с 3G – это просто имиджевое стремление к приобретению старшей по цене модификации. Это, кстати, типично для рынка энтузиастов. Причем совершенно не гарантировано, что пользователь, купивший эту опцию, и вправду покупает именно ее и вообще пользуется ею. Кстати, в США все больше продается дешевых вариантов Wi-Fi без 3G, там планшеты уже постепенно становятся массовым продуктом, и фактор цены начинает играть свою роль.
Перспективы бизнес-планшетов.
С точки зрения потребительской сегментации планшеты сейчас однозначно ориентированы на частного потребителя. А каковы перспективы данного направления для бизнеса? Интерес к планшетам как бизнес-продуктам явно возрастает, и это надо учитывать. Один из перспективных подходов – вышеупомянутые «двухосные» системы (Windows – Android). Кроме свободы выбора платформы для самого пользователя данный поход обладает неоспоримым преимуществом и с точки зрения ИТ-службы компании. Это позволяет разделить рабочие и личные дела пользователя, обезопасив таким образом информационную систему предприятия. Ведь зачастую сотрудники работают с собственными, а не с казенными ноутбуками и активно используют их в рабочих задачах.
Вообще планшеты – идеальное средство для выездной работы, презентаций, удаленной работы с почтой или видеоконференций. Это тот продукт, который вполне может заместить собой такой атрибут делового человека, как выездной ноутбук. Кстати говоря, развитие бизнес-применения планшетов может притормозить переход рабочих мест в организациях на ноутбуки. На столах сотрудников останутся полноценные десктопы либо же это будут стационарные терминалы типа «тонких» клиентов, а выездные задачи будут решаться с помощью планшетов.
Подробнее о проблемах текущей стадии формирования российского рынка планшетов см. "Рынок планшетов становится массовым", "Бестселлеры IT-рынка", 2011,№3