Аналитическое издание ITBestsellers.ru
Объем продаж на российском рынке планшетных компьютеров, по данным аналитической компании ITResearch, в 2017 г. составил 4073 тыс. шт., что на 17,1% меньше, чем в 2016 г. Таким образом, начавшееся в 2015 г. падение этого крайне перспективного ранее сегмента продолжается. И ничто не указывает на то, что оно будет скомпенсировано в среднесрочной перспективе. Другие секторы компьютерного рынка, как и сегмент смартфонов, уверенно растут. Планшеты же остаются единственным снижающимся компьютерным сегментом.
В денежном выражении объем рынка оценивается в 45 млрд руб. Динамика по этому показателю чуть лучше, чем в штуках - падение «только» на 10,3%. Это следствие некоторого удорожания средневзвешенной стоимости планшета – с 10,2 до 11,1 тыс. руб. При этом валютные колебания здесь ни при чем: в сравнении с 2016 г. на протяжении всего 2017-го рубль, наоборот, дорожал, из-за чего цены могли скорее опуститься, чем подняться. Рост средней цены планшетов был связан с увеличением доли полноразмерных, т. е. более дорогих устройств.
Переоценка потребительской ценности
Пик популярности планшетов приходится на 2014 г., когда их доля внутри компьютерного сегмента дорастает до 56%. Но с 2015 г. уже идет сокращение продаж этих устройств. В результате к 2017 г. вклад планшетов в компьютерный рынок снижается до 41% сбыта.
Одна из причин падения спроса на планшеты на фоне некоторого подъема, наблюдающегося сейчас в других компьютерных сегментах, состоит в том, что в головах пользователей произошла некоторая переоценка потребительской ценности этих устройств (подробнее см. здесь).
Однако основной детерминантой, определяющей текущую не слишком оптимистичную ситуацию в планшетном сегменте, являются фаблеты. Это можно понять, проанализировав структуру рынка планшетов по диагональным сегментам (см. рис.1).
Рис. 1. Структура продаж планшетов по размерам экрана в натуральном выражении.
Из анализа динамики четырех диагональных подсегментов планшетного рынка видно, что опорным направлением всегда оставался сектор младших, 7-дюймовых планшетов. Самых дешевых, а потому самых продаваемых. Они составляли основу роста в этом секторе в наиболее позитивные его времена. Их же сокращение в последние годы и задает общую негативную динамику в секторе. Годовое падение 7-дюймового типоразмера в 2017 г. составило 26%, в то время как средний типоразмер 7,7-9,4 дюйма сократился на 8%, а продажи 10-дюймовых планшетов снизились на 12%.
И вот именно против них выступает такой сильный субститут, как близкие по размерам старшие смартфоны, в номенклатуре которых сегодня уже имеется множество относительно доступных устройств с экраном 6 дюймов. То есть смартфоны старших диагоналей не многим меньше семидюймовых устройств. С одной стороны, фаблеты, конечно, дороже, однако и усредненное качество здесь всегда оставалось кратно выше, чем у дешевых «семерок». И по качеству экрана, и по производительности процессора средний фаблет легко обставляет средний планшет-семерку. Благодаря лучшей эргономике при работе «с рук», в транспорте, фаблет оказывается удобнее в основных сценариях использования. А за счет более совершенной компонентной базы он еще и быстрее работает и лучше показывает. Так что потребитель вполне готов заплатить за него большие деньги.
Но главное, безусловное преимущество старших смартфонов перед планшетами в том, что их базовое назначение – мобильный телефон. Сегодня люди без мобильного телефона никуда не выходят – он всегда в кармане. А коли этот телефон теперь вполне может взять на себя подавляющую часть задач по работе с контентом, решаемую младшими планшетами, так зачем вообще нужен этот самый планшет как отдельное устройство? «Семерки» сегодня покупают только малобюджетные потребители, которые пользуются привычным, старым смартфоном или даже кнопочным телефоном. И к нему им еще нужно хоть что-то для работы в Сети с экраном побольше, причем за наименьшую стоимость. Но таковых становится все меньше.
Это обстоятельство снижает и интерес к «семеркам» со стороны продавцов: если раньше продажи таких гаджетов поддерживали операторы связи – под программы распространения пакетов широкополосного мобильного Интернет, то сейчас сотовый ритейл окончательно переключается и на продвижение смартфонов по этой модели.
Планшеты бОльших диагоналей также сокращаются в продажах, но не так активно, как младшие. Здесь все же играет роль более широкий экран, который, понятно, лучше смартфонного для просмотра фото-видео и свободного интернет-серфинга. Тем более для работы с электронной почтой и чтения документов. Те, кто использует планшет в рабочих целях, конечно, не удовлетворяются фаблетом. Поэтому старшие планшеты не попадают под внешний прессинг столь явно. Здесь, скорее, фаза насыщения, чем влияние товарозаменителей. Ведь показательно, что самый старший типоразмер в 2017 г. и вовсе впервые основательно вырос, причем сразу в шесть раз. Правда, объемы в этом секторе изначально настолько мизерны, что этого хватило разве что на достижение доли размерностью в 2% от всех планшетов.
Структура рынка и конкуренции меняется
В итоге структура рынка планшетов критически меняется. Вклад «семерок» в общую картину сокращается, а старшие типоразмеры увеличивают свое влияние (см. рис.2). Семерки росли быстрее в период роста, поскольку они были в разы дешевле: их доля среди других типов планшетов возросла с 33% в 2011 г. до 53% в 2014-м. Они и падать начали резче в связи с вышеописанными обстоятельствами товарозамещения и насыщения: эта доля упала с 60% в 2015 г. до 46% в 2017-м.
Рис. 2. Доли диагональных подсегментов на российском рынке планшетов в 2011–2016 гг.
Изменение потребительского поведения в отношении планшетов отразилось и политике основных поставщиков. Времена, когда тон здесь задавали такие технологические монстры, как Apple и Samsung, ушли в прошлое. Компания Samsung сместилась уже на шестую позицию, Apple остался на седьмой, как и в 2016 г. Больше всего планшетов в 2017 г. в России поставила компания Digma. Также в ведущую пятерку вошли компании Lenovo, Huawei, Irbis и Prestigio. Впрочем, нельзя не обратить внимания и на новое имя в этой группе – известный бренд Huawei, агрессивно наступающий также и на рынке смартфонов.
Суммарно лидирующая пятерка в 2017 г. продала 64% всех планшетов в России. Последние несколько лет этот показатель неуклонно растет, причем концентрация рынка (доля ведущих игроков) находится в противофазе с его емкостью. На растущем рынке до 2014 г., когда в сегменте работало много брендов, она сокращалось. А как только началось сжатие продаж, малые бренды стали отваливаться, и рынок подмяла под себя небольшая группа компаний с крупными поставками.
Подробнее о ситуации на российском рынке планшетов см в статье «Продолжающееся снижение», в аналитическом сборнике «Бестселлеры IT-рынка», Осень, 2018.
Вернуться к началу обзора «Рынок планшетов прошел свой пик?»