Василий Мочар
Аналитическая компания ITResearch
2019-й год на российском рынке ИБП прошел очень драматично. Как и предупреждала аналитическая компания ITResearch, всё началось с резкого снижения продаж и заморозки значительного числа проектов. В первую очередь это было связано с крайне невнятной политикой Правительства, самого себя зарегулировавшего до такого состояния, что оно оказалось неспособно тратить деньги. Что в итоге привело к недорасходованию бюджета
Однако во второй половине года ситуация выровнялась, и по итогам 2019 года рынок даже немного превысил прогнозы . Вместе с тем, как показывает анализ данных, сегменты high-end и middle range в 2019 г. снизили свою долю рынка. В то же время наиболее успешно продажи во втором полугодии проходили в сегменте low-end, т. е. по дешевому оборудованию всех классов, что, кстати, заметно отразилось на распределении рыночных долей вендоров.
Причем следует отметить, что нарастание спроса на более бюджетные решения - это не тенденция именно второго полугодия 2019. Как показывают расчёты ITResearch, это довольно остро чувствуется уже на протяжении нескольких последних лет, особенно в сегментах On-line- ИБП (см. рис. 1).
Рис. 1. Темпы снижения средневзвешенной стоимости ИБП в ряде On-line-сегментов
Особенно показателен этот тренд в сегменте On-line-ИБП средней мощности, которые, по данным ITResearch, особо востребованы на нашем рынке в небольших корпоративных ЦОДах (см. рис. 2)
Это многофакторный тренд, где друг против друга работают «повышающие» и «понижающие» факторы, и последние понемногу превозмогают.
Рис. 2. Динамика средневзвешенной мощности On-line-ИБП средней мощности.
Первые (повышающие) - это общее повышение технологичности, как то: широкое распространение в новых моделях коэффициента мощности, равного единице; модульные системы; форм-фактор RT; Li-ion-батареи; повышение плотности энергии; повышение КПД; повышение управляемости и т. д. Всё это повышает стоимость устройств.
Но против этого действует необходимость закупок (отложенный спрос) в ситуации ограниченных (директивно сверху) бюджетов; влияние системы электронных торгов, где побеждает самая низкая цена; и повышенная активность и ценовые войны со стороны новичков и участников массового рынка.
В этом же «понижающем» ряду есть также и мощный «продуктовый» фактор. Чувствуя рост запросов клиентов на более доступное оборудование с ограниченным, но достаточным функционалом, некоторые ведущие производители уже несколько лет как начали оптимизировать свои модельные ряды. Основной лейтмотив стоит в том, чтобы выводить на рынок продуктовые линейки ИБП, у которых отсутствуют некоторые параметры, которые могут быть критичны для корпоративных заказчиков, но избыточны для пользователей ИТ-систем начального уровня. За счет этого появляется возможность резко снизить «ценник» ИБП, выходя на ранее незадействованные категории потребителей. (Или же можно попытаться вернуть нелояльных заказчиков, которые, возможно временно, выбрали лучшую цену.)
В результате мы видим определенную «поляризацию» модельных рядов у некоторых ключевых производителей. То есть у них начинают одновременно поставляться устройства одной технологии, одной мощности и на первый взгляд близкого функционала, которые при этом различаются в цене на десятки процентов, а то и в разы.
Очевидно, что этот процесс начинает существенно влиять на конфигурацию конкурентной среды рынка, и A-брендам становится намного легче конкурировать по цене без опасности понизить свой бренд-имидж. Правда, стоит отметить, что в ряде случаев такой подход начинает негативно влиять и на бизнес самих ведущих компаний. Не видя необходимости платить больше, многие клиенты могут выбрать «упрощенный» аппарат, а значит, вендор недополучит прибыль. Речь идет о каннибализации модельных рядов, и мы можем отметить, что в ряде случаев уже наблюдали подобные процессы.
Вернуться к началу обзора «ИБП «облегченных» конфигураций – одна из тенденций российского рынка»