Сегмент компьютерных мониторов в группе средств визуализации можно с уверенностью считать наиболее пострадавшим во время кризиса. Произошло это несмотря на то что это самая большая из всех рассматриваемых отраслей (по крайней мере в штучном исчислении), и хотя большие системы обычно наименее эластичны, целый ряд факторов сделал отрасль чрезвычайно уязвимой, что и проявилось в существенном падении объемов продаж.
С 2006 г. этот рынок находится в фазе «плато», т. е. темпы продаж мониторов фактически сравнялись с темпами роста экономики в целом. Под влиянием субститута, в качестве которого выступают ноутбуки, спрос на стационарные компьютеры постепенно снижается. Объемы продаж мониторов сейчас во многом обеспечиваются не за счет новых рабочих мест, а за счет замены устаревшего и/или вышедшего из строя оборудования.
Средний срок жизни монитора довольно значителен, по результатам недавнего исследования ITResearch он составляет около шести лет. При этом существует и фактор «морального» устаревания, который на рынке мониторов в последние несколько лет был чрезвычайно значимым вследствие большого парка ЭЛТ-устройств. На данный момент на рабочих местах осталось еще несколько миллионов «трубочных» аппаратов, которые прекрасно работают, но уже никому не хочется ими владеть. Раньше это подталкивало компании и конечных пользователей к ускоренной замене, поддерживая, таким образом, весь рынок. В 2007 г., например, по расчетам ITResearch, замена составила более 38%, а в 2008 г. – около 50% всех продаж. Но кризис одним махом ликвидировал стремление клиентов к ускоренному обновлению парка, как вследствие снижения покупательской способности, так и за счет переброски относительно новых аппаратов на места еще не уволенных сотрудников. Соответственно, начиная с конца 2008 г. о рынке замены можно говорить только как о замене физически вышедших из строя устройств (а мониторы, к сожалению игроков рынка, ломаются достаточно редко).
Итак, прошлый год впервые за последние 10 лет показал значительное снижение продаж, которое, кстати, началось даже до первых видимых проявлений кризиса в нашей стране. Но тут уже следует отметить, что небольшое падение в III квартале в основном было связано с сезоном back to school, когда дилеры и розница сделали ставку на ноутбуки. В результате планомерное снижение темпов роста данного зрелого рынка сменилось заметным падением. Всего продажи составили 7,3 млн устройств на сумму 1,8 млрд долл., а рынок фактически вернулся на уровень не очень удачного 2006 г.
Рис. 2. Динамика темпов прироста продаж мониторов.
Напоминаем, кстати, что это был первый год, когда продажи ЭЛТ-аппаратов уже фактически не осуществлялись. То есть «монитор» и «ЖК-монитор» — это сейчас полностью одно и то же.
Технологическая структура рынка развивалась вполне закономерно: росли продажи больших диагоналей, а широкоформатные устройства увеличивали свою долю и по итогам 2008 г. приблизились к уровню половины всех продаж. Из рис. 3 видно, что наиболее значительно снизились продажи 17-дюйм устройств. Часть их рынка была «съедена» 19-дюйм широкоформатными устройствами, но еще больше перешло на продажи 20- и особенно 22-дюйм широкоформатников.
Рис. 3. Динамика технологической структуры рынка мониторов (в натуральном выражении).
Несмотря на данный технологический сдвиг, наблюдавшееся масштабное снижение стоимости мониторов привело к тому, что динамика денежных и натуральных показателей кореллировала. Стоит отметить, что в целом данная закономерность всегда была довольно стабильной, и средневзвешенная розничная стоимость монитора на российском рынке держалась на уровне около 270 долл. Однако в конце года два фактора привели к слому многолетней закономерности. Один из них — это кризис и связанная с ним необходимость «сливать» товар, спрос на который падает. Кроме того, вмешался и так называемый хрустальный цикл, заключающийся в колебаниях мировых цен на ЖК-матрицы. Осенью 2008 г. произошло масштабное снижение цен на ЖК-панели (во многом обусловленное давлением и штрафами антимонопольных органов), потянувшее за собой значительное снижение себестоимости готовых мониторов. К концу прошлого года средневзвешенная стоимость уже опустилась до уровня 240 долл., а в текущем году даже снизилась ниже 200 долл. Это означает, что прибыльность операций по мониторам резко упала, сделав их намного менее привлекательным товаром для игроков рынка. Для вендоров это часто означает отказ от продолжения работы в данной отрасли, а также переход от политики, направленной на улучшение товара, к снижению его себестоимости.
Ведущие вендоры пострадали меньше, чем компании второго эшелона, которыми дистрибьюторы очевидно занимались в остаточном режиме. В результате резко выросла концентрация рынка. Если еще несколько лет назад на нем достаточно активно работали около 20 производителей, то сейчас с трудом набирается 10 с мало-мальски ощутимой рыночной долей.
В 2008 г. лидером российского рынка традиционно оставалась компания Samsung, в ведущую группу входят также* Acer, BenQ, LG и ViewSonic. На долю этой пятерки пришлось почти 86% рынка.
Напоследок — несколько слов о I квартале 2009 г.: он показал драматичное падение, превысившее 35%. Во многом это было связано с запущенным процессом пересмотра государственного бюджета и, как следствие, почти обнулением закупок госсектором, который является одним из ключевых целевых рынков. Кстати, именно здесь сосредоточена значительная доля ЭЛТ-мониторов, которые, как сказано выше, пока «придерживаются» до лучших времен. Остается только надеяться, что результаты II квартала будут не столь удручающими, а там, глядишь, «больной» тихонько пойдет на поправку.
* Компании перечислены в алфавитном порядке.
Подробнее о структуре продаж на российском рынке мониторов и в других сегментах рынка средств визуализации см. «Бестселлеры IT-рынка», № 2, 2009.