В 2008 г. на российском рынке компьютеров было реализовано чуть более 10 млн единиц техники, включая продажи настольных ПК, ноутбуков, нетбуков и серверов стандартной архитектуры. От этого количества немногим более 58,8% пришлось на стационарные ПК; 39,4% — на мобильные, из которых около 5% — это нетбуки; на серверы пришлось традиционные в последнее время для этого сегмента 1,8% продаж.
Динамика развития рынков была конечно очень сильно подпорчена кризисными процессами. Как уже отмечалось, сегмент ноутбуков — единственный, в котором еще сохранялся роста, однако и здесь он оказался на 40 процентных пунктов ниже привычных уровней.
Самый «старый» компьютерный сегмент – десктопы – в начале 2008 г. еще сохранял положительные значения динамики, хоть и не великие: чуть более 4%, тогда как в предшествующие периоды настольные ПК росли по 9–10% в год.
Прогнозные значения в конце первой половины 2008 г. давали динамику по десктопам на уровне всего 1–2%, но все же это по-прежнему был бы небольшой рост. И серверный сегмент вряд ли бы опустился ниже 25%, скорее как раз был бы выше. Понятно, что под влиянием кризисной волны этим планам не суждено было сбыться.
Кризис повлиял не только на натуральные и денежные показатели сегментов компьютерного рынка, но и на внутреннюю структуру продаж. Например, распределение продаж системных блоков ведущих отечественных производителей по ценовым диапазонам в первом и втором полугодиях явно показывает смещение в область удешевления. Поступательное движение кривой влево естественно – это следствие начавшегося повышения курса доллара, а цены на этом графике пересчитаны в инвалюту. Но смещение это неравномерно. Доля конфигураций по цене ниже 400 долл. усилилась, а вот более дорогие машины (в категории 600–700 долл.) несколько поутратили позиции.
Вроде налицо начало движения спроса в область экономизации закупок. Кризис равно экономия, звучит как аксиома. Но не будем спешить с выводами. Дело в данном случае не в том, что массовый потребитель резко среагировал на внешний негативный фон и моментально снизил запросы к функциональности оборудования. Скорее представляется, что в этот момент вырос вклад корпоративной составляющей. Розница, особенно мелкая и средняя, упала сильнее, чем государственный и крупный деловой секторы. Обычно вторая половина года оказывается более «розничной», это чисто сезонный фактор. Но не в этот раз. А на массовые рабочие места обычно и ставится интегрированное оборудование, более дешевое в сравнении с домашними мультимедийными десктопами.
В распределении продаж ПК по процессорам вообще явного удешевления вроде как и не видно. Впрочем, этот график стремится к смещению к новейшим чипам абсолютно в любой момент времени, просто за счет смены технологических поколений процессоров. От структуры же продаж по целевым сегментам – корпоративный/домашний сектор – он зависим больше по сезонному соотношению сил между компаниями Intel и AMD. Обычно последняя во второй половине года смотрится более комплиментарно, ее доля подрастает вместе с долей отгрузок в ретейл. В этот же раз суммарная доля десктопов на процессорах AMD, заметим, снизилась во втором полугодии. Учитывая, что системный блок на платформе этого вендора за аналогичную конфигурацию часто оказывается дешевле, это снижение было бы странно при простом увеличении спроса на экономичные компьютеры в рознице.
Получается, что на самом деле ухода в low-end в массовом секторе не наблюдалось с момента начала кризиса и до рождественских распродаж включительно. Имеется в виду, не было ухода в продукты сниженной функциональности, ограниченных конфигураций. Поиск торгового дисконта, местами снижение интереса к бренду как фактору при покупке и т. д. – это и тогда уже началось. А вот массового сокращения базовых требований – нет.
Проблемы же локальной розницы и небольших реселлеров, ориентированных на сектор малого и среднего предпринимательства, вызваны были далеко не только падением общего объема спроса. То есть падение, безусловно, имело место, но по крайней мере в частном секторе было еще не столь катастрофичным. Собственно, основной детерминантой было прекращение выдачи потребительских кредитов.
Но здесь во многом сыграли роль проблемы самого канала сбыта, компьютерных компаний – расшивки неплатежей, сложности с кредитами, нарушения в дистрибьюторских цепях. Так что частично здесь еще виноват шок в области предложения. Крупные же корпоративные поставщики, видимо, оказались относительно менее задеты первой волной спада.
Рынок серверов стал испытывать мощный кризисный прессинг уже начиная с III квартала. Пожалуй, чуть большее падение произошло в секторе малого и среднего бизнеса. Крупный заказчик хоть и секвестировал существенную часть заказов, но все же по значительной части проектов работа продолжалась.
Среди технологических подсегментов единственной точкой роста в конце 2008 г. стали blade-серверы. (Надо, правда, отметить, что в первой половине года у blade-класса произошел локальный спад, а во втором полугодии они продолжили свое бурное развитие. Поэтому отрыв этого класса оборудования и оказался столь впечатляющий.)
В остальном по динамике подсегментов все довольно привычно – увеличивается доля рэковых конструктивов и сильно проседает сегмент многосокетовых систем.
Подробнее о структуре продаж на российском компьютерном рынке см. «Бестселлеры IT-рынка, № 2, 2009».