Компания J’son & Partners Consulting представила результаты обновленного исследования российского и мирового рынков интернет-рекламы. Этот рынок заслуженно считается самым быстрорастущим и перспективным среди всех российских каналов рекламной коммуникации. Даже в непростые для остальных сегментов отрасли 2008 и 2009 гг. тренд в интернет-секторе не был отрицательным. Основным фактором роста, по мнению J’son & Partners Consulting, явился продолжающийся устойчивый тренд увеличения интернет-аудитории в целом, обеспечивающийся экспансией ШПД-операторов (особенно в регионах), снижение тарифов и входного порога для новых подключений. По итогам 2010 г. Россия занимала второе место по количеству интернет-пользователей после Германии. Тем не менее рынок развивается довольно быстро, и можно ожидать, что в 2013 г. Россия станет мировым лидером с интернет-аудиторией 93,1 млн пользователей. При этом темпы роста числа российских интернет-пользователей будут постепенно замедляться, с 29% в 2010 г. до 10% в 2013 г.

Также важными драйверами рынка интернет-рекламы являются: расцвет формата онлайн-видео, создание большого числа порталов, содержащих видеоконтент и рост их аудитории благодаря увеличению пропускной способности каналов связи. Продолжает набирать популярность контекстный формат — даже в кризис рекламодатели не отказались от средства коммуникации, дающего прямые продажи.

Рынок интернет-рекламы в мире

Согласно исследованиям J’son & Partners Consulting, в интернет-среде наибольший темп роста интернет-рекламы в 2010 г. показал рынок России (около 42% по сравнению с 2009 г.). Темпы роста рынка интернет-рекламы в Китае в 2010 г. составили 35%. Хорошие темпы роста — на уровне 30% — показывают также Индия и Бразилия. А вот насыщенные рынки развитых стран Западной Европы, Канады и США показали по итогам 2010 г. более скромные результаты. Наиболее низкие темпы роста рынка интернет рекламы в 2010 г., из рассмотренных в исследовании стран, оказались у США — всего 14%.

Темпы роста рынков интернет-рекламы в мире, 2010

Источник: JP Morgan, Morgan Stanly, e-Marketer, IAMAI, J’son & Partners Consulting

Российский рынок интернет-рекламы

Устоявшееся распределение бюджетов кампаний по сегментам рекламного рынка в целом сохранилось. В 2010 г. продолжилась экспансия контекстной модели: данный сектор вырос до 56,1% с 53,7% в 2009 г. Сектор же медийной рекламы, наоборот, остается в отрицательном тренде: наблюдается падение более чем на 3% от общего объема: c 37,5 % в 2009-м до 34,1 % в 2010 г.

Наряду с контекстным сегментом растет и сегмент видеорекламы, хотя и не столь значительно: общая доля рекламы в видеороликах выросла с 7,3% в 2009 до 7,6% в 2010 г. Расходы рекламодателей на различного рода нестандартные и неформатные кампании в Интернете тоже увеличились: сегмент расходов на продвижение в социальных медиа, на интегрированные интеренет-кампании вырос с 1,5% в 2009 г. до 2,2% в 2010-м и будет продолжать расти.

Лидирующими компаниями по количеству рекламных доходов продолжают оставаться Яндекс, Mail.ru, Google, Rambler и РБК.

Доли участников российского рынка интернет-рекламы по доходам от рекламы в 2010 году, %

Источник: J’son & Partners Consulting

Яндекс прочно удерживает первую позицию: в 2010 г. доля компании составила 44,6% от всего объема рынка, причем основную долю доходов поисковик получает в контекстном секторе. Mail.ru по-прежнему получает практически все свои доходы в сегменте медийной рекламы, общая доля компании на рынке составила 13,5%. Google Russia занимает третью позицию с 11,8% рынка, весь этот объем приходится на контекстный сектор. Rambler и РБК замыкают пятерку лидеров рынка.

Прогнозы и перспективы

По прогнозам J’son & Partners Consulting, одним из главных драйверов роста рынка онлайн-рекламы в целом станет развитие онлайн-видеорекламы. В России, к 2015 г. прогнозируется увеличение доли онлайн-видеорекламы до 10-12% от общего объема рынка. Многие рекламодатели будут сокращать бюджеты на телевизионную рекламу в пользу онлайн-видео, в результате чего могут даже возникать определенные противоречия в рамках медиахолдингов и рекламных агентств.

Кроме того, продолжится рост контекстной рекламы, а также ожидается дальнейшее падение рыночной доли медийной рекламы, еще большее снижение эффективности баннеров и rich media. Появятся новые форматы нестандартного маркетингового продвижения, крупные рекламодатели будут уделять большее внимание к возможностям контекста, таргетинга в социальных медиа. Отмечается также тенденция к интеграции рекламных кампаний с мобильными каналами продвижения.