Cогласно предварительным данным компании IDC vировые поставки традиционных ПК (десктопов, ноутбуков и рабочих станций) в 4-м квартале 2022 (4Q22) составили 67.2 млн штук. В годовом выражении это означает падение на 28.1%.
Табл. 1. Топ-5 компаний на мировом рынке традиционных* ПК в период Q4 2022 (поставки в млн штук)
Компания |
Поставки в 4Q22 |
Доля рынка в 4Q22 |
Поставки в 4Q21 |
Доля рынка в 4Q21 |
Динамика в 4Q22/4Q21 |
1. Lenovo |
15.5 |
23.0% |
21.6 |
23.1% |
-28.5% |
2. HP Inc. |
13.2 |
19.6% |
18.6 |
19.9% |
-29.0% |
3. Dell Technologies |
10.8 |
16.1% |
17.2 |
18.4% |
-37.2% |
4. Apple |
7.5 |
11.2% |
7.7 |
8.2% |
-2.1% |
5. ASUS |
4.8 |
7.2% |
6.1 |
6.5% |
-20.9% |
Прочие |
15.4 |
22.9% |
22.3 |
23.9% |
-31.0% |
Всего |
67.2 |
100.0% |
93.5 |
100.0% |
-28.1% |
Источник: IDC, 10 января 2023
* К традиционным ПК компания относит десктопы, ноутбуки и рабочие станции. Планшеты и x86-серверы не включены.
Рынок упал даже ниже ожиданий аналитиков и примерно соответствует итогам 4Q 2018, когда сильное сокращение рынка было вызвано с проблемами поставок компании Intel.
Итог за 2022 год составил 292.3 млн штук ПК, что всё-таки лучше предпандемийных годов. Но и здесь падение рынка заметное — 16,5% ( см табл. 2).
Табл. 2. Динамика мирового рынка ПК в 2021-22 гг. (поставки в млн штук)
Компания |
Поставки в 2022 |
Доля рынка в 2022 |
Поставки в 2021 |
Доля рынка в 2021 |
Годовая динамика 2022/2021 |
1. Lenovo |
68.0 |
23.3% |
81.8 |
23.4% |
-16.9% |
2. HP Inc. |
55.3 |
18.9% |
74.0 |
21.1% |
-25.3% |
3. Dell Technologies |
49.8 |
17.0% |
59.3 |
16.9% |
-16.1% |
4. Apple |
28.6 |
9.8% |
27.9 |
8.0% |
2.5% |
5. ASUS |
20.6 |
7.0% |
21.8 |
6.2% |
-5.7% |
Прочие |
70.1 |
24.0% |
85.2 |
24.3% |
-17.8% |
Всего |
292.3 |
100.0% |
350.1 |
100.0% |
-16.5% |
Источник: IDC, 10 января 2023
В целом такие показатели не удивительны. Понятно, что бум спроса на ПК, вызванный пандемией, позади, и дальнейший спрос в ближайшие сроки сомнителен, так как большинство потребителей в связи с переходом на онлайн-режим уже обзавелось новыми моделями, а состояние глобальной экономики ухудшается.
Во многих каналах поставок средняя цена продаж (ASP) упала, что было вызвано избытками складских запасов в последние месяцы и соответствующей конкуренцией и сбросом цен. Этот фактор, полагают аналитики, будет действовать как основной и в ближайшие кварталы.
В 2023 г. много крупных вендоров приходит на рынок, но их активность проявится и частично приведёт к росту рынка лишь к концу 2023 г., а полноценно — только в 2024 г. У корпоративного сегмента есть несколько причин для роста: это и заканчивающийся период поддержки Windows 10, и приближaющийся новый цикл обновления, а вот судьбу потребительского сегмента в 2023 г. и далее предсказать трудно. При этом в 4Q22 поставки снижались у всех вендоров первой пятёрки, в наименьшей степени у Apple, а лидером рынка осталась компания Lenovo (см. табл. 1 и 2).
Конечно, в 2021г. на глобальном рынке был исторический максимум, который трудно будет повторить, и с ним сравнение будет некорректно, но аналитики уверены, что в 2024 г., а возможно, и в конце 2023 г., рынок точно начнёт восстанавливаться.